Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделённая
государственно-властными полномочиями. Государственный орган, это первичный
и важный структурный элемент государственного аппарата.
Признаки:
Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в
особых правоотношениях между собой и государственным органом, права и
обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом. Содержание
государственных служащих лежит на обществе.
Органы государства имеют внутреннюю структуру, различные подразделения,
ведомства, но все они скреплены единой целью.
Государственные органы обладают определённой компетенцией - властными
правомочиями (которые складываются из совокупности прав и обязанностей).
Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции).
Государственные органы обладают властными полномочиями, которые выражаются:
а) возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения
права; б) в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путём
использования методов принуждения.
Органы государства имеют определённую материальную базу, финансы, счёт,
источники финансирования.
Активно участвуют в реализации функций государства.
Классификация органов государства:
По способу возникновения:
Первичные органы - никакими другими органами не создаются, такие органы
получают властные полномочия непосредственно от избирателей.
Производные органы - создаются первичными органами, которые и наделяют их
властными полномочиями.
По месту в иерархии государственного аппарата:
Центральные.
Региональные.
Местные.
По широте компетенции:
Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство).
Органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на
выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство
финансов, министерство юстиции).
По способу формирования:
Избираемые - для них характерно выборности и сменяемость.
Назначаемые - при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие
профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки
пребывания в должности.
По порядку принятия решений:
Единоличные - органы принимают решение путём самостоятельного императивного
волеизъявления.
Коллегиальные - такие органы принимают решение большинством граждан,
уполномоченных на то законом.
Предложенные выше классификации органов публичной власти систематизируют
теоретические знания о них, но не позволяют на практике образовать систему
этих органов. Это позволяет сделать только теория разделения властей:
Законодательная власть. Цель данной власти - издание законов. В данной
ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система
административного подчинения.
Исполнительная власть. Главная цель - исполнять законы принятые
законодательными органами. В системе органов исполнительной власти
существует единая вертикаль органов власти, административное подчинение
нижестоящих органов вышестоящим.
Судебная власть. Цель - установление истины в юридическом смысле слова.
Учредительная власть. Функции публичной власти могут быть осуществлены
народом непосредственно в форме не только референдума и выборов, но и
учредительных органов публичной власти (собрания, конференции, сходы
граждан). В итоге этими формами непосредственной демократии принимаются
основополагающие нормативно-правовые акты.
Контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве
самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных
ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной
власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.
Информационная власть. Средства массовой информации.
Государственное управление в широком смысле - это целенаправленное
воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не только органов
исполнительной власти, но и всех других органов государства и даже всего
механизма государственной власти. Само собой разумеется, что не все звенья
механизма государственной власти и не все органы государства в равной мере
участвуют в государственном управлении. Как отмечается в литературе, одни
государственные органы имеют собственно властные, решающие полномочия
(например, парламент или министр) и непосредственно занимаются
государственным управлением. Другие обладают лишь консультативными
полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции).
Третьи занимаются проверкой соблюдения законов, контролем (например,
уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная
палата). Такие органы не столько управляют, сколько участвуют в
государственном управлении. Могут существовать и смешанные, государственно-
общественные органы, которые тоже в какой-то мере выполняют управленческие
задачи. Иногда некоторые функции государственных органов передаются
общественным органам или организациям, органам местного самоуправления,
которые в этом случае также выполняют задачи государственного управления.
Государственное управление, в каком бы смысле мы его не рассматривали
(узком или широком), всегда протекает как определенный, длящийся во времени
процесс. И как процесс в своем развитии оно проходит несколько стадий.
Обычно выделяют четыре стадии: стадию сбора, обработки и оценки информации;
стадию разработки и принятия управленческого решения; стадию исполнения
управленческого решения; стадию контроля за исполнением управленческого
решения.
Стадия сбора, обработки и оценки информации является первоначальной стадией
управленческого процесса и считается подготовительной. Как такового,
государственного управления на этой стадии еще нет, а имеет место сбор,
обработка и оценка информации, которая необходима для принятия
управленческого решения. Стадия разработки и принятия управленческого
решения считается основной, центральной стадией управленческого процесса,
поскольку выражает самое главное в управлении, его, можно сказать,
квинтэссенцию. Чтобы управлять, нужно принимать решения, потому что в
решениях закладываются все необходимые основы предстоящего управления.
Управленческие решения могут быть двух видов - нормативные и
индивидуальные. Нормативные решения носят общий характер. Они адресуются
неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неопределенное число типичных
ситуаций. Такие решения содержат нормы права и оформляются в виде
определенных нормативно-правовых актов (законов, указов Президента,
постановлений Правительства и т.д.). Индивидуальные решения носят уже
конкретный характер, так как адресуются конкретным лицам и рассчитаны на
конкретную ситуацию. Такого рода решения содержат индивидуально-конкретные
правовые предписания и оформляются в виде различных индивидуально-правовых
актов (приказов, решений, постановлений и т.д.).
Стадия исполнения управленческого решения характеризует государственное
управление с фактической стороны. Для того чтобы управление достигло своей
цели, решение, в котором эта цель заложена, должно быть исполнено,
реализовано. Только путем исполнения управленческих решений можно реально,
фактически осуществить управление. При этом надо иметь в виду, что
исполнение нормативных решений носит многократный характер (они
исполняются, пока действуют), а исполнение индивидуальных решений является,
как правило, разовым.
Стадией контроля за исполнением управленческого решения завершается процесс
управления. Собственно говоря, здесь управления, как такового, уже нет, ибо
оно фактически заканчивается на предыдущей стадии. Однако без организации
надлежащего контроля за исполнением управленческих решений нет гарантии
того, что эти решения будут своевременно и надлежащим образом исполняться.
Контроль за исполнением управленческих решений (причем как нормативных, так
и индивидуальных) возлагается либо на соответствующие органы государства,
либо на соответствующих должностных лиц.
Билет 29. Государственное управление организациями
Формы организаций:
Частные организации являются формой закрепления отношений частной
собственности. Теоретический пример существования только данных образований
– идеальные модели обществ совершенной конкуренции. Совокупность такого
рода структур принято называть частным сектором.
Когда появляется потребность в общественных услугах, защите общественных
интересов, доля собственности (и соответствующих прав) частного сектора
передается государству, возникают организации с государственной
собственностью (государственный сектор).
Совместные структуры создаются при наличии коммерческого или
предпринимательского риска, который частный сектор не готов целиком взять
на себя. Инвестиции (или доля) государства в частные организации нередко
используется для их развития до состояния, когда они могут взять целиком
этот риск на себя.
Регулируемые государством частные фирмы обычно действуют в ситуации
монопольного производства продукта или услуги (или близкой к ней). В таких
случаях государство выступает в качестве защитника потребителей
монопольного продукта от возможного злоупотребления рыночной властью,
используя регуляторы в виде гарантий поставки продукта, вилки цен, пошлин,
налогов, тарифов, стандартов качества и т.п.
Частные организации с государственной инфраструктурой формируются в
условиях, когда последняя относительно хорошо налажена. Наиболее популярны
такого рода образования в сфере автотранспорта, авиаперевозок и т.п., когда
государство берет на себя обеспечение основного производства частной
компании необходимыми сопутствующими услугами или компонентами (например,
для авиаперевозки – аэропорты, подъездные пути и т.п.).
Названные типы организаций позволяют ввести три вида взаимоотношений
субъект–объект, характеризующих степень участия в них государства, и один
общий термин “менеджмент” для всех типов организаций. Во-первых, собственно
управление, когда государство выступает одновременно и как субъект, и как
объект (государственное управление). Во-вторых, вмешательство государства
как субъекта в управление объектами смешанной формы собственности
(частичное управление). В-третьих, регулирование государством деятельности
предпринимательских организаций, в которых доля государственной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15