Резолюция о политике государственного терроризма содействовала и содействует в известной степени предотвращению вмешательства во внутренние дела государств, предотвращению и ликвидации международных конфликтов, укреплению морально-политических заслонов на пути агрессии и войны.
Государственный терроризм, хотя исследовался, но обстоятельной и приемлемой правовой и международно-правовой характеристик, определяющих его возможное место среди иных категорий, пока не имеет. Так в частности Е.Г. Ляхов считает государственным терроризмом, действия США против Гренады, Ирака против Кувейта, Израиля против Ливана[12]. Также можно добавить, что в некоторых источниках помощь СССР республике Куба рассматривалось как одобрение и способствование терроризму на уровне государственной политики[13].
Ю.М. Антонян считает, что для государственного терроризма должно быть присуще любое из следующих действий, совершенных государством:
1. Предоставление оружия, взрывчатых или смертоносных веществ любому лицу, группе или организации, участвующему/ей актах международного терроризма.
2. Направление, подготовка или содействие любому лицу, группе или организации, планирующему/ей или осуществляющему/ей любой акт международного терроризма.
3. Предоставление финансовой поддержки любому лицу, группе или организации, планирующему/ей или осуществляющему/ей любой акт международного терроризма.
4. Предоставление дипломатической защиты лицам, которые помогают или содействуют совершению любого акта международного терроризма.
5. Отказ в выдаче или преследовании любого лица на своей территории, совершившего какой-либо акт международного терроризма[14].
Понятие «международный терроризм» возникло в начале 70-х годов 20 века. В настоящее время разрабатываются и используются большое количество вариантов определения международного терроризма, в т.ч. и упрощенные определения. Так, в ежегодном докладе госдепартамента США «Примеры глобального терроризма. 1988 год» говорится, что это терроризм, затрагивающий граждан и территорию более чем одной страны[15].
Международное сообщество до настоящего времени не пришло хотя бы к относительно общепризнанному определению понятия этого преступления. В проектах новейших документов международного права предложено определить собственно международный терроризм как преступление против мира и безопасности всего человечества. При этом состав данного преступления определяется как совершение любого из следующих деяний: совершение, организация, содействие осуществлению или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены «против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом» (ст. 24 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества)[16].
Более того, даже в рамках одной страны ученые и практики на доктринальном и официальном уровнях давали определения понятия «международный терроризм», значительно отличающиеся друг от друга. Так, например, в США – стране, серьезно страдающей от международного терроризма, – наблюдаются принципиальные расхождения в отношении определения понятия и квалификации этого преступления.
Государственный департамент США руководствуется следующим определением международного терроризма, представленным в разработке «Свидетельства глобального терроризма» в 1983 году: «Преднамеренное, политически мотивированное насилие, направленное против невоенных целей субнациональными группами или тайными агентами государства». Из этого определения видно, что субъектами актов терроризма уже выступают и субнациональные группы и тайные агенты государства. Делается также одно важное уточнение – насилие совершается в мирное (невоенное) время.
Федеральное бюро расследований (ФБР) – ведомство США, на которое возложено расследование актов терроризма и международного терроризма, – считает, что терроризм следует определять как противоправное использование силы или насилия против личности или собственности в целях устрашения или давления на правительства, гражданское население или любую его часть, в осуществлении политических или социальных целей. Это определение разработано в 1983 году секцией по терроризму отдела уголовных расследований Центра исследования и анализа террористических инцидентов ФБР.
Вместе с тем ФБР опирается и на другое определение терроризма как основание для своей деятельности: «Террористический инцидент определяется как акт насилия или опасный для человеческой жизни акт, нарушающий уголовные законы Соединенных Штатов или любого другого государства и направленный на установление и оказание давления на правительства, гражданское население или его часть, ради осуществления политических или социальных целей. Обращает на себя внимание формулировка: «Акт насилия, нарушающий уголовные законы Соединенных Штатов или любого другого государства». Эта широкая формулировка, по существу, предполагает распространение универсальной уголовной юрисдикции относительно актов терроризма.
Такое разнообразие определений терроризма и международного терроризма, даваемых различными государственными органами США, едва ли содействовало единой практике в борьбе с терроризмом и международным терроризмом как в самих США, так и при определении международных договорно-правовых начал по сотрудничеству государств в борьбе с этим явлением. Обратимся к правовой доктрине, не одно десятилетие уделяющей внимание проблеме международного терроризма, включая определение понятия этого явления[17].
А.Н. Трайнин – первый исследователь в СССР сущности, характера и места международных преступлений среди иных международных правонарушений, – касаясь данного понятия, не конкретизировал его, а ссылался на Конвенцию о предупреждении и пресечении терроризма 1937 года»[18]. П.С. Ромашкин также отсылал к ней[19]. Д.Б. Левин определял международный терроризм как «убийства дипломатических представителей и вообще политических деятелей иностранных государств... в целях усиления международной напряженности и раздувания политических и военных конфликтов»[20].
Н.В. Жданов предпринимает попытку ввести в научный оборот новую категорию, занимающую промежуточное положение между международным преступлением и международным деликтом, а именно «преступление международного характера», под которым автор понимает преступное деяние физического лица, группы лиц, государства, представляющее существенную опасность для международных отношений. По его мнению, международный терроризм принципиально отличается от преступлений против мира, человечества, военных преступлений, геноцида и апартеида как преступлений международного характера»[21].
«На основе проведенного анализа конвенций и исходя из заинтересованности всех государств положить конец актам террора, мешающим нормальному ходу межгосударственных отношений», он исследует вопрос о квалификации этих преступлений как уголовных для целей преследования на основе принципа aut dedere aut judicare, то есть он подводит это преступление под категорию уголовных преступлений[22].
Л.Н. Галенская приходит к выводу, что «террористические акты, затрагивающие международные отношения, могут быть двух видов: международные преступления и преступные деяния общеуголовного характера»[23].
И.И. Карпец, как и Н.В. Жданов, рассматривает терроризм как преступление международного характера особого вида и дает ему следующее определение: «Терроризм – это международная либо внутригосударственная, но имеющая международный (т. е. охватывающая два и более государств) характер организационная и иная деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушения на убийство, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с надругательством над личностью, применением пыток, шантажа и т. д.; терроризм может сопровождаться разрушением и ограблением зданий, жилых помещений и иных объектов.
По мнению И.И. Карпеца, цель терроризма – нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей; насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского, шовинистического либо военно-бюрократического толка, а также получение уголовно-преступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды»[24].
Т. Александрович (Польша) считает, что «под международным терроризмом понимаются умышленные насильственные акты, наносящие ущерб конкретному аспекту международного правопорядка, объектом которых являются правоотношения в целом»[25]. Л.А. Моджорян считает, что «возведение терроризма в ранг государственной политики – тягчайшее международное преступление»[26]. Она подчеркивает «систематический» (особо опасный) характер терроризма и отмечает, что терроризм переходит в плоскость международных отношений, когда: 1) террористический акт совершен за пределами государства, выходцами из которого являются террористы; 2) террористический акт направлен против иностранцев, пользующихся международной защитой, их имущества и средств передвижения; 3) подготовка террористического акта ведется в одном государстве и осуществляется в другом; 4) совершив террористический акт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче[27].
Г.Б. Старушенко идет по иному пути. Он исходит из определения агрессии 1974 года и считает правомерным квалифицировать в качестве международного терроризма перечисленные там, в ст. 3 насильственные действия, если они не носят «столь серьезного характера, что это равносильно актам агрессии»[28]. Н.Б. Крылов и Ю.А. Решетов отмечают, что международный терроризм имеет несколько форм, и останавливают свое внимание на тех актах, которые совершаются лицами (группой лиц), не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами[29]. Шеварега Асрат Бало рассматривает международный терроризм как международное уголовное преступление[30].
Н.С. Беглова считает, что международный терроризм – это не какой-то особый вид терроризма, а продолжение внутреннего терроризма, выход его за пределы границ того или иного государства[31].
В «Советском энциклопедическом словаре» 1985 года международный терроризм рассматривается как насильственные акты, совершаемые при содействии или попустительстве государства против лиц или объектов, находящихся под защитой международного права[32].
Р.А. Адельханян считает, что обязательными признаками международного терроризма, является: охват террористической деятельностью в любом виде двух и более государств, деяние должно быть противоправным по международному уголовному праву, должно быть совершено в мирное время и насильственный характер действий террористов[33]. Данная трактовка определения международного терроризма, на мой взгляд, более соответствует современной действительности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13