Экзамен

Экзамен

Билет 1. Объект и предмет государственного и муниципального управления.

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее

воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее

упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Государственное управление в широком понимании — это регулирующая

деятельность государства в целом (деятельность представительных органов

власти, прокуратуры, судов, и т. д.).

Государственное управление в узком понимании — это административная

деятельность, т. е. деятельность органов исполнительной власти,

исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению

исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее

субъектов.

Местное самоуправление — это децентрализованное государственное управление,

осуществляемое на уровне субъектов государства (регионы, области …)

Наука ГУ - целостная система знаний об общих явлениях и закономерностях

организации и деятельности ГУ. Предметом науки государственного управления

является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства

и публичных коллективов.

В качестве объективных основ государственного управления следует назвать:

Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на

земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф,

водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие

им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие

длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей,

типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды

коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции,

обычаи и менталитет.

Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором

(сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной

жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России

такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община

товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией

в рамках территории определенного сообщества людей может и должна

рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой

единственную материальную (техногенную) основу существования общества.

Система экономических отношений - данная система соединяет производственную

базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных

продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания

жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов,

социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что

духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий

материальное закрепление духовного, превращение его в историческое

наследие.

Научно-технический прогресс.

Субъект государственного управления

. субъекты общественного управления (государственного управления в

широком смысле слова): система органов государственного управления,

все множество политических, общественных, профессиональных партий,

движений, союзов, ассоциаций, объединений, лоббисты, СМИ,

негосударственные организации, каждый гражданин

. субъекты государственного управления (в узком смысле слова):

законодательные, исполнительные, судебные органы управления на

федеральном, региональном и местном уровнях управления

Объект государственного управления

. первичный элемент управляемой подсистемы социально-экономической

системы – человек

. в зависимости от выбранных классификационных признаков элементами

управляемой подсистемы являются отрасли, регионы, организационные

формы различной формы собственности и т.п.

Билет 2. Место теории государственного и муниципального управления в

системе наук

Общая теория государственного управления включает в себя следующие

необходимые элементы:

1) цели и задачи государственного управления;

2) соотношение функций управления с другими функциями государственной

деятельности;

3) взаимодействие органов государственного управления с другими органами

государства — парламентом, правительством, судами;

4) организация государственного управления и его система;

5) роль и назначение человека в государственном управлении, т. е. значение

персонала управления.

Основными областями теории государственного управления являются: 1)

персонал управления (публичная служба); 2) руководство и взаимодействие в

управлении; 3) бюджет; 4) организация, планирование; 5) информация и

информационные технологии; 6) законодательство.

ГУ принадлежит к семейству управленческих наук. Исторически понятие

государственного управления формулировалось на основе концепций, а во

многом - и запросов науки административного права. Государственное

управления является одним из видов социального управления и управления как

такового вообще.

Билет 3. Основные концепции государственного и муниципального управления

Этапы развития теории государственного управления как научного направления

1 этап (80-е годы 19 в. – 1920 г.) В.Вильсон, Ф.Гуднау, М. Вебер

- для того чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо

знать, а следовательно, изучать с научных позиций

- аппарат административно-государственного управления должен быть

отделен от сферы политики

2 этап (1920 – 1950 гг) – А.Файоль, Л.Уайт, Л.Урвик, Д.Муни, Т.Вулси,

М.Фоллет, А.Маслоу, Э.Мэйо, У.Мэрфи

- классическая школа

- школа человеческих отношений

3 этап (1950 г. – н.в.) – Г.Саймон, Д.Смитцберг, В.Томпсон, Д.Истон

- поведенческий подход

- системный подход

- ситуационный подход

Основные современные направления науки ГУ:

1. Структурно-институциональное – предметом исследования в этой области

служит организация правительственных служб, центральные органы ГУ и

периферийные службы, структура органов ГУ, административная иерархия.

2. Социологическое и социально-психологическое – изучение некоторого набора

моделей коллективного и индивидуального поведения управленческого

персонала, прикладные исследования в области административного права.

3. Дисциплины изучающие вопросы организации – любая организация подчиняется

каким-то общим принципам, которые раскрываются в работах представителей

этого научного направления (управление госаппаратом приравнивается к

управлению крупным предприятием для которой соображение эффективности и

рентабельности находятся на первом месте).

1. Школа научного управления (тейлоризм)

Объектом изучения здесь являлось непосредственно производство на самом

нижнем его уровне - рабочем месте.

Тейлоризм - это совокупность методов организации и нормирования труда,

управления производственными процессами, подбора, расстановки работников,

оплаты их труда в целях сокращения нерациональности расходования ресурсов,

роста производительности труда.

2. Административная (классическая) школа управления

Ее представители - высшие руководители в крупных организациях.

Главной целью школы было обоснование универсальных принципов руководства

организации в целом. Основоположник этого направления А. Файоль

сформулировал набор таких принципов. К их числу он относил поддержание

инициативы и корпоративного духа, обеспечение порядка, справедливости

мотивации, а также стабильности рабочего места для персонала. Важными

принципами организации, по А. Файолю, являются: разделение труда;

сокращение числа целей и концентрация усилий на их достижении; обеспечение

единоначалия, единства полномочий и ответственности; оптимизация меры

централизации, ориентация иерархии на обеспечение успеха организации.

3. Школа человеческих отношений

Социальные факторы, взаимодействия между членами группы могут оказывать

более значимое влияние на эффективность работы предприятия, чем усилия его

руководства по разработке оптимальной структуры, тщательному изучению

функций, нормированию труда и т.д.

Осознание человеческого фактора в качестве основного элемента

эффективной организации было обязано и достижениям в психологии. Школа

человеческих отношений дала первый пример эффективного взаимодействия

управления с другими науками, успехи и достижения которых давали мощный

стимул развития управления.

Э.Мэйо , А.Маслоу и другие исследователи выяснили , что иногда влияние

других членов группы было более сильным, чем распоряжение руководителей или

материальные стимулы. Причиной этого является то, что многообразные

потребности людей не всегда удовлетворяются при помощи денег, не сводятся

только к продвижению по службе и т.д.

4. Наука управления и исследование операций

Суть рассматриваемого подхода и его вклада в развитие управления - в

переходе от словесного описания организации и процессов ее функционирования

к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи, и использование этих

моделей при принятии управленческих решений.

5. Процессный подход

Управление рассматривается здесь как процесс выполнения управленческих

функций для достижения поставленных целей. Каждая из этих функций также

является процессом. Таким образом, управленческий процесс - не механическая

сумма, а единство, синтез этих частных процессов.

В рамках процессного подхода большое внимание уделялось анализу функций

управления. К числу таких функций относятся: прогнозирование, планирование,

организация, руководство, распорядительство, регулирование, координация,

контроль, коммуникации, оценка, учет, анализ и т.д.

6. Системный подход

Организация рассматривается как открытая система, которая общается с

внешней средой, адаптируется к изменениям этой среды. Каждый из элементов

организации также представляет собой систему более низкого уровня.

7. Ситуационный подход

Предшествующие подходы основное внимание уделяют анализу опыта

управления и обоснованию на этой основе принципов рационального управления.

Главное достижение ситуационного подхода - в обосновании прямого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты