Понятие превышения пределов необходимой обороны

Понятие превышения пределов необходимой обороны

Министерство общего и профессионального образования

******** государственный университет

Юридический факультет

Кафедра уголовного права

Понятие превышения пределов

необходимой обороны

Дипломная работа студента

6 курса очного отделения

юридического факультета

-- (указать Ф.И.О.) --

Научный руководитель :

_______________ - (Ф.И.О.) -

Допущена к защите

«___» ______________199___ г.

Заведующий кафедрой доктор юридических наук профессор

__________ - (Ф.И.О.) -

Н - ск 199__ г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

|ВВЕДЕНИЕ | | | |3 - 7 |

|ГЛАВА 1. | |ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПРАВОМЕРНОСТИ | |7-35 |

| | |НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ | | |

|(1 | |Понятие необходимой обороны | |7-19 |

|(2 | |Условия правомерности необходимой обороны | |20-35 |

| | |а) Относящиеся к посягательству | |20-33 |

| | |1. Общественная опасность посягательства | |21-27 |

| | |2. Наличность посягательства | |27-30 |

| | |3. Действительность посягательства | |30-33 |

| | |б) Относящиеся к защите | |33-35 |

| | |1.Активность отражения общественно опасного | |33-34 |

| | |посягательства | | |

| | |2. Причинение вреда посягающему | |34-35 |

|ГЛАВА 2 | |ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕВЫШЕНИЯ ПРЕДЕЛОВ | |35- 51 |

| | |НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ | | |

|§1 | |Понятие превышения пределов необходимой | |35-45 |

| | |обороны | | |

|§2 | |Виды превышения пределов необходимой обороны | |45-51 |

|ГЛАВА З | |ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, | |51-62 |

| | |СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ ПРЕДЕЛОВ | | |

| | |НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ И ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ СХОДНЫХ | | |

| | |ПРЕСТУПЛЕНИЙ | | |

|§1 | |Убийство и тяжкое или менее тяжкое телесное | |51-57 |

| | |повреждение, причинённое при превышении | | |

| | |пределов необходимой обороны | | |

|§2 | |Отграничение престуллений, совершаемых в | |57-62 |

| | |состоянии сильного душевного волнения от | | |

| | |преступлений, совершаемых при превышении | | |

| | |пределов необходимой обороны, либо при | | |

| | |превышении мер, необходимых для задержания | | |

| | |лица, совершившего преступление. | | |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | | | |63 |

В В Е Д Е Н И Е

В 1997 год Россия вошла с тяжёлым грузом проблем. Как отмечено в

Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию,

государственный аппарат разъедает коррупция, власть слабо обеспечивает

выполнение законов и указов. «Преступный мир, по существу, бросил

вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию. Появилось немало

хорошо организованных преступных групп со своими мозговыми центрами,

исполнителями, «судами», «силовыми подразделениями». Эти преступные

структуры расширяют свое влияние...»[1]

В главе второй первого раздела конституции Российской Федерации,

предусматривающей права, свободы человека и гражданина сказано, что каждый

имеет право на жизнь, достоинство личности охраняется государством и ничто

не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на свободу и

личную неприкосновенность.[2]

Однако некоторые авторы не без оснований считают, что ситуация сейчас

такова, что преступность становится подлинно социальным бедствием, угрожает

самим устоям государственности и национальной безопасности, вызывает

тревогу всего населения, подрывает у людей веру в способность власти

защитить их жизнь и безопасность.[3]

К такому положению привели многие просчёты и ошибки в проведении

социальных и экономических реформ, правовой политики. История показывает,

что перераспределение власти и собственности всегда порождает волну

преступности и насилия. Ещё Карамзин подметил, что долговременные несчастья

государственные остервеняют сердца и вредят нравственности людей. Примеров

патологической жестокости и насилия не счесть.

Криминологический прогноз, по мнению Генерального прокурора Российской

Федерации Ю. Скуратова, не предвещает позитивных перемен в ближайшие годы.

Причём официальная статистика не полностью отражает реальное состояние дел

(по оценкам учёных и практиков на каждое зарегистрированное преступление

два-три незарегистрированных).С учётом такой латентности в России

совершается около 10 миллионов преступлений, (а не 2,7 миллиона, как

показывает статистика).[4]

Указанное мнение поддерживается и другими авторами. Переход к

многоукладной экономике, считают они, имущественное расслоение, разрастание

групп и слоёв повышенного социального риска, напор на подрастающее

поколение пропаганды насилия, негативных социальных привычек и стандартов

поведения, культа богатства любой ценой - открывает в ближайшие годы

возможности для стимулирования роста преступности и неблагоприятных

изменений её качественных показателей.[5]

Огромную роль в борьбе с преступными посягательствами на интересы

общества, на интересы граждан играют органы государства: суд, прокуратура,

органы милиции, органы государственной безопасности, совершенствованию

деятельности которых должно уделяться постоянное внимания. Однако

осуществлять борьбу за укрепление правопорядка должны не только

правоохранительные органы. Успешное решение этой задачи немыслимо без

активного участия других государственных органов, общественных организаций

и отдельных граждан. Только в результате их совместных усилий могут быть

достигнуты успехи в решении этой важной задачи. Причем центр тяжести должен

быть перенесен не на ужесточение уголовно-правовых репрессий, а на

предупреждение преступлений.

Российский закон предоставляет гражданам России большие права по защите

как самих себя, так и любого члена общества от преступных посягательств.

Формы участия общественности в борьбе о преступностью весьма разнообразны.

Это участие может выразиться и в сообщении органам власти о готовящихся или

совершенных преступлениях, а также о тех недостатках в работе

государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, которые

могут способствовать совершению преступлений.

Одним из наиболее эффективных средств борьбы с преступностью, является

непосредственное отражение гражданами общественно опасных посягательств,

направленных на государственные, общественные и личные интересы.

Предоставление любому гражданину права отражать преступное посягательство

только тогда дает должный эффект, когда каждый человек будет знать, что он

имеет такое право и умеет им пользоваться.

При необходимой обороне действия лица направлены на защиту интересов

государства, общественных интересов, личности и её прав от общественно

опасного посягательства, поэтому эти действия не представляют общественной

опасности, а, наоборот, они являются общественно полезными, так как они

защищали законные права и интересы.

Жизнь подтверждает, что наиболее активно в пресечении преступлений и

задержании преступников участвуют лица, хорошо знающие законодательство о

необходимой обороне.

Правильное применение законодательства о необходимой обороне является

важным условием широкого вовлечения населения в борьбу с преступностью.

Однако мы до сих пор встречаемся в ряде случаев с фактами, которые

свидетельствуют о том, что в работе следственных и судебных органов ещё

допускаются ошибки, когда необоснованно привлекают к уголовной

ответственности лиц, действовавших в состоянии необходимой обороны. Такие

ошибки могут серьёзно подорвать успех борьбы с общественно опасными

элементами, посягающими на государственные и общественные интересы, на

жизнь и здоровье граждан.

Необходимая оборона - важнейшее и действенное средство в борьбе с

преступностью. Но, к сожалению, ещё многие граждане почти ничего не знают

или имеют весьма смутное представление о праве на необходимую оборону. Об

этом свидетельствуют данные социологических исследований, проведенных в

некоторых городах нашей страны. В частности, В. Козак приводит данные

социологического исследования, проведенного в г. Саратове. В результате

исследований установлено, что 53,9 % опрошенных лиц указали, что им ничего

не известно о праве граждан на необходимую оборону: 20,6 % опрошенных

заявили, что им мало что-либо известно о необходимой обороне. И только 25,5

% опрошенных указали, что они осведомлены о праве граждан на необходимую

оборону. «Между тем, - как справедливо отметил автор, - от осведомленности

граждан о существовании института необходимой обороны зависит их активность

в участии по пресечению преступных посягательств, которые совершаются в их

присутствии.»[6]

Чтобы каждый гражданин фактически использовал предоставляемое ему

законом право необходимой обороны, чтобы никто не проходил мимо

преступления и принимал действенные меры к защите охраняемых законом прав и

интересов граждан от общественно опасных посягательств, надо широко

пропагандировать среди населения закон о необходимой обороне и в

следственно - прокурорской и судебной практике обеспечить правильное его

толкование и применение.

Придавая большое значение осведомлённости граждан о принятых законах

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 31 октября 1995 года

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты