Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь, ведущий к катастрофе.
Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданской общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.
Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.
Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.
Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.
Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.
Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.
Список использованной литературы:
I. Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993.
25 дек.
2. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. - М., 1990.
3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. - М., 1974.
4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. - М., 1975.
5. Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 г. // Ведомости ВС СССР. 1987. № 18.
6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. № 1.
7. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 11.
8. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5.
9. Европейская конвенция о выдачи от 13 декабря 1957 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 9.
10. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. // Бюллетень международных договоров. 2004.
№ 1.
11. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию от 24 февраля 1988 г., дополняющий конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. - М., 1991.
12. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе от 10 марта 1988 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. № 1.
13. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года // Действующее международное право. Т. 3. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
14. Резолюция Совета Безопасности ООН 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 8.
15. Итоговый документ совещания министров «восьмерки» по борьбе с терроризмом // Сборник правовых актов. - М., 1998. № 10.
16. Заявление участников Московской Конференции министров стран «восьмерки» о противодействии терроризму // Дипломатический вестник. 1999. № 11.
17. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Рос. газ. 1996. 25 июня.
18. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998. № 130-ФЗ // Рос. газ. 1998. 4 августа.
19 . Федеральный закон от 07.08.2000 № 121-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма» // Рос. газета. 2000. 10 августа.
20. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 // Рос. газ. 1997. 26 декабря.
21. Указ президента Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 6 // Рос. газета. 2002. 12 января.
22. Постановление Правительства РФ от 16 января 1997 года № 45 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 4.
23. Решение о программе государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. от 21.06.2000 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2(35).
24. Решение о перечне статистических показателей результатов работы по борьбе с организованной преступностью на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств за 2002 г. от 25.04.2003 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 4.
25. Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон от 21.04.2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 2.
II. Специальная литература:
26. Адельханян Р.А. Захват воздушных судов по международному уголовному праву // Законность. 2002. № 10.
27. Адельханян Р.А. Признаки террористического преступления по международному праву // Рос. юстиция. 2002. № 8.
28. Аксенов О. В чьих интересах совершается теракт? // Рос. юстиция. 2001.
№ 1.
29. Александрович Т. Выдача преступников и ее значение в борьбе с международным терроризмом: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. / М., 1986.
30. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование / Ю.М. Антонян. - М., 1998.
31. Арутюнов А.А. Терроризм и террористы: Современная Россия /
А.А. Арутюнов. - М.: ЦПИ. 2003.
32. Беглова Н.С. Терроризм: поиск решения проблемы // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 1.
33. Беляев С.С. Юридическая регламентация института экстрадиции (выдачи) // Гос. и право. 1998. № 1.
34. Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью / Л.Н. Галенская. - Л., 1978.
35. Гаухман Л. Уголовно-правовая борьба с терроризмом // Законность. 2001.
№ 5.
36. Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества / А.И. Гушер. - М.: Международные отношения, 2002.
37. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. - М., 1955.
38. Емельянов В.П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение и разграничение // Законность. 2002. № 7.
39. Емельянов В.П. Разграничение терроризма и посягательств с элементами терроризирования // Рос. юстиция. 2001. № 4.
40. Жаринов К.В. Терроризм и террористы: историч. справочник /
К.В. Жаринов. – Минск: Харвест, 1999.
41. Жданов Н.В. Правовые аспекты борьбы с террористическими актами международного характера: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / M., 1975.
42. Зиядова Д. Ложные сообщения об акте терроризма среди школьников // Законность. 2003. № 8.
43. Змеевский А.В. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Московский журнал международного права. 2001. № 4.
44. Карпец И. И. Преступления международного характера / И. И. Карпец. - M., 1979.
45. Клеченов Г.Е. Территориальные споры в Латинской Америке в условиях глобализации и борьбы с международным терроризмом // Московский журнал международного права. 2002. № 4..
46. Колосов Ю.М.. Международное право / Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Спарк, 1997.
47. Крылов Н. Б., Решетов Ю. А. Государственный терроризм — угроза международной безопасности // Советское государство и право. 1987. № 2.
48. Крылова Н. С. Конституционные проблемы Северной Ирландии // Советское государство и право. 1974. № 2.
49. Лосицкая Л. Применение конвенции «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» и «О выдачи» // Российская юстиция. 2000. № 12.
50. Левин Д. Б. Ответственность государства в современном международном праве / Д. Б. Левин. - M., 1966.
51. Ляхов Е.Г. Политика терроризма / Е.Г. Ляхов. - М.: Международные отношения, 1997.
52. Ляхов Е.Г. Политика терроризма – политика насилия и агрессии / Е.Г. Ляхов. - М.: Международные отношения, 1987.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13