Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях

- формирование у подростков и молодежи мотивации к ведению здорового образа жизни;

- развитие системы информационного сопровождения антинаркотической профилактической работы в Республике Татарстан [38].

В рамках Республиканской целевой программы профилактики наркотизации населения на 2007-2009 годы планируется продолжить наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании. Для решения проблемы предлагается применить программно-целевой подход, который позволяет мобилизовать ресурсные возможности, сконцентрировать усилия органов государственной власти и общественных объединений.

При разработке Республиканской целевой программы профилактики наркотизации населения на 2007-2009 годы учитывались республиканский и российский опыт противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предложения министерств и ведомств, органов местного самоуправления, научных и практических работников [38]. Распределение финансовых средств Республиканских программ профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан с 2002-2009 годы представлено в таблице 1.


Таблица 1

Распределение финансовых средств на реализацию Республиканских программ профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан с 2002-2009 годы

Всего

(в млн. руб.)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

505, 9

55,0

57,8

56,5

56,8

69,9

69,9

70,0

70,0


Из таблицы видно, что финансирование с каждым годом увеличивается, но не намного.

Рассмотрим основные направления антинаркотической работы в Республике Татарстан.

Основу государственной антинаркотической работы в Республике Татарстан образовали три классические составляющие (направления):

- лечение и реабилитация (как медицинская, так и социальная) наркопотребителей;

- противодействие незаконному обороту наркотиков;

- профилактика наркопотребления и наркотизации.

Основные задачи каждого направления представлены в таблице А.1.

В пространстве антинаркотической работы сложилась ситуация, что из трех основных составляющих – лечения и реабилитации наркопотребителей, противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики наркопотребления и наркотизации – наиболее инновационным является третье направление (притом, что специалисты традиционно отмечают его главенствующую роль в системе антинаркотической работы в целом).

На практике это обуславливается также наличием по первым двум направлениям в принципе сложившейся системы работы:

- лечение и реабилитация осуществляются на базе учреждений системы здравоохранения и социальной защиты (Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты, соответствующие территориальные ведомственные структуры);

- противодействие незаконному обороту наркотиков осуществляется на базе имеющейся системы правоохранительных органов (Министерство внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, органы таможни и так далее).

В первых двух случаях задачи антинаркотической работы реализуются на основе сложившегося инструментария, и проблематика состоит в их максимальной адаптации к этим задачам, повышению эффективности работы, внедрению адекватных технологий и методик.

В третьем случае – профилактика – в традиционной системе государственного управления инструментария практически не предусмотрено. Отдельные задачи направления функционально соответствуют имеющимся структурам (Министерство образования и науки, Министерство по делам молодежи и спорту, Министерство культуры, система административно-территориальное управления и тому подобное), но по определению не могут являться для них принципиально профильными. Встает вопрос о формировании постоянно действующего специализированного органа государственного управления, задачей и профильным назначением которого является организация антинаркотической работы, прежде всего – в сфере профилактики [39, с. 126].

В ряде регионов России подобные структуры созданы (в статусе специальных центров, комитетов и так далее).

Характер самой проблемы наркопотребления обуславливает, что за года действия республиканских антинаркотических программ невозможно кардинально изменить наркоситуацию. Для этого пока нет реальных предпосылок ни в Татарстане, ни в целом по России. В основе лежат, прежде всего, объективные параметры: прозрачность границ, нравственно-идеологический кризис, экономическая ситуация, низкий жизненный уровень значительной части населения, легкая доступность наркотиков, проблемы правоохранительной системы, отсутствие устоявшихся институтов государственной политики в сфере профилактики наркотизации населения и так далее [26, с. 100].

Опыт зарубежных стран также подсказывает, что проблема наркотизации (хотя бы на уровне локализации темпов роста) традиционно решается в течение нескольких десятилетий комплексной антинаркотической работы, в которой постоянно задействованы как государственные, так и либеральные общественные конструкции [40, с. 12].

Тем не менее, необходимо констатировать проявление ряда позитивных тенденций в решении проблемы наркопотребления и наркотизации в Татарстане.

Позитивное воздействие антинаркотической работы на ситуацию с наркопотреблением, незаконным оборотом наркотиков и наркотизацией населения в регионе проявилось к 2001-2002 годам. В целом отмечается позитивное изменения ряда показателей, характеризующих ситуацию. Некоторые результаты мониторинга представлены в 13 таблицах и 5 рисунках в приложении Б. В мониторинге использованы статистические сведения и информационно-аналитические справки министерств, ведомств и организаций Республики Татарстан.

Рассмотрим все три направления антинаркотической работы в Республике Татарстан.

Лечение и реабилитация наркопотребителей. Проведена реструктуризация системы наркологической службы в Татарстане. Если ранее она была ориентирована только на лечение алкоголизма, то сегодня акцент сделан на лечение больных наркоманией. Разработаны и внедрены в практику лечебные программы медико-социальной реабилитации больных с алкогольной и наркотической зависимостью. Формируется система мер, направленных на трудоустройство лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании. Налажена постоянная и масштабная подготовка и переподготовка специалистов в области лечения и профилактики наркомании на базе Казанской государственной медицинской академии и Казанского государственного медицинского университета [39, с. 128].

В Татарстане проведен масштабный цикл работ по совершенствованию базы наркологической службы республики (ремонт, реконструкция и ввод в эксплуатацию помещений и оборудования ряда наркологических медицинских учреждений).

В городах и районах республики в основном сформированы структуры детско-подростковой наркологической службы (2 специализированных детско-подростковых стационара в городах Казань и Набережные Челны, введены 26 штатных единиц детских врачей-наркологов в штатах районных больниц). Созданы и функционируют отделения (палаты) для оказания неотложной помощи на базе наркологических учреждений городов Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Бугульма, Зеленодольск. Открыты 4 отделения медико-социальной реабилитации в структуре наркологических учреждений республики (города Казань, Набережные Челны, Бугульма). Созданы 10 социально-реабилитационных центров для лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Открыты 7 лабораторий для экспресс-анализа наркотических, психотропных средств и одурманивающих веществ в биологических средах организма (в Казани - 2, в Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске, Альметьевске и Бугульме - по 1). В городе Казани создан социально-реабилитационный центр для детей и подростков, допускающих немедицинское потребление наркотических средств.

Сегодня в системе наркологической службы Татарстана работают 8 наркологических диспансеров со стационарами, 3 психоневрологических диспансера с наркологическими подразделениями, 37 наркологических кабинетов, 18 детских подростковых кабинетов, 5 бюджетных анонимных наркологических кабинетов, 8 кабинетов экспертизы алкогольного и наркологического опьянения, 10 химико-токсикологических лабораторий при наркологических диспансерах, 10 дневных стационаров, 7 межрайонных центров для оказания наркологической помощи населению. В настоящее время обеспеченность населения Татарстана наркологами составляет 0,03 на 10 тысяч населения, койками в наркологических учреждениях - 2 на 10 тысяч населения.

В системе социальной помощи (по линии Министерства социальной защиты Татарстана) функционируют 48 учреждений социального обслуживания, в том числе 13 социальных приютов для детей на 430 мест, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 10 центров и 35 отделений социальной помощи семье и детям, 2 центра экстренной психологической помощи по телефону (Казань и Набережные Челны), 3 отделения экстренной психологической помощи по телефону (Зеленодольск, Елабуга, Альметьевск).

Сеть негосударственных реабилитационных центров Татарстана включает ряд центров для наркозависимых, практикующих авторские и традиционные методики работы. К ним относятся наркологический реабилитационный центр «Преодоление» (действует с 1999 года), общественная организация «Вера» (действует с 2002 года), центр «Выбор» (действует с 1998 года), реабилитационный центр «Надежда» (действует с 2000 года) и другие [41].

Противодействие незаконному обороту наркотиков. Развивается материально-техническая и технологическая база противодействия незаконному обороту наркотиков (создание на основе компьютерной техники единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков, увеличение штатной численности подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, создание межведомственного центра по подготовке и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков) [39, с. 130].

Профилактика наркопотребления и наркотизации. Налажены подготовка и производство методик, технологий, научно-практических пособий по проведению антинаркотической пропаганды среди различных социальных групп.

Сформирована целостная система социальной антинаркотической рекламы и пропаганды, включающая «наружную» рекламу на улицах городов Татарстана и общественном транспорте, «мобильную» рекламу на массовых мероприятиях, пропаганду во всех видах средств массовой информации Татарстана.

Налажена постоянная антинаркотическая работа средств массовой информации, контакт представителей масс-медиа с государственными и общественными институтами.

Разработаны и внедрены учебные программы разного уровня о медицинских, социальных, правовых и иных негативных последствиях наркопотребления, включая программы для средних специальных и высших учебных заведений по подготовке и переподготовке специалистов антинаркотической работы, в первую очередь – работающих с молодежью.

Создана база подготовки и переподготовки специалистов в области антинаркотической работы, которая включает: систему дополнительных образовательных курсов, учебных занятий, семинаров, лекций и тому подобное по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота и профилактики наркомании; систему производства пособий для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, социальных работников по формированию у подростков негативного отношения к употреблению наркотиков, по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты