В рамках государственных ведомств сформированы специальные службы, задействованные в антинаркотической работе (структуры по подготовке специалистов-психологов для системы Министерства образования и науки и реабилитационных центров на базе Казанского государственного университета и Казанского государственного педагогического университета, психолого-педагогическая служба в системе Министерства образования Республики Татарстан, штатные должности психологов в учебных заведениях, сеть муниципальных подростковых клубов, спортивных секций и клубов по интересам, служба уличных социальных работников в системе Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, развитие реабилитационных служб и центров в системе Министерства социальной защиты Республики Татарстан и так далее) [39, с. 131].
Практически создан целостный механизм привлечения к антинаркотической работе общественных (негосударственных) институтов - религиозных конфессий, общественных организаций, вузовских структур и так далее, активизация общественных антинаркотических инициатив, мероприятий и проектов. На этой базе в Татарстане осуществляется комплекс различных антинаркотических программ и мероприятий, проводятся массовые детские и молодежные акции, культурно-досуговые и спортивные мероприятия [42, с. 12].
Таким образом, Татарстан стал одним из первых регионов страны, где идет планомерная структуризация антинаркотической работы как постоянной константы государственного управления. Можно констатировать, что эмпирическим путем формируются пространство, организационная структура и технологии антинаркотической работы. При этом особое место среди ее составляющих (лечение и реабилитация наркопотребителей, противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркопотребления и наркотизации) занимает именно профилактика. Специалисты антинаркотической работы отводят ей решающую роль.
2.2 Анализ современной системы организации профилактики наркотизации и формированию здорового образа жизни среди населения в Муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район»
На сегодняшний день в Нижнекамске сложилась система противодействия наркомании и распространению наркотиков, в работе которой задействованы ресурсы органов государственного управления и общественности, религиозных объединений и предприятий, студенчества и средств массовой информации, образования, здравоохранения, культуры, сферы социальной защиты населения и другие силы.
В Нижнекамском районе и городе Нижнекамске с 1999 года координирует деятельность государственных структур в решении проблем наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения в начале межведомственная рабочая группа, а затем в соответствии с решением Совета Безопасности Республики Татарстан № 5 от 31.05.2000 года «О состоянии работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан» и постановления Главы администрации Нижнекамского района и города Нижнекамска № 891 от 30.11.2001 года «О внесении изменений в состав межведомственной комиссии» – межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске (далее – МВК).
Основной целью МВК является координация деятельности всех участников антинаркотического движения и реализация задач в области обеспечения противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, их незаконному обороту и формированию здорового образа жизни среди населения.
Свою работу Комиссия строит на основании утвержденного всеми ее членами плану. На заседаниях обсуждаются наиболее острые вопросы, требующие коллегиального решения. Регулярно заслушиваются отчеты руководителей тех служб и управлений, где возникают проблемы в организации антинаркотической работы, а так же тех, кто может поделиться наработанным положительным опытом в сфере организации профилактики наркотизации и формирования здорового образа жизни. В период между заседаниями за исполнение решений и подготовку проектов решений отвечает рабочая группа при МВК, которая состоит из специалистов всех управлений и организаций. Члены комиссии и специалисты управлений выезжают на места, проводят встречи с коллективами, круглые столы, проверяют документацию, выявляют проблемы и вместе разрабатывают проекты решений. Члены МВК работают на общественных началах, освобожденного секретаря нет, его функции выполняет оперуполномоченный межрайонного отдела Управления Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан (далее – МРО УФСКН РФ по РТ). Одним из приоритетных направлений деятельности Нижнекамского МРО УФСКН РФ по РТ, осуществляемой в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, является профилактика наркотизации и формирования здорового образа жизни среди населения. Координация деятельности и объединение усилий городских ведомств, общественных организаций, средств массовой информации и граждан по профилактике и пресечению распространения наркомании и токсикомании осуществляется через организацию работы МВК по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Основная задача МРО УФСКН РФ по РТ в сфере профилактики наркотизации – скоординировать действия всех заинтересованных лиц при проведении антинаркотической работы, оказать консультативную, методическую и организационную помощь через МВК, через реализацию Республиканской программы профилактики наркотизации.
По положению Комиссия проводит свои заседания один раз в квартал. Других органов или отделов исполнительной власти координирующих работу в данном направлении нет. Положение и новый состав МВК представлены в Приложении В. С апреля 2007 года МВК возглавляет глава города Нижнекамска Айдар Раисович Метшин.
Заложенные в 2000-2001 годах основы антинаркотической работы позволили за относительно короткий период добиться заметных позитивных изменений.
Для построения организованной системы противодействия наркомании и распространению наркотиков был применен комплексно-плановый подход, который учитывал различные аспекты противодействия распространению наркомании. Это и экономический, и информационный, медицинский и культурно-национальный, психолого-педагогический, социальный и иные аспекты.
Остановимся на структуре ведомств и организаций, наиболее активно задействованных в этой работе (в Приложении Г – схема системы профилактики наркотизации среди населения в Муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район»).
В приложении Д представлены основные результаты работы учреждений Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» по профилактике наркотизации населения с 2004-2006 годы.
Основной задачей наркологического диспансера является развитие реабилитационного звена, качественное улучшение лечебного процесса. За два года работы отделения медико-социальной реабилитации лиц, употребляющих психоактивные вещества достигнуты значительные результаты.
Анализируя отчет (по данным таблиц Д.4, Д.5), видно, что число подростков, состоящих на «Д», профилактическом учете снизилось в 2006 году.
Рассматривая основные результаты деятельности правоохранительных органов города необходимо отметить, что в 2004-2006 годы активизирована деятельность управления внутренних дел и Нижнекамского МРО УФСКН РФ по РТ по выявлению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (по данным таблицы Д.15).
Необходимо отметить, что сегодня основные усилия правоохранительных органов города в данной сфере направлены на подрыв экономических основ наркопреступности, путем противодействия легализации доходов, полученных от незаконных операций с наркотиками.
Одним из решающих звеньев в профилактике наркотизации и формирования здорового образа жизни являются учреждения образования.
Одним из важных направлений деятельности управления образования является создание системы работы по профилактике преступности и наркомании среди несовершеннолетних. С целью предупреждения негативных проявлений среди учащихся управление образования работает над рядом задач, основными из которых являются: выявление детей «группы риска»; психологическое сопровождение данной категории детей; проведение индивидуальной разъяснительной работы по схеме: учитель-родитель-подросток; проведение профилактических мероприятий; внедрение профилактических программ. В приложении Д представлена динамика охвата детей, посещающих кружки дополнительного образования и динамика привлечения специалистов других ведомств (представлены на таблице Д.16, рисунках Д.1 и Д.2).
Благодаря заинтересованному участию и поддержке администрации города система дополнительного образования детей за последние годы приобрела определенную устойчивость, обеспечивающую бесплатность, равный доступ детей к дополнительному образованию, социальную востребованность.
В образовательных учреждениях ведется работа по профилактическим программам:
- курс гигиенического воспитания по профилактике наркотизации и формированию здорового образа жизни школьников;
- программа «Профилактика злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков» учитывает разные формы и методы формирования здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и позитивной направленности ресурсов личности (для учащихся 9-11 классов);
- программа «Уверенное НЕТ наркотикам» направлена на формирование навыка уверенного отказа в ситуациях, связанных с опасностью употребления наркотиков, общественного мнения в отношении наркотиков, системы ценностей здорового образа жизни (для учащихся 8-9 классов);
- программа Проекта ХОУП по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании по пособиям «Полезные привычки» (для учащихся 1-8 классов и их родителей);
- образовательно-профилактическая программа «ИБИС» (для учащихся 1-11 классов и родителей;
- образовательно-профилактическая программа по пособиям «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» (для учащихся 5-6, 7-9 классов).
- программа «Все цвета, кроме черного», нацеленная на формирование у детей младшего школьного возраста навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Немаловажную роль в организации профилактической работы играют детские и молодежные организации города и района.
Осознавая особую актуальность и остроту проблемы профилактики социально-негативных явлений в студенческой среде и для привлечения самой молодежи к решению данной проблемы в 2004 году был создан Нижнекамский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Форпост». Сотрудники «Форпост» регулярно выходят в рейды с сотрудниками УВД и госнаркоконтроля, обеспечивают охрану порядка на городских мероприятиях.
Ведется профилактическая работа среди подростков и молодежи с привлечением волонтеров-студентов (тренинги, интерактивные занятия, игры) для школьников и студентов.
Особое значение в профилактике наркотизации и асоциального поведения детей имеет деятельность детской общественной организации «Галактика», где одним из направлений в работе является «Здоровье». «Галактика» объединяет учащихся 1—11 классов, где каждый ребенок может проявить свои творческие способности и лидерские качества. Орган ученического самоуправления «Галактикой» организует мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни.
Активизировалась работа городского Совета старшеклассников, который заявил о себе как о действующем органе самоуправления, приобрел свой социальный имидж. Традиционные встречи старшеклассников с руководителями города, начальником управления образования дали возможность Совету активно включиться в общественную жизнь города, формировать правовую культуру и воспитывать активную гражданскую позицию. Председатели школьных Советов старшеклассников являются членами педагогических советов, где поднимают вопросы ученического самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34