Статья 3 определяет, что «любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
a) захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; или
b) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; или
c) разрушает судно или наносит судну или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна; или
d) помещает, или совершает действия в целях помещения, на борт судна каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить это судно, нанести этому судну или его грузу повреждение, которое угрожает или может угрожать безопасному плаванию данного судна; или
е) разрушает морское навигационное оборудование, или наносит ему серьезное повреждение, или создает серьезные помехи его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасному плаванию судна; или
f) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасному плаванию судна; или
g) наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из преступлений, указанных в подпунктах а – f.
Таким образом, статья 3 конвенции перечисляет довольно широкий круг деяний (действий и бездействий), за которые государства – участники соглашения должны предусмотреть в национальном законодательстве соответствующее наказание «с учетом тяжкого характера этих преступлений» (статья 5). При этом, видимо, возникнет немало трудностей, ибо квалификация такого рода деяний в национальном законе всегда затрагивала сами основы уголовной репрессии и уголовной политики государства.
В статье 3 определено, что действия лица лишь тогда рассматриваются как преступные, когда они связаны с безопасностью судна. Иначе говоря, положения конвенции не применяются в случае совершения на корабле обычных уголовных деяний.
Статья 6 конвенции определяет круг государств, которые, являясь участниками этого соглашения, имеют право устанавливать свою юрисдикцию в отношении соответствующих преступлений. Государство имеет на это право, «когда преступление совершено:
a) против или на борту судна, плававшего под флагом данного государства во время совершения этого преступления; или
b) на территории данного государства, включая его территориальное
море; или
c) гражданином данного государства.
2. Государство-участник может также установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления, когда:
a) оно совершено лицом без гражданства, которое обычно проживает в данном государстве; или
b) во время его совершения гражданин данного государства захвачен, подвергался угрозам, ранен или убит; или
с) оно совершено в попытке вынудить данное государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него».
Установление юрисдикции относительно преступлений, особенно преступлений, затрагивающих международные отношения, – вопрос деликатный и юридически весьма ответственный. Не выражая сомнений относительно положений ст. 6 конвенции в целом, отметим, что подпункт b п. 2 при желании может быть истолкован как предлог для установления юрисдикции над преступлением тем государством, которое к нему имеет лишь касательное отношение. Этот подпункт напоминает формулировки иных международных соглашений и правовой западной доктрины, предусматривающие вмешательство во внутренние дела государства под предлогом защиты прав своих граждан[98].
Такого рода действия имели и имеют место для многих стран, но особенно для США. Л.А. Моджорян, подходя с иной стороны к вопросу об установлении юрисдикции государства над тем или иным террористическим актом, пишет: «Вызывает серьезные сомнения международная правомерность закона, принятого в США в 1984 году, согласно которому юрисдикция американских судов простирается на любой угон самолета или морского судна, если среди жертв террористов оказывается гражданин США». И далее она показывает, к чему приводят последствия реализации такого принципа установления юрисдикции над террористическим актом в соответствии с упомянутым законом США[99].
Значительный опыт международно-правового сотрудничества накоплен государствами в области борьбы с таким видом международного терроризма, как преступления против гражданской авиации и на борту воздушных судов, в международных аэропортах. Преступления против гражданской авиации недопустимы, ибо международная гражданская авиация является важным звеном связи между государствами и народами мира, а преступления против нее угрожают значительному числу людей и создают обстановку страха и неуверенности среди мирного населения[100].
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов,[101] заключенная в 1963 г. в Токио явилась первым многосторонним соглашением в сфере борьбы с «хайджекингом» – захватом самолетов (так в 60-е гг. именовались деяния, направленные против гражданской авиации), и ее принятие совпало с новым этапом международного тероризма и началом международного сотрудничества в борьбе с ним[102].
Статьи 1 и 2 Токийской конвенции определяют сферу ее применения. Конвенция применяется в отношении: а) уголовных преступлений; б) действий, независимо от того, являются ли они преступлениями или нет, которые могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна, либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо действий, которые угрожают поддержанию должного порядка и дисциплины на борту.
Нетрудно заметить, что сфера действия соглашения определена довольно широко: уголовные преступления и иные действия. Пространственная сфера конвенции определяется следующим образом: конвенция применяется в отношении преступлений или действий, совершенных лицом на борту любого воздушного судна, зарегистрированного в каком-либо договаривающемся государстве, во время нахождения такого воздушного судна в полете либо на поверхности открытого моря или на поверхности любого другого района вне пределов территории любого государства. Однако определение пространственной сферы действия положений конвенции может быть скорректировано по усмотрению командира соответствующего воздушного судна (гл. III).
Несовершенство Токийской конвенции прослеживается при определении еще двух важных с юридической точки зрения моментов.
Пункт 3 ст. 1 гласит: «Для целей настоящей Конвенции воздушное судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя в целях взлета до момента окончания пробега при посадке». Однако п. 2 ст. 1 определяет: «Несмотря на положения пункта 3 статьи 1, воздушное судно для целей настоящей главы считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после посадки до момента открытия любой из таких дверей для высадки. В случае вынужденной посадки положения настоящей главы продолжают применяться в отношении преступлений и действий, совершенных на борту, до тех пор, пока компетентные власти государства не примут на себя ответственность за воздушное судно, а также за лиц и имущество, находящихся на борту».
Статья 3 устанавливает: «1. Государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и действий, совершенных на борту. 2. Каждое договаривающееся государство принимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми для установления своей юрисдикции в качестве государства регистрации над преступлениями, совершенными на борту воздушных судов, зарегистрированных в таком государстве».
Статья 4 содержит такое количество оговорок к положениям статьи 3, что они, по существу, позволяют установить юрисдикцию государства места пребывания судна: «Договаривающееся государство, не являющееся государством регистрации, не может чинить препятствий воздушному судну, находящемуся в полете, в целях осуществления своей уголовной юрисдикции над преступлением, совершенным на борту, за исключением следующих случаев:
a) преступление создает последствия на территории такого государства;
b) преступление совершено гражданином или в отношении гражданина такого государства либо лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;
c) преступление направлено против безопасности такого государства;
d) преступление заключается в нарушении действующих в таком государстве любых правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования воздушных судов;
e) осуществление юрисдикции необходимо для обеспечения выполнения любого обязательства такого государства в соответствии с многосторонним международным соглашением».
В связи с тем, что преступления делятся на политические и общеуголовные, в ст. 2 конвенции содержится положение, согласно которому предписания ее не могут истолковываться как разрешающие или предписывающие любые меры в отношении уголовных преступлений политического характера или уголовных преступлений, основанных на расовой или религиозной дискриминации. Хотя и в этом случае в конвенции содержится оговорка: «за исключением случаев, когда этого требует безопасность воздушного судна». Иными словами, уже тогда начала пробивать себе дорогу идея признания актов терроризма общеуголовными.
Следует отметить, что уже в этом соглашении предпринималась попытка определить понятие «незаконный захват воздушного судна».
Статья 11 гласит: «Если лицо на борту с помощью силы или угрозы силой незаконно совершает акт вмешательства, захвата или другого незаконного осуществления контроля над воздушным судном в полете или если такой акт готовится к совершению, договаривающиеся государства принимают все надлежащие меры для восстановления контроля законного командира над воздушным судном или для сохранения за ним контроля над воздушным судном».
Определение весьма расплывчатое, как будто авторам его не верилось, что акты такого рода, да еще и с тяжелейшими последствиями, способен кто-то совершить.
Весьма обстоятельно конвенция определяет обязанности государств по отношению к лицу, совершившему деяния, предусмотренные настоящей конвенцией (ст. 13–15). В частности, ему предоставляются все процессуально-правовые гарантии[103].
Положения Токийской конвенции были дополнены последующими соглашениями: Гаагской и Монреальской конвенциями, в определенной степени содействующими развитию сотрудничества государств, и в первую очередь в предупреждении и наказании за общеуголовные преступления, затрагивающие два или несколько государств, то есть деяния, совершаемые преступниками, стремящимися на воздушном судне скрыться от наказания в другой стране, вымогателями, требующими большой денежный выкуп за возвращение летательного аппарата, экипажа и пассажиров, и т.д., а также деяния, которые не только создают опасность для международных воздушных сообщений, но нацелены и приводят к разрыву или ухудшению межгосударственных отношений[104].
В соответствии со ст. 1 Гаагской конвенции[105], с объективной стороны, захватом воздушного судна является любое незаконное насильственное установление физического господства над воздушным судном, находящимся в полете («любое лицо на борту воздушного судна... которое незаконно, путем насилия или угрозы применения такого насилия или любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно...»), а также осуществление над ним контроля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13