собственности близка или равна нулю (косвенное управление). И, наконец,
термин “менеджмент” мы предлагаем сохранить для обозначения структуры и
процесса управленческих воздействий (функций) внутри организации любого
типа. Субъектом этого рода отношений является управляющий любого уровня
иерархии, объектом – любой иной член организации (в том числе и
неуправленец) или ее подразделение.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными
государственными учреждениями и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы
к изменяющимся условиям.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные
и экономические.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного
материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они
базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета,
разрешения и принуждения.
Основные инструменты государственного регулирования:
-фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и
налогов;
-денежная политика;
-политика регулирования доходов;
-социальная политика;
-государственное регулирование ценообразования;
- внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на
средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным
комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике.
Основные экономические средства - это:
- регулирование учетной ставки ( дисконтная политика, осуществляемая
центральным банком )
- установление и изменение размеров минимальных резервов, которые
финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
-операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие
как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Билет 30. Государственная служба и государственный служащий
Под государственной службой (ГС) понимается профессиональная деятельность
по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она
осуществляется на государственных должностях в аппарате органов
законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.
Общая цель ГС – управление государственными делами, связанное с разделением
государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную.
Цели ГС можно рассматривать в следующих аспектах:
1. Государственно-политический: реализация обязательств государства по
обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных и
духовных потребностей людей.
2. Экономический: повышение эффективности государственного регулирования
экономики; осуществление от имени государства управления государственной
собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования
затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание
государственного аппарата.
3. Социальный: исполнение и обеспечение полномочий государства и его
органов; решение общегосударственных задач управления; практическое
осуществление функций государства; создание условий для связи
государственного аппарата с народом.
4. Правовой: обеспечение соблюдения законодательства страны; создание
правовых условий для нормального функционирования государственного
аппарата.
5. Организационный: организационно-техническое обеспечение органов
государственной власти; профессионализация государственного аппарата,
организация учебы; совершенствование норм, стандартов, правил регулирования
состава государственного аппарата, продвижения по службе; приведение
структуры государственного аппарата в соответствие с задачами
государственной службы.
Функции ГС связаны с непосредственным исполнением полномочий власти.
Функции организации ГС можно рассматривать:
1. Как профессиональной деятельности: А) осуществление государственного
управления: планирование, прогнозирование, принятие решений, исполнение,
координация, информация, контроль, стимулирование; Б) организация аппарата
на выполнение полномочий государственных органов; В) обеспечение
ответственности, дисциплинированности аппарата.
2. Как правового института: А) реализация законов государства; Б)
разработка проектов законов и других нормативных актов о государственной
службе; В) соблюдение законодательства о государственной службе; Г)
регулирование правового статуса государственных служащих.
3. Как социального института: А) производство государственных социальных
услуг: образование, воспитание, правовая защита, безопасность; реализация
интересов, прав и свобод граждан; Б) эффективное решение социальных задач
государства; регулирование и разрешение социальных конфликтов; В)
регулирование социального статуса государственных служащих.
4. Как публично-правового отношения государства и служащего: А) правовая и
социальная защита государственных служащих; Б) определение правовых правил
прохождения государственной службы: разработка правовых, нормативных актов,
устанавливающих государственно-служебные отношения; В) регулирование
численности и качественного состава государственной службы; Г) создание
условий для профессионального роста кадров аппарата.
Государственное управление представляет собой сознательное,
целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению
государственной власти (целей, задач и функций государства). Это
воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой
государственных органов, в основе которых лежит профессиональная
деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть
государственная служба.
Государственная служба выполняет основные задачи государственного
управления:
выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и
политического развития страны; 2. подбор кадров, способных реализовать эту
стратегию; 3. создание организационных структур власти; 4. принятие решений
по важным оперативным вопросам жизни страны; 5. осуществление в целях
реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.
Государственный служащий: понятие и классификация:
Государственный служащий - гражданин РФ, состоящий на государственной
должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством
о государственной службе, и получающий денежное вознаграждение за счёт
федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ.
В зависимости от вида государственной власти в органах которой замещают
должности государственные служащие, можно различать работающих в:
- представительных органах;
- судебных органах;
- органах исполнительной власти;
- иных органах.
В зависимости от квалификационных разрядов государственные должности
государственной службы подразделяются на следующие группы:
- высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);
- главные государственные должности (4-я группа);
- ведущие государственные должности (3-я группа);
- старшие государственные должности (2-я группа);
- младшие государственные должности (1-я группа).
В зависимости от характера объёма полномочий государственные служащие
подразделяются на следующие группы:
- представители административной власти - лица, имеющие право предъявлять
юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять
меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их
подчинении (например, работники милиции);
- оперативный состав (функциональные работники) - государственные служащие,
выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в
качестве специалистов (например, экономисты и юрисконсульты);
- вспомогательные состав – государственные служащие, служебная деятельность
которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические
последствия, влияющих на содержание решений данного органа (например,
технические секретари);
- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные
совершать действия, влекущие юридические последствия (например, нотариусы).
Билет 31 . Муниципальная служба.
Муниципальная служба - процесс управления на муниципальном уровне, наиболее
приближён к гражданам. Государство передаёт свои функции на уровень МО на
определённый, длительный срок. Отношения государственной и муниципальной
службы строятся на законных основаниях, действуют на правовом уровне.
Муниципальная служба является одним из инструментов осуществления местного
самоуправления (МС).
Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в
органах МС по исполнению их полномочий, не является выборной. Лица,
осуществляющие службу на должностях в органах МС являются муниципальными
служащими. Правовая регламентация МС определяется Уставами.
ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» устанавливают общие принципы
муниципальной службы и основы правого положения муниципальных служащих РФ.
Основные принципы:
- верховенство Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов над
иными правовыми актами;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного
действия;
- самостоятельности органов МС в пределах их полномочий;
- гласность и законность в деятельности муниципальной службы;
- профессионализм и компетентность муниципальной службы;
- ответственность МС за принимаемое решение, а также неисполнение,
ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- равный доступ гражданина к муниципальной службе в соответствии с их
способностями и профессиональной подготовкой;
- единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ,
а также учёт исторических и местных традиций;
- правовая и социальная защищённость муниципальных служащих;
- внепартийности муниципальных служащих;
- подконтрольность и ответственность перед населением МО.
Основные цели и задачи:
- обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человеку и
гражданину на территории МО;
- обеспечение самостоятельности решения населением местного значения;
- подготовка, принятие, исполнение и контроль за исполнением решений
(органами) в пределах полномочий органов МО;
- обеспечение охраны общественного порядка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15