Терроризм и межгосударственные отношения

Захват воздушного судна считается проявлением терроризма по международному уголовному праву только в том случае, если место взлета или ме­сто фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов территории государства регистрации такого воздушного судна. При этом не имеет значения, совершало воздушное судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях.

Следовательно, под действие Гааг­ской конвенции подпадают ситуации, когда например, самолет выполнял внутренний рейс, но был угнан и приземлился на территории другого государства. С другой стороны, под положения конвенции не подпадают ситуации, когда борт выполнял между­народный полет, вылетел из страны регистрации, был захвачен, но самолет удалось посадить на аэродроме этой же страны[106].

Конвенция особо определяет предмет данного преступления – им может быть только гражданское воздушное судно (ч. 2 ст. 3). В то же время в ряде наци­ональных уголовных законов норма об угоне может применяться и к военным воздушным (полицейским) судам (на­пример, статья 211 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В литературе предложена классифи­кация угонов воздушных судов, соглас­но которой данные деяния бывают следующих разновидностей:

- угонщики угрожают экипажу и пас­сажирам оружием, заставляют изменить курс и совершить посадку на территории другого государства, пыта­ясь спастись от преследования влас­тей за совершенные преступления или от «своих коллег»;

- угон воздушного судна в целях полу­чения выкупа от конкретного пассажира либо от государства, какой-либо организации или других лиц за то, что пассажиры останутся живыми, а само­лет - невредимым (такое преступление получает все большее распространение в последнее время);

- преступники преследуют цель спро­воцировать международный конфликт или другие осложнения во взаимоот­ношениях между государствами[107].

Во всех этих случаях действия винов­ных подпадают под определение угона воздушного судна в международном уголовном праве. Реальное причинение смерти или вреда здоровью членам экипажа или пассажирам не охвачено составом угона по международному праву[108].

Гаагская и Монреальская конвенция определяют круг деяний, которые должны квалифи­цироваться как общеуголовные преступления международного ха­рактера. Так, ст. 1 Монреальской конвенции[109]  определяет:

«1. Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

a) совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности воздушного судна; или

b) разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое вы­водит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; или

c) совершает действие или помещает на воздушное судно, нахо­дящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, выводящее воздушное судно из строя, или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете; или

d)  разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; или

е) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым уг­розу безопасности воздушного судна в полете.

2. Любое лицо совершает преступление, если оно:

a) пытается совершить какое-либо из преступлений, упомяну­тых в п. 1 настоящей статьи; или

b) является соучастником лица, которое совершает или пытает­ся совершить любое такое преступление».

Как можно понять из положений, приведенных выше, конвен­ция дает известную основу сотрудничества государств в борьбе с актами международного терроризма, направленными против меж­дународных средств транспорта и связи. Однако было бы правиль­но, по нашему мнению, если бы эти положения были уточнены та­ким образом, чтобы преступные действия лица (полно и четко из­ложенные в ст. 1) были поставлены в связь не только с деятельностью и безопасностью гражданского воздушного судна и его пасса­жиров вообще, но и, в необходимых случаях, с безопасностью воз­душного судна конкретного государства и, не исключается, пасса­жира или пассажиров определенной страны.

Конвенции разработаны с учетом принципа неотвратимости на­казания за преступления, обозначенные в них. Речь идет о прин­ципе aut dedere aut judicare. Наряду с этим государствам – участ­никам соглашения предлагается принять соответствующие законо­дательные меры материально-правового и процессуального харак­тера в целях имплементации положений конвенций.

Таким образом, рассматриваемые международные конвенции, дополняя друг друга, развивая важнейшие положения, касающиеся квалификации преступлений, совершаемых против гражданской авиации, осуществления принципа ответственности за соответству­ющие и другие деяния, создают определенную договорно-правовую основу сотрудничества государств в борьбе с одним из самых рас­пространенных и опасных видов международного терроризма.

Однако вплоть до 1988 года за пределами международно-право­вого регулирования оставались ситуации, связанные с актами наси­лия, совершаемыми в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. Этот пробел был восполнен принятием в 1988 году протокола о борьбе с такого рода актами[110], дополняющего Монреальскую конвенцию.

В преамбуле протокола констатируется, что «незаконные акты насилия, которые угрожают или могут угрожать безопасности лиц в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиа­цию, или которые ставят под угрозу безопасную эксплуатацию та­ких аэропортов, подрывают веру народов мира в безопасность в та­ких аэропортах и нарушают безопасную и упорядоченную деятель­ность гражданской авиации для всех государств. Наличие таких актов вызывает серьезную озабоченность международного сообще­ства, и в целях предотвращения таких актов имеется настоятель­ная необходимость обеспечить принятие соответствующих мер для наказания преступников».

Статья II протокола дополняет ст. 1 Монреальской конвенции весьма важными положениями:

«Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно, с использованием любого устройства, вещества или оружия:

a) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, об­служивающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть; или

b) разрушает или серьезно повреждает оборудование и сооруже­ния аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенные в аэропорту воздушные суда, не на­ходящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту».

Таким образом, определяется состав преступлений, затрагиваю­щих безопасность гражданской авиации, но совершаемых непосред­ственно в аэропортах. Дополнения к международным конвенциям, посвященные борьбе с преступлениями против судов гражданской авиации, являются важным шагом на пути к созданию широкой международно-правовой базы, гарантирующей безопасную эксплу­атацию и использование самого быстрого средства связи[111].

Рассмотрев терроризм в воздухе и на море, необходимо также рассмотреть угрозу человечеству со стороны ядерного оружия, могущего оказаться в руках террориста. Так в 1980 году была одобрена Конвен­ция о физической защите ядерного материала (с прило­жениями) [112].

Конвенция о физической защите ядерного материала опирается на две посылки:

1. Ядерный материал, используемый для военных целей, будет по-прежнему находиться под строгой физической защитой (соглас­но международным договорам, касающимся нераспространения ядерного оружия,


его испытаний, размещения в космосе и др., и национальному законодательству пяти держав, обладающих на правовой основе ядерным оружием).

2. Все государства имеют право на развитие и применение атомной энергии в мирных целях, с использованием выгод между­народного сотрудничества в области применения атомной энергии в мирных целях.

Конвенция направлена на налаживание сотрудничества госу­дарств (в частности, на подключение в необходимых случаях заин­тересованных международных организаций, например МАГАТЭ) в предотвращении незаконного захвата и использования ядерного материала, на возвращение его владельцу, на применение наказания к лицу (лицам), совершившему незаконный захват ядерного материала.

Положения конвенции применяются к казусам, связанным с ядерным материалом, находящимся как в процессе международной перевозки, так и при использовании, хранении и перевозки внутри государства[113].

Статья 7 Конвен­ции о физической защите ядерного материала определяет состав правонарушения:

«1. Преднамеренное совершение:

a) без разрешения компетентных органов действия, такого как получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица или причинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собст­венности;

b) кражи ядерного материала или его захвата путем грабежа;

c) присвоения или получения обманным путем ядерного мате­риала;

d) действия, которое представляет собой требование путем уг­розы силой или применения силы или с помощью какой-либо дру­гой формы запугивания о выдаче ядерного материала;

e) угрозы:

   i) использовать ядерный материал с целью повлечь смерть любого лица или причинить ему серьезное увечье, или причинить значительный ущерб собственности; или

       ii) совершить правонарушение, указанное в подпункте b, с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международ­ную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него;

f) попытки совершить какое-либо правонарушение, указанное в подпунктах a, b или с;

g) действия такого, как участие в каком-либо правонарушении, указанном в подпунктах а е, является правонарушением, нака­зуемым каждым государством-участником в рамках своего нацио­нального законодательства.

Подводя итоги можно сказать, что сейчас терроризм – и воздушный, и морской, и в сфере ядерных технологий настолько изменился, что гуманность перестала быть нормой. Обычный преступник, как правило, избегает убийства, он может пытать жертву, но и это скорее исключение. Преступник чаще руководствуется жаждой наживы, а не фанатизмом. Террорист нового типа охотно проповедует братство людей и нередко ведет себя соответственно. Гораздо чаще, однако, он отбрасывает бремя моральных принципов и убеждает себя, что ему дозволено все. Цель террориста – не просто убить противника, а вызвать всеобщее замешательство, тотальный страх. Философия подобных действий известна: великая цель оправдывает средства, какими бы жестокими они не были. Хотя известно и другое: многие из самых кошмарных преступлений в истории человечества совершались именно теми, чей идеализм не вызывает сомнений[114].



2.3. Институт выдачи в борьбе с международным терроризмом

В доктрине международного права, различными органами ООН, в международных соглашениях, касающихся со­трудничества государств в борьбе с международным терроризмом, признано, что действенным принципом в пресечении актов между­народного терроризма должен стать принцип aut dedere aut judicare: лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в стране, где оно было задержано, либо в стране совершения преступления, либо в стране, в наибольшей степени постра­давшей от преступного деяния. О некоторых особенностях требова­ний, предъявляемых к процессу осуждения исполнителя террори­стического акта, было сказано выше, здесь же необходимо рассмот­реть возможность и специфику применения института выдачи в борьбе с международным терроризмом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты