Для того чтобы понять структуру современного российского законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, представляется необходимым проследить и осмыслить историю его формирования, которая насчитывает несколько столетий, а также дать определение, того, что мы называем наркотическими средствами и психотропными веществами. Наркотическими средствами и психотропными веществами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Данный перечень обозначен в статье 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». В зависимости от опасности и применяемых государством мер контроля наркотические средства и психотропные вещества классифицируются следующим образом:
- наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых полностью запрещен на территории Российской Федерации;
- наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются специальные меры контроля;
- психотропные вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.
Исполнительная власть в лице Правительства Российской Федерации утверждает Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 681) [12].
Теперь перейдем к анализу формирования государственной политики в отношении наркотических средств и психотропных веществ.
На территории России со времени принятия христианства контроль над применением наркотиков, в целом, осуществляла церковь. Нарушителей правил обращения с зельем по Уставу князя Владимира Мономаха «О десятинах, судах и людях церковных» (XI-XII века) предписывалось подвергать жестокому преследованию вплоть до лишения жизни. Постепенно функции контроля над оборотом наркотиков перешли от церковной к светской власти - чиновникам Разбойного и Земского приказов. Вообще историю российских законов о наркотиках можно разделить на 3 этапа.
Первый – законы периода контроля (1915-1990 годов). В Российской Империи контроль над оборотом наркотиков до 1917 года был возложен на Министерство внутренних дел. Непосредственно этим вопросами занимались Департамент полиции и Медицинский департамент. Разрастание проблем наркомании побудило монархическую власть принять 7 июня 1915 года первый в истории России специальный антинаркотический уголовно-правовой акт – Указ «О мерах борьбы с опиокурением». Это закон подписан Николай II и действовал на Дальнем Востоке. Помимо введения уголовной ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в крупных российских городах были открыты клиники для лечения наркоманов. В 1918 году в силу вступил Декрет о национализации аптек, реализующих наркотикосодержащие лекарства, а в 1924 году – Декрет об уголовной ответственности за распространение наркотиков. Постановлением Совнаркома в 1938 году устанавливались правила потребления, сбыта и перевозки наркотиков, ядовитых и сильнодействующих веществ. С 1952 по 1962 год в республиканские уголовные кодексы была введена статья, предусматривающая ответственность за сбыт, хранение и перевозку наркотиков. В 1963 году СССР присоединяется к «Единой конвенции о наркотических средствах» (1961 год), принятой ООН и обеспечивающей на международному уровне систему контроля за оборотом наркотиков. Конвенция разрешила использовать запрещенные наркотики только в медицинских и научных целях. Позитивную роль сыграл Указ «Об усилении борьбы с наркоманией», введенный в действие в 1974 году Президиумом Верховного Совета СССР. Указ имел ярко выраженный комплексный координирующий характер и являлся для регионов документом не рекомендательным, а обязывающим, имеющим силу закона. Указ был дополнен важными законодательными положениями. На их основании в Административный кодекс РСФСР была внесена норма, разрешающая привлечение к штрафу или административному аресту за незаконное потребление наркотиков без назначения врача или хранение (приобретение) их без цели сбыта (для себя) в небольших количествах. К началу 80-х годов проблема наркомании в советской России стала обостряться, возросли масштабы незаконной торговли наркотиками кустарного производства, а также число лиц, допускающих их немедицинского потребление. Незаконный оборот наркотиков стал грозить превратиться в серьезную криминальную проблему. С учетом масштабности проблемы ее успешное решение становилось возможным лишь при условии принятия скоординированных общегосударственных мер превентивного, социального, организационного, медицинского и правового характера. В связи с этим в октябре 1982 года было принято закрытое постановление ЦК КПСС об организации борьбы с наркоманией, однако реальных практических мер в этом направлении принято не было. Через четыре года (30 января 1986года) ЦК КПСС вновь принимает постановление «О серьезных недостатках в организации борьбы с наркоманией», реализации которого было уделено более серьезное внимание государственных органов и общественности. Таким образом, к началу 90-х годов в СССР сложилась действенная, взаимосвязанная система правовых мер борьбы с наркоманией: административная ответственность, уголовная наказуемость, принудительные и добровольные меры медицинского характера. Создавалось единое правовое поле для министерств и ведомств, отвечающих за данное направление.
Второй этап – период либерализма и попытки декриминализации законодательства против наркотиков. 25 октября 1990 года Комитет Конституционного надзора СССР своим Заключением № 8 (2-10) «О законодательстве по вопросу, о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией» фактически начал либеральный виток в наркополитике России. Согласно Заключению «потребление наркотиков приравнивалось к неотъемлемому праву человека, который ни перед кем не обязан бережно относиться к собственному здоровью». Подчеркивалось, что такая обязанность человека не может обеспечиваться мерами принудительного характера. Предыдущие правовые положения утрачивали силу, тем самым разрушалось необходимое для координации антинаркотических сил единое правовое пространство, и создавались условия для доминирования узковедомственных отраслевых интересов [13, с.87]. В 1991 году депутаты Верховного Совета посчитали, что юридическая ответственность за незаконное потребление наркотиков без назначения врача (как уголовная, так и административная) несовместима с новой демократической Россией и созданием открытого общества. С 1987 года до 5 декабря 1991 года за незаконное потребление наркотиков (без разрешения врача), по Административному кодексу РСФСР, полагались штраф или арест до 15 суток. 5 декабря 1991 года эту норму депутаты отменили. Одновременно ими были отменены меры уголовного характера за повторное незаконное потребление наркотиков в течение года после административного наказания. Ранее эти меры осуществлялись, хотя и не часто, но угроза их применения ощутимо сдерживала рост числа наркоманов. В 1996 году, когда последствия либерального отношения государства к незаконному потреблению наркотиков резко обострили наркоситуацию, в Государственной Думе Российской Федерации был подготовлен законопроект «О наркотических средствах и психотропных веществах», согласно которому потребление наркотических средств без разрешения врача вновь запрещалось. Закон, пройдя стадии законодательного процесса, не был подписан Президентом Российской Федерации. В 1996 году Россия вынуждена принимать новый Уголовный кодекс. В его редакции либералами из Государственной Думы предпринимается попытка декриминализации хранения и приобретения наркотиков в небольших размерах. Однако эта попытка не удалась благодаря позиции Постоянного комитета по контролю за наркотиками Минздрава России, который под влиянием Министерства внутренних дел Российской Федерации отреагировал на либеральные новации уголовного законодательства пересмотром своих протоколов о величине «крупного размера» существенно его уменьшив, и фактически сведя к «небольшим размерам».
Третий этап – период начала возврата к контролю за незаконным потреблением наркотиков.
Отсутствие последовательности в антинаркотической политике станы настолько осложнило наркоситуацию, что в 1998 году законопроект «О наркотических средствах и психотропных веществах», предложенный в 1996 году, был принят Государственной Думой и подписан Президентом России. Чтобы преодолеть ведомственную разобщенность и доминирование ведомственного подхода над государственным, в 1998 году российское государство абсолютно правильно провозгласило в этом законе две конкретные цели в области контроля наркотиков:
-постепенное сокращение числа больных наркоманией;
-сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков [14, с. 28].
Но отсутствие в России в течение длительного времени базового федерального закона в сфере правового регулирования оборота наркотиков уже оказало отрицательное воздействие на формирование эффективной государственно-правовой политики, направленной на противодействие наркотизации общества. Новый Федеральный закон в 1998 году восстановил запрет потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в Российской Федерации, с этого изменения законодательства общество стало медленно возвращаться к утраченному пониманию необходимости практического контроля за самой незначительной, с точки зрения борьбы с наркобизнесом, и самой главной, с точки зрения эффективной профилактики наркомании, стадией незаконного оборота наркотиков – их потреблением без назначения врача. Российское общество переживает в своем развитии сложный переходный период на пути становления правового государства и обретения статуса полноценного участника процессов, происходящих в современном цивилизованном мире, целью которого является – развитие демократии, утверждение прав человека и достоинства личности. Любой переходный период связан с дезорганизацией государственных структур, потерей привычных духовных ориентиров, противоборством политических сил, указанные процессы развиваются сегодня и в нашем обществе в крайне сложных и обостренных формах. Нестабильность функционирования формирующейся государственной системы стимулирует рост социальной напряженности и обострение криминогенной ситуации [15, с. 54].
Рассмотрим существующие на данный момент антинаркотические законодательства, как документы, в содержании которых сконцентрирована сущность реализуемой государственной антинаркотической политики, а именно:
- Уголовный Кодекс Российской Федерации. Глава 25 посвящена преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Глава 6 – Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
- Федеральный Закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах». Настоящий федеральный закон установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществах и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Одновременно им определены направления государственной политики в рассматриваемой сфере, выполняющие роль приоритетных правовых ограничений:
- государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34