Терроризм и межгосударственные отношения

Институту выдачи – одному из самых древних институтов международного и внутригосударственного права – уделяется зна­чительное внимание в научной литературе различных стран, меж­дународной договорной практике, деятельности органов ООН, международных правительственных и неправительственных организа­ций. Это говорит, с одной стороны, о важности его для современ­ных международных отношений, а с другой – о необходимости по­стоянного пересмотра и переосмысливания его содержания в свете последних теоретических достижений, а также требований практи­ки международной и внутригосударственной борьбы с уголовной преступностью и международными преступлениями. В частности, новые теоретические вопросы, касающиеся института выдачи, поя­вились в связи с перспективой применения его в борьбе с таким специфическим видом международного преступления, как между­народный терроризм[115].


Понятию «выдача» («экстрадиция») в теории права уже уделя­лось большое внимание, и здесь следует остановиться на достиже­ниях теории и практики    применительно   к   данному   вопросу.   Л.Н. Галенская,   например,

определяет выдачу как «процесс передачи преступника государством в соответствии с нормами международ­ного права другому государству для привлечения к уголовной от­ветственности или применения уголовного наказания»[116].

Настоя­щее определение в известной мере раскрывает содержание института выдачи, однако оно не учитывает его комплексного характера, заключающегося в применении в процессе выдачи норм не только международного, но и внутригосударственного права[117].

В настоящее время в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 13 февраля 1946 года («Выдача и наказание военных преступников и изменников») говорится об обязанности выдачи лиц, совершивших преступления, предусмотренные в статье 6 Устава Нюрнбергского трибунала. Декларация о территориальном убежище, принятая Генеральной Ассамблеей на XXII сессии в 1967 году, в статье 1 говорит, что «право искать убежище, пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества» (резолюция 2312/XXII)[118].

Также правовые вопросы экстрадиции изложены в некоторых международных конвенциях, например в конвенциях связанных с обеспечением безопасности гражданской авиации.



Токийская конвенция 1963 года устанавливает общее правило, уже известное ранее теории и практике, института выдачи: «Соот­ветствующие преступления рассматриваются для целей выдачи, как если бы они были совершены не только в месте их соверше­ния, но также на территории государства регистрации воздушного судна» (пункт 1 статьи 16). И здесь же следует оговорка: «Ничто в настоя­щей Конвенции не считается как образующее обязательство осу­ществлять выдачу».

Гаагская конвенция 1970 года, включая положения пункта 1 статьи 16 Токийской конвенции, более обстоятельно и подробно регламенти­рует основания выдачи. Во-первых, в статье 8 определяется, что акт захвата воздушного судна, предусмотренный этой конвенцией, счи­тается подлежащим включению в качестве преступления, влекуще­го выдачу, в любой договор о выдаче, уже заключенный между до­говаривающимися государствами или заключаемый между ними.

Во-вторых, сама Гаагская конвенция 1970 года может рассмат­риваться как основание для выдачи. Пункт 2 статьи 8 гласит: «Если договаривающееся государство, которое обусловливает выдачу на­личием договора, получает просьбу о выдаче от другого договари­вающегося государства, с которым оно не имеет договора о выдаче, оно может по своему усмотрению рассматривать настоящую Кон­венцию в отношении такого преступления в качестве юридического основания для выдачи. Выдача производится в соответствии с дру­гими условиями, предусматриваемыми законодательством государ­ства, к которому обращена просьба о выдаче».

В-третьих, предполагаемый преступник может быть выдан и в соответствии с условиями экстрадиции, предусмотренными законо­дательством государства, к которому обращена просьба о выдаче. (Как правило, это касается тех государств, которые не обусловли­вают выдачу наличием специального договора, фиксирующего те преступления, совершение которых влечет выдачу)[119].

В настоящее время основным документом, определяющим порядок и условия  экстрадиции  лиц   участвующих  в  террористической  деятельности  в

странах Европы является Европейская конвенция «О выдачи» 1957 года[120].

Так, Конвенция определяет порядок и условия экстрадиции лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны ведут уголовное пре­следование в связи с совершенным преступлением или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании[121].

В соответствии со ст. 2 Конвенции выдача производится в том случае, если за совершение преступления, в связи с которым поступил запрос, законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны предусмот­рено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года.

На основании ст. 3 Конвенции выдача не осуществля­ется, если лицо, в отношении которого поступил запрос, обвиняется в совершении политического преступления. Лицо также не может быть выдано, если запрашиваемая сторона имеет веские основания полагать, что запрос о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица по при­знакам расы, религии, национальности или по политичес­ким убеждениям.

Государство может отказать в выдаче своих граждан (п. 1, ст. 6 Конвенции). Необходимо отметить, что это по­ложение используется в практике всех государств – участников Конвенции. Российская Федерация также отказывает в выдаче своих граждан на основании ч. 1 ст. 61 Конституции Российской Федерации[122]. Ранее действующая Конституция, как и часть 3 статьи 1 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года, тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если таковые установлены законом или международным договором[123].

Вместе с тем, в случае отказа в выдаче запрашиваемой стороной своего гражданина, по просьбе запрашивающей стороны против него должно быть возбуждено уголовное преследование. В целях проведения объективного рассле­дования компетентным органам передаются необходимые документы, информация и вещественные доказательства, касающиеся преступления.

При рассмотрении вопроса экстрадиции должен со­блюдаться принцип «поп bis in idem» (не дважды за то же). Поэтому выдача лица не осуществляется, если компетентными органами запрашиваемой стороны уже вынесено окончательное решение в отношении него по факту совер­шения того же преступления, в связи с которым поступил запрос (статья 9 Конвенции).

В соответствии со статьей 14 Конвенции государство, кото­рому было выдано лицо, должно соблюдать «правило кон­кретности», то есть выданное лицо не будет подвергаться уго­ловному преследованию и не может быть осуждено или задержано за преступление, совершенное до выдачи и ко­торое не являлось основанием экстрадиции. Исключение может быть сделано, если передавшее его государство дало свое согласие на это и при условии, что второе преступле­ние само является основанием для выдачи. Правило конкретности не применяется, если лицо в течение 45 дней после своего окончательного освобождения не покинуло территорию государства, имея для этого возможности, или же вернулось вновь.


Если преступление, в связи с которым поступил запрос о выдаче, наказуемо в запрашивающей стороне смертной казнью, а в запрашиваемой Стороне этот вид наказания не предусмотрен или не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано (статья 11 Конвенции).

Российской Федерацией применяется положение этой статьи, поскольку при вступлении в Совет Европы она взяла на себя обязанность отменить смертную казнь.

При наличии возможности применения к лицу смерт­ной казни после его выдачи запрашивающей стороне пос­ледняя предоставляет гарантии, что этот вид наказания в данном случае применяться не будет[124].

       Помимо Российской Федерации в число стран ратифицировавших Европейскую конвенцию «О выдачи» 1957 года входят два государства – члена СНГ (Украина, Молдо­ва), а также Израиль[125].

В рамках СНГ была принята 22 января 1993 года Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая наряду с проблемами наследования, имущественных правоотношений, осуществления уголовного преследования в разделе IV регулирует также вопросы выдачи преступников. Данное обстоятельство содействует устранению недостатков, имеющихся в этой области, между бывшими республиками СССР[126].

Характеризуя международно-правовое регулирование института экстрадиции, следует указать и на место выдачи в системе межгосударственных договоров о правовой помощи по уголовным делам.

В мире существует огромное количество двухсторонних договоров об экстрадиции. Это, например, соглашение между Германией и Югославией (1970 г.), Германией и Австралией (1987 г.), Италией и Австралией (1973 г.), Испанией и Мексикой (1978 г.), Бельгией и Австралией (1985 г.), Бельгией и Норвегией (1981 г.), Ирландией и США (1983 г.), а также между странами Латинской Америки, Европы и т.д[127].

Итак, институт выдачи используется и должен еще более активно использоваться в борьбе с международным терроризмом. Однако данный вопрос требует дополнительных исследований.

 














 












Заключение

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты