Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях

- усиление взаимодействия общественных структур и органов государственной власти в антинаркотической работе;

- создание в обществе и государстве непримиримого, жесткого отношения к наркоторговцам и нарколибералам. Формирование устойчивого, сознательного неприятия наркотиков социализирующимися поколениями;

- усиление правового регулирования противодействия незаконным наркотикам и их обороту [29].

Коренным образом решить проблему наркомании, сломить ее агрессию против России возможно только при ведущей роли государства, целенаправленной борьбе всех его учреждений и институтов с наркокультурой, незаконным производством и распространением наркотиков. Конечно, должен произойти и решительный сдвиг в общественном сознании россиян [6, с. 99].

Таким образом, рассмотрев основные направления и принципы антинаркотической политики, можно сделать вывод, что только грамотно организованная государством антинаркотическая политика способна противодействать распространению наркомании, наркопреступности и формированию здорового образа жизни среди различных категорий населения.

Сейчас в России и в регионах ведется огромная работа по профилактике наркотизации населения, разрабатываются региональные и муниципальные программы по профилактике наркотизации, в которых задействованы образовательные учреждения, религиозные и общественные организации, предприятия и многие другие.

На региональном уровне дипломантом будет рассмотрена и проанализирована антинаркотическая работа в Республике Татарстан, опыт работы по профилактике наркотизации Республики Башкортостан, на муниципальном уровне – Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район».

2. Анализ системы профилактики наркотизации населения на региональном и муниципальном уровнях


2.1 Организация профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан: анализ основных направлений антинаркотической работы


Ситуация с наркоманией сегодня настолько серьезна, что не требует каких-то схожих комментариев. Общие фразы, стандартные наборы выражений о значении этой проблемы и ее негативных последствиях уже не помогают, а скорее мешают осознавать остроту текущего момента, притупляют чувство опасности, которое важно для адекватных действий, как со стороны отдельно взятой личности, так и со стороны государства [30, с. 15].

Понимание явления наркотизации населения как многоаспектной социальной, экономической, демографической, медицинской проблемы стало доминантой современного состояния общества. Опыт ряда стран, равно как и собственно параметры этого явления приводят к однозначному выводу: решение проблемы требует работы всего общества в целом, однако, прежде всего, является задачей органов государственного управления. При этом необходимо констатировать недостаточность ведомственных (отраслевых) механизмов (правового, системы здравоохранения, системы образования и так далее). Таким образом, речь идет о необходимости комплексной государственной политики в сфере профилактики наркопотребления и противодействия незаконному обороту наркотиков.

Социальный заказ общества на противодействие наркотизации, помимо собственно реакции и действий общества и его институтов на проблему наркотиков, оформляется в виде государственного заказа на полноценный комплексный инструментарий антинаркотической работы - государственную антинаркотическую политику [31, с. 3].

Государственная антинаркотическая политика включает цели, инструменты, направления создания, развития и повышения эффективности этих инструментов, систему координации ведомственного инструментария, систему измерения как самой проблемы наркотизации, так и воздействия на нее в результате антинаркотической работы.

При этом следует иметь в виду, что речь идет, во-первых, о достаточно инновационной для общества проблеме (до недавнего времени в практике отечественных органов государственного управления опыта подобной задачи не имелось), во-вторых, о проблеме латентной и не имеющей тенденции к локализации (открытой).

В Татарстане и ряде других регионов России в основном сложилось понимание необходимости сформировать систему государственной антинаркотической работы.

Механизмом государственной координации антинаркотической работы в Татарстане стала Межведомственная комиссия Совета Безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (сформирована в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 6 июня 2000 года № УП-394 «Об организационных вопросах деятельности Совета Безопасности Республики Татарстан») [32].

Председатель Комиссии – заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Зиля Валеева.

В целях обеспечения координации антинаркотической работы на уровне отдельных территорий аналогичные межведомственные комиссии созданы во всех городах и районах Татарстана. На протяжении последних лет в большинстве городов и районов республики были приняты местные (городские и районные) программы борьбы с наркоманией, в ряде мест удалось обеспечить их финансирование из местных бюджетов.

Механизмом организации антинаркотической работы в Татарстане стал Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан (создан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июля 2000 года № 519) [33].

Республиканский центр профилактики наркотизации населения был образован для научно-методического и организационного обеспечения межведомственного взаимодействия и координации деятельности государственных органов и общественных объединений по реализации антинаркотических практик. Республиканский центр профилактики наркотизации населения являлся государственным межведомственным координационным и методическим учреждением, основной задачей которого являлась разработка и реализация комплексных мероприятий по профилактике наркотизации различных групп населения. В 2004 году постановлением Кабинета министров Республиканский центр профилактики наркотизации населения реорганизован. Вместо него появилось Управление Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Республике Татарстан. Государственная структура призвана обеспечить контроль в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействие их незаконному обороту, координировать антинаркотическую работу органов государственной власти. Таким образом, создается база для окончательного формирования государственной антинаркотической политики и единого центра ответственности в этой области.

Государственная антинаркотическая политика в Татарстане была впервые оформлена в формате Республиканской комплексной программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы (принята постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 26 мая 1999 года № 2175), координатором которой было Министерство внутренних дел Республики Татарстан при участии Министерства Образования и Госкомитета по делам детей и молодежи [34]. Уже тогда одним из главных приоритетов программы были определены задачи «совершенствования системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения и, прежде всего, молодежью» и создание современной правовой базы антинаркотической работы в республике. Программа позволила не только ввести экстренные меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков, но и начать работу по выстраиванию и развитию системы противодействия наркомании по всей республике.

Логическим продолжением этой программы стала Республиканская комплексная программа профилактики наркотизации населения на 2002-2006 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2002 года № 377) [35]. Координатором комплексной программы являлся Республиканский центр профилактики наркотизации населения при Кабинете Министров Республики Татарстан при участии Министерств внутренних дел, здравоохранения, образования, социальной защиты, по делам молодежи и спорту, культуры, а также Федеральное государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Татарстан». Основная цель программы – снижение динамики прироста лиц, употребляющих психоактивные вещества, на 10 процентов по отношению к уровню 2001 года – выполнена. По результатам мониторинга, реализация мероприятий Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы способствовала стабилизации роста заболеваемости наркоманией.

Одним из принципиально важных направлений антинаркотической работы стала работа с учащейся молодежью. Ее основные содержания определили Программа профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 годы и Концепция профилактики наркотизации в средних специальных учебных заведениях Республики Татарстан, разработанные при активном участии Координационного совета проректоров вузов Татарстана по воспитательной работе и Совета директоров ссузов Татарстана [36]. За короткое время было выполнено несколько крупных социологических исследований, проведены конференции с широким обменом мнений между отечественными и зарубежными специалистами, организована на научной основе массовая информационная, воспитательная, просветительская работа с молодежью, адресованная к региональному сообществу в целом и группам повышенного риска [26, с. 100].

Основой планирования государственной антинаркотической работы, выработки эффективных управленческих решений по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту является мониторинг наркоситуации. С этой целью было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2001 № 841 «Об организации мониторинга профилактики наркотизации населения на территории Республики Татарстан», которое определило перечень, порядок и сроки представления информации [37]. Причем его механизм должен включать как измерение самой проблемы наркотизации, так и измерение воздействия на нее антинаркотической работы. Таким образом, мониторинг может быть основой прогнозирования ситуации, планирования работы, определения перспектив. Одновременно формируется единая информационная база данных по проблеме наркотизации и антинаркотической работе.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждена Республиканская целевая программа профилактики наркотизации населения на 2007-2009 годы. В новой программе профилактики наркотизации населения поставлена цель: добиться снижения масштабов незаконного потребления наркотиков к 2010 году по отношению к уровню 2006 года. Ожидаемыми результатами реализации Программы также будут: увеличение к 2010 году на 3 процента доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию; ежегодный рост количества расследованных тяжких и особо тяжких наркопреступлений к количеству расследованных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков на 3 процента; увеличение к 2010 году на 10 процентов доли детей и молодежи, ориентированных на здоровый образ жизни. Приоритетным направлением третьей программы будет профилактическая работа.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:

- активизация усилий правоохранительных органов по борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков и подрыву экономических основ наркобизнеса;

- повышение эффективности лечения и медико-психологической реабилитации больных наркоманией;

- формирование системы социально-психологической поддержки лиц, прекративших употребление наркотиков, и созависимых;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты