Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях

- порядок культивирования наркотикосодержащих растений;

- порядок экспорта и импорта наркотических средств и психотропных веществ под контролем государства;

- порядок использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях [12].

С принятием данного закона впервые в нашей стране был установлен порядок составления списков наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» позиционировал Россию в качестве субъекта, активно формирующего и реализующего государственно-правовую политику противодействия наркотизации страны. Закон разработан в духе рекомендаций Программы ООН по наркотикам и получил ее одобрение. Принятием закона Россия продемонстрировала, что ее официальная политика направлена на жесткое государственное противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Этот закон определил, что «государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту будет направлена на практике на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ».

- Трудовой Кодекс Российской Федерации. Статья 81 (пункт 6 «б»): расторжение трудового договора со стороны работодателя в связи с появлением работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации – работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения [16].

Поиск новых, перспективных идей по преодолению наркотизации российского общества следует проводить с позиции теории конфликта. Наркопреступность представляет собой лишь одну из сторон социального конфликта, в разрешении которого определяющую роль играет соответствующая государственная политика. При этом противодействие наркопреступности, в отличие от борьбы с ней, включает в себя не только деятельность правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, но и целенаправленные мероприятия, осуществляемые различными ведомствами, общественными организациями, отдельными гражданами, то есть всем обществом. Недостаточная эффективность противодействия наркотизации российского общества представляет собой результат развития конфликта, возникающего и развивающегося между правовыми ограничениями и правовыми возможностями, действующими в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. С одной стороны, государство формирует вполне определенные ограничения возможностей граждан по поводу употребления и распространения наркотиков, а с другой – обязано (но не всегда делает это) не только охранять права граждан, но и поощрять их социально-правовую активность, направленную на противодействие наркотизации общества.

К сожалению, самая эффективная форма осуществления антинаркотической политики – основанная на партнерстве государства и общества – не получила в России до сих пор заметного развития и распространения. Эта слабость государственной антинаркотической политики делает ее результаты минимальными в современном российском обществе. И это может иметь фатальное стратегическое значение для будущего России. Под государственно-правовой политикой противодействия наркотизации общества мы подразумеваем реализацию в рамках законодательно установленных правовых ограничений комплекса мер нормативно-правового, организационно-управленческого, психолого-педагогоческого, медицинского и социально-экономического характера, направленных на решение проблем, обусловленных незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ [17, с. 18].

В соответствии с этим эффективная антинаркотическая политика должна исходить не только из правовых ограничений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, но и базироваться на идее партнерства органов государственной власти и личности на основе гармонизации государственных и личных интересов, создания условий для развития всех групп населения. Партнерство государства и личности, как известно, является целью социального государства. Конституция РФ определила в качестве одного из атрибутов российской государственности социальную защиту, социальную помощь своим гражданам. Противодействие наркотизации как функция государства носит управленческий характер, основываясь при этом не на внушаемости и подавлении воли граждан, а на их сознательном участии в общественно ценной антинаркотической деятельности на основе собственной социально-правовой активности, побуждаемой правовыми стимулами и развиваемой в рамках правовых ограничений. Эффективность государственно-правовой политики в значительной степени определяется информированностью государства о проблеме, которую необходимо решать, а также о фактическом положении дел в обществе. Управленческое решение, безусловно, должно основываться на знании ситуации, факторов, их взаимосвязей. Информация способствует реализации всех управленческих функций (плановой, организационной, контрольной, регулирующей, распределительной), а, кроме того, позволяет нам моделировать процесс предполагаемых действий, получать так называемый информационный эквивалент результата с целью внесения поправок в программу действия системы управления. Только системный подход позволяет интегрировать разнородные частные проблемы, подвести их к одному общему знаменателю и тем самым сложнейшую группу проблем представить, как единую проблему, отыскать единое интегративное качество, ту самую основу, на которой строится здание системы [18, с. 34]. Без общего единства всех элементов системы управления противодействия наркотизации, интегрирующей и регулирующей роли государства, невозможно целостное, логически стройное, целенаправленное конструирование и действие рассматриваемого процесса. Сочетание общего, особенного и единичного в системе является необходимой основой ее функционирования, что становится возможным в результате всеобщей связи элементов системы как объективного факта действительной правовой жизни общества. Принцип системности создает предпосылки для создания в обществе условий, дающих возможность оперативно выявлять проблемные ситуации и предпринимать целенаправленные действия по их локализации, а также использовать механизм координации и интеграции интересов и потребностей.

Таким образом, целью государственной антинаркотической политики является утверждение в обществе здорового и безопасного образа жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих (альтернативных наркомании, токсикомании, алкоголизму) ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважения к закону, преодоления правового негативизма.

Чтобы наиболее полно раскрыть понятие «антинаркотическая политика», необходимо рассмотреть приоритетные направления и принципы государственной политики в сфере противодействия наркотизации общества, что будет рассмотрено в следующем параграфе.


1.2 Приоритетные направления и принципы антинаркотической политики государства


Формирование свободного гражданского общества, реальной демократии, создание правового государства подразумевают господство права, Конституции и закона. Сильное государство, соответствующее современному характеру и структуре общества, должно располагать не менее эффективной методологией и реальным инструментарием, позволяющими осуществлять надежное противостояние угрозе наркотизации, которую мы рассматриваем как опасное социальное явление, возникающее вследствие прогрессирующего распространения наркомании.

Тем самым актуализируется проблема научного обеспечения государственной политики в сфере противодействия наркотизации общества, которая должна осуществляться в неразрывной связи с деятельностью по защите прав и свобод человека и гражданина, установлению конституционного правопорядка, сохранению психического здоровья нации при соблюдении принципов сбалансированного применения воспитательных, организационных и принудительных мер, скоординированного решения задач правоохранительной и социальной направленности [19, с. 73].

Являясь составной частью внутренней и внешней политики, современная российская антинаркотическая политика определяет систему государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков и противодействие их незаконному обороту, основные направления, цели и средства такого контроля и воздействия на наркопреступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение наркопреступлений, связанных с наркотиками, административных правонарушений, сокращение спроса на наркотики, другие аспекты, включая вопросы лечения от наркозависимости и реабилитации прошедших такое лечение [20, с. 119].

В Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации отмечалось, что «государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечивать баланс мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и уменьшения спроса на них, и строиться по следующим главным направлениям: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом; предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией»[21].

Прошедшее с момента принятия Концепции время показало, что государство не в полной мере справляется с возложенными на него функциями в рассматриваемой сфере, а его деятельность не отвечает философии осуществляемых реформ. Изложенный в Концепции неблагоприятный общий прогноз ситуации с наркотиками не только подтвердился, но и существенно усугубился прогрессирующими негативными процессами. Как справедливо подчеркивает Н.И. Матузов, «в результате допущенных в ходе реформ ошибок, поспешности и некомпетентности было потеряно много возможностей» [14, с. 30 ].

Рассмотрим принципы государственной антинаркотической политики:

- государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

- лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;

- государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;

- привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

- развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе [12].

Принципы государственной политики, перечисленные в статье 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», нуждаются в переосмыслении, дополнении и переоценке с учетом достигнутых результатов, анализа просчетов и промахов, определения новых подходов и актуализации задач.

Методология противодействия наркотизации должна выстраиваться не только с позиции ее системности, но и функциональности. Это дает веские основания оценивать в рамках политической и правовой системы государства эффективность рассматриваемого процесса, то есть качество совместной деятельности государства и общества по решению поставленной задачи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты