приложения научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях.
Основное внимание уделяется анализу ситуации - конкретного набора
обстоятельств, существенно влияющих на организацию.
Основные теории местного самоуправления
Историческая теория (ХIХ в.): обосновывает необходимость ограничения
вмешательства государства в дела общин. Поскольку общины исторически
предшествовали государству, которое возникло в результате их
объединения по экономическим и политическим причинам, то «родители»
должны оставаться независимыми от своего «дитя», лишь совместно с ним
решая проблемы, которые затрагивают и государство, и общины.
Государственная теория (ХIХ в. Немецкие ученые Л.Штейн, Р.Гнейст): органы
местного самоуправления по своей сути органы государственного
управления, их компетенция не имеет какой-либо «естественной» природы,
а целиком и полностью делегируется (создается и регулируется)
государством.
Политическая теория (Р.Гнейст, О.Майер): сущность местного самоуправления
состоит в том, что оно осуществляется в порядке неосновной
деятельности представителей местного населения, обладающих авторитетом
среди последнего, деятели местного самоуправления «по определению» не
принадлежат к профессиональным чиновникам, они занимаются чисто
общественной деятельностью.
Хозяйственная теория: местное самоуправление - есть ничто иное, как
заведование делами местного хозяйства: собственные дела общины
являются делами общинного хозяйства, и самоуправление - это,
следовательно, управление общинным хозяйством. Определить контуры и
границы местного самоуправления, отделяющие его от государства -
значит определить, какие именно процессы, идущие на территории
локальной общины, имеют сугубо хозяйственный характер.
Билет 4. Государство, государственная власть и государственное управление
В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или
обществом. В научной литературе существуют два основных значения этого
термина: 1) государство трактуется как совокупность государственных
учреждений, т. е. аппарат управления обществом; 2) как особый вид политико-
правовой организации власти общества. В политологии распространено второе
определение. Государство понимается как организация политической власти,
которая распространяется на всю территорию страны и её население и
располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные
для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и
внешних проблем.
Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в
его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние.
К внутренним относятся следующие:
- экономическая - защита существующего способа производства, регулирование
экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики,
стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста,
регулирование "естественных монополий" (связь, энергетика).
- социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье,
поддержании здоровья, предоставление социальных гарантий социально
незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным,
сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.).
- правовая - обеспечение законности и правопорядка;
- политическая - обеспечение политической стабильности, выработка
политического курса, отвечающего потребностям максимально широких слоев
населения, либо потребностям поддержания политического господства класса-
собственника;
- образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на
формирование условий для получения общедоступного общего и среднего
профессионального образования, а также условий для удовлетворения
культурных потребностей населения;
- экологическая - охрана природной среды.
К внешним функциям относят следующие: защита интересов государства на
международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и
интеграции с другими странами.
Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в
себя систему государственного управления, институт президентства или
институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля,
органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности,
вооруженные силы, местные органы власти.
В структуре государства выделяют три ветви государственной власти:
законодательная власть (парламент), которая принимает законы и другие
важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах парламенты
имеют разные названия, например в США - Конгресс, в России - Федеральное
Собрание), исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и
осуществляющая повседневное управление страной (в России - это
Правительство Российской Федерации), судебная власть, призванная
осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим
органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и
другие суды).
Определение власти:
- силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
- волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже
вопреки сопротивлению;
- власть как влияние. Суть влияния заключается в способности
воздействовать на поведение других.
- инструменталистское, трактующее власть как способность мобилизовывать
ресурсы для достижения определенных целей;
- конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанную со
способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм
распределения дефицитных общественных ценностей;
- структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между
управляющим и управляемым.
Государственная власть
1. создает правовые рамки для деятельности всех субъектов отношений, в том
числе местных сообществ, органов местного самоуправления принимая законы и
иные правовые акты.
а) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации
местного самоуправления;
б) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации
о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному
законодательству;
2. определяет и гарантирует общегосударственные стандарты, тот минимум
благ, который вправе получать и требовать граждане данного государства.
3. обеспечивает государственный контроль за соблюдением общегосударственных
социальных стандартов, за реализацией закрепленных в законодательстве прав
физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
Соответственно, государственная власть делится на федеральную и
региональную.
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее
воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее
упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.
Билет 5. Тенденции развития современного государства
Для государственного развития современного мира характерны следующие черты:
1. усиление роли исполнительной власти;
2. демократизация избирательной системы;
3. возрастание роли государственного регулирования экономического и
социального развития;
4. рост интеграционных процессов.
Конечно, проявление этих тенденций развития государства в различных
регионах и странах имеет свою специфику.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ.
В начале ХХ века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-
правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее
характерные черты эволюции современных либерально - демократических
государств.
Анализируя изменения в государственном механизме США можно выделить ряд
основных тенденций этих изменений:
1. Диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной
политики. Появляются различные "группы давления", так называемые лобби,
стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с
целью принятия тех или иных решений.
2. Усиление исполнительной власти, централизация ее в руках президента.
3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
В ХХ в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой
заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура
претерпевает серьезные изменения.
Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе
нашли отражение во взаимосвязи высших исполнительных и законодательных
органов. Произошло значительное усиле-ние роли исполнительной власти,
кабинета министров.
В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть,
делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство - акты,
издаваемые правительством, формально по поручению парламента. В настоящее
время количество актов делегированного законодательства многократно
превосходит количество законов, принятых парламентом. Делегированное
законодательство, по существу, стало инструментом установления господства
исполнительной власти в политической системе Великобритании.
Билет 6. Государственный аппарат
Аппарат государственного и местного управления принадлежит к числу сложных
самоуправляемых систем. Он представляет собой целостное политструктурное
образование. В нем можно различить несколько основных типов структурных
единиц: аппарат ведомства, аппарат ведомственного подразделения,
региональный аппарат, орган государственного управления, администрация
учреждения, структурное подразделение администрации учреждения, должность.
Каждая структурная единица аппарата государственного и местного управления
- это его самоуправляемая, автономная, организационно оформленная часть,
существование которой предопределено нормативно-правовыми основаниями,
имеющая свою компетенцию. Тип организационной структуры здесь определяется
типом организационной власти и подчинения, что выражено в характере и
объеме полномочий и ответственности. Структуры ведомств, органов всегда
линейны, межведомственные структуры всегда, а внутриведомственные - часто
являются функциональными.
Система органов государственного управления – государственный аппарат –
система органов государства, с помощью которых осуществляется
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15