Терроризм и межгосударственные отношения

Также в 1996 г. Лио­не лидеры крупнейших промышленно-развитых стран приняли пакет мер, направленных на борьбу с международной преступностью, незакон­ным оборотом наркотиков и терроризмом на состоявшемся саммите Этот пакет, представляющий собой перечень из сорока рекомендаций, предусматривает принятие конкретных мер со стороны «большой семерки» и России[85]..

В этой связи необходимо выделить еще один документ, принятый министрами «восьмерки» на совещании в Оттаве от 12 декабря 1995 г.[86] в котором закреплялись вопросы укрепления международного сотрудничества, международные и национальные правовые рамки, вопросы обмена опытом и информацией, вопросы захвата заложников, финансирования террористической деятельности и другое.

В рамках СНГ также ведется активная работа по разработке мер противодействия терроризму. Хотелось бы отметить такой важный документ, как Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., утвержденная Советом глав государств СНГ 21.06.2000 г.[87] В разделе 1 предусматривается приведение нормативной базы стран СНГ в соответствие с международными нормами путем присоединения к соответствующим международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом и иными проявлениями экстремизма; решение вопроса о гармонизации законов, касающихся борьбы с терроризмом, производства и оборота оружия, противодействия наемничеству. Раздел 2 предусматривает проведение совместных командно-штабных и оперативно-тактических антитеррористических учений и специальных операций по предупреждению преступлений террористического характера, по розыску лиц, групп и организаций, причастных к террористической деятельности. В разделе 3 планируется создание в Антитеррористическом центре государств-участников СНГ базы данных, куда войдут сведения о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах; о состоянии и тенденциях распространения международного терроризма; о структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам. Особое внимание уделяется привлечению к антитеррористической деятельности общественности и средств массовой информации. Раздел 4 предусматривает организацию обучения лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, и постоянное повышение квалификации кадров. Раздел 5 «Материально-техническое и финансовое обеспечение» не предлагает каких-либо конкретных мер. Последний, 6-ой раздел, предусматривает принятие планов по реализации Программы и ежегодное представление доклада Совету глав государств СНГ о ходе ее выполнения.

Всего в 2002 г. по статистическим данным[88] учитываю большую законотворческую работу стран СНГ в предупреждении, пресечении и борьбе с терроризмом, в том числе в результате принятия Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 04.06.1999 г. было расследовано 24 террористических акта.    

В стороне от процессов законотворчества в области борьбы с терроризмом не остался центральноазиатские страны СНГ.

         Центральноазиатские страны подписали ряд международных договоров в сфере борьбы с терроризмом, например, «Договор  между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон» [89].

Центральноазиатские государства в этом договоре наметили ряд мер, направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом. Так эти страны будут принимать взаимосогласованные усилия по противодействию терроризму, экстремизму, действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя, либо нарушение территориальной целостности, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В документе направленном на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом - «Шанхайской конвенции» от 15 июня 2001 года[90] в статье 6 определена сфера совместной деятельности сторон: «Центральные компетентные органы Сторон в соответствии с настоящей Конвенцией осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие».

Центральноазиатские государства входящие в Шанхайскую организацию сотрудничества предусмотрели на основании вышеуказанной конвенции, оказание сторонами практической помощи друг другу по пресечению преступных деяний и ликвидации их последствий. Такие договоренности оформляются соответствующими протоколами. Таким образом, создается правовая основа для того, чтобы в перспективе можно было бы выйти на более продвинутый уровень взаимодействия (например, направление в помощь заинтересованной стороне по её просьбе специальных террористических формирований)[91].

В рамках центральноазиатских государств необходимо проработать вопрос выдачи преступников-террористов. Поскольку специальных конвенций о выдачи террористов не принималось, такие лица должны выдаваться государством, на территории которых совершены акты терроризма, или государству гражданства преступника на основании соответствующих конвенций[92].    


Активная борьба с проявлениями терроризма ведется также на уровне законодательства, в том числе национального. Среди нормативных актов, регулирующих борьбу с терроризмом в Российской Федерации необходимо выделить такие как Положение «О Межведомственной антитеррористической комиссии Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16 января 1997 года № 451. В данном положении определяются основные задачи и права межведомственной антитеррористической комиссии направленные на борьбу с различными проявлениями терроризма. Важным нормативным актом является Концепция национальной безопасности, утвержденная указом Президента РФ от 10 января 2000 года № 242. В Концепции сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики. Концепция является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности РФ.

Кроме всех названных выше международных документов и соглаше­ний, имеющих прямое отношение к проблеме терроризма вообще и международного терроризма в частности, существует ряд докумен­тов, включая международно-правовые, которые в той или иной степени связаны с определением путей и способов ее решения и могут рассматриваться как относящиеся к договорно-правовой ос­нове сотрудничества государств, общественности и международного сообщества в борьбе с терроризмом.

Хотя положения Уставов Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов нацелены на обеспечение принципа неотвратимости наказания прежде всего за преступные деяния, совершенные гитле­ровскими нацистами и японскими милитаристами в ходе второй мировой войны, они могут рассматриваться и как основание для борьбы с актами международного терроризма, в частности органи­зуемыми воюющими странами против нейтральных стран[93].

Подводя итоги можно добавить, что значительную помощь в организации международной и внутри­государственной борьбы с международным терроризмом могут оказать договоры об экстрадиции, действующие на двустороннем и многостороннем уровнях.

Таков довольно широкий и разнохарактерный круг основных международно-правовых и политических документов, относящихся к сотрудничеству государств, иных общественных и политических сил в борьбе с терроризмом и международным терроризмом[94].


2.2. Международно-правовое сотрудничество в борьбе с терроризмом на море, в воздухе, в ядерной сфере

Проблема терроризма на море, в воздухе очень актуальна в том числе, из-за большого, как правило, количества людей на борту воздушного или морского судна. В этом заключается большая опасность совершении на их борту террористических актов. Также необходимо учесть трудность спасения людей для спасательных, контртеррористических служб с борта воздушного или морского судна. При ядерном терроризме большая опасность для человека представляет биологическое действие ионизирующего излучения. Эти и другие причины привели к тесному взаимодействию стран в борьбе с терроризмом в этих областях.

Так в марте 1988 года заключена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства[95], а так­же к подписанию Протокола о борьбе с незаконными актами, на­правленными против безопасности стационарных платформ, распо­ложенных на континентальном шельфе[96].

В преамбуле конвенции перечисляются основания и причины ее заключения. В частности, в ней говорится, что государства – уча­стники соглашения «глубоко озабочены эскалацией в мире актов терроризма во всех его формах, которые подвергают опасности или уносят жизни невинных людей, ставят под угрозу основные свобо­ды и серьезно оскорбляют достоинство человеческой личности». Представители государств считают, что «незаконные акты, направ­ленные против безопасности морского судоходства, угрожают без­опасности людей и имущества, серьезно нарушают морское сооб­щение и подрывают веру народов мира в безопасность морского су­доходства», что «подобные акты являются предметом серьезной озабоченности всего мирового сообщества».

Государства – участники конвенции также «убеждены в насто­ятельной необходимости развивать международное сотрудничество между государствами в выработке и принятии эффективных и практических мер по предупреждению всех незаконных актов, на­правленных против безопасности морского судоходства, и преследо­ванию и наказанию лиц, их совершающих». Отметим, что эта убежденность предопределялась суровыми реальностями междуна­родной жизни последних десятилетий.

Создатели конвенции ссылаются на резолюцию 40/61 Гене­ральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1985 г., которая «безогово­рочно осуждает как преступные все акты, методы и практику тер­роризма, где бы и кем они ни совершались, и в том числе те, кото­рые ставят под угрозу дружественные отношения между государст­вами и их безопасность», и предлагает Международной    морской   организации    (ИМО)   «изучить   проблему   актов

терроризма на борту или против морских судов с целью вынесения рекомендаций в от­ношении соответствующих мер». В резолюции ассамблеи ИМО A.584(14) от 20 ноября 1985 г. содержится призыв к государст­вам — членам этой организации «разработать меры по предупреж­дению незаконных актов, угрожающих безопасности судов и без­опасности их пассажиров и экипажей».

Таким образом, создатели конвенции опирались на реальности современных международных отношений, связанные как с увели­чением числа и спецификой актов терроризма, направленных про­тив общечеловеческих ценностей, так и с нарастающим осознанием государством этих угрожающих реальностей, а также усилением совместной борьбы с ними[97].

Положения Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства применяются к невоенным надводным судам, эксплуатируемым в коммерческих целях (ст. 1 и 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты