Экзамен

председатель исполкома, мэр, городской голова, посадник и т. п.) и иных

выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий

определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов РФ.

Однако в целом ряде субъектов РФ (Вологодская обл., Воронежская обл.,

Новгородская обл. и др.) вопрос наименования представительных и

исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции

местного самоуправления и в каждом конкретном случае определяется в уставе

муниципального образования.

Классификация по количеству делегированных полномочий

Еще одной возможной классификацией может быть разделение как выборных, так

и создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемых

полномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.

В основных чертах муниципальные органы различных стран, за немногим

исключением, обладают одним общим типом структуры. Л. А. Велихов отмечал: "

С тех пор как швейцарские городские коммуны (Берн, Женева, Люцерн, Цюрих и

др.) окончательно отказались от практически невозможного в наше время

решения муниципальных дел общинным сходом, этот основной тип муниципального

уклада построен почти повсеместно по следующей ступенчатой схеме: 1)

муниципальный избирательный корпус, как база, 2) вышедший из его лона

распорядительный совет, 3) исполнительный орган, и 4) на верху этой

пирамиды - должностное лицо, облеченное ролью высшего представителя

муниципальной коммуны.

Возможные сочетания трех традиционно устойчивых элементов системы местной

власти - представительного органа, исполнительного органа и высшего

должностного лица местного самоуправления основываются на следующих

основных вариантах распределения полномочий населения муниципального

образования на решение вопросов местного значения:

Вариант 1: непосредственно делегируемые населением полномочия

реализуются в различных пропорциях в компетенции представительного органа и

выборного высшего должностного лица.

Вариант 2: все непосредственно делегируемые населением

полномочия реализуются в компетенции представительного органа.

Вариант 3: все непосредственно делегируемые населением

полномочия реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица

(при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует

их посредством сходов либо созданием специального выборного контрольного

органа).

Применение того или иного варианта делегирования полномочий

зависит от численности населения муниципального образования и размеров его

территории, от объема и сложности решаемых населением вопросов местного

значения.

Билет 15. Виды контроля за деятельностью местных органов власти

Средства Государственного регулирования экономики подразделяются на

административные и экономические.

Административные средства ГРЭ базируются на силе государственной власти и

включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные

средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой

используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном

ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых

условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.

Экономические средства ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной и

бюджетной политики.

Основные инструменты денежно-кредитной политики:

а) регулирование учетной ставки;

б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в ЦБ;

в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг (эмиссия

государственных обязательств, торговля ими и погашение).

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение

спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Налоги в ГРЭ играют двоякую роль: с одной

стороны, это главный источник финансирования государственных расходов,

материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент

регулирования. ГРЭ при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров

налоговых льгот.

Виды контроля:

1. Контроль государства за реализацией отдельных переданных государственных

полномочий местному самоуправлению имеет место.

2. Контроль государства за непосредственной деятельностью органов местного

самоуправления по решению вопросов местного значения. Здесь в зависимости

от пределов контроля выделяется контроль общий и специальный. Общий:

соблюдение требований законности при реализации всех полномочий органами

местного самоуправления. Специальный: проверка деятельности органов

местного самоуправления в отдельных сферах их деятельности. В зависимости

от субъекта контроля можно выделять прокурорский, судебный и

административный контроль (хотя он ни нормативно, ни фактически четко не

описан).

3. Рассматривая отдельные виды контроля, можно сделать вывод о том, что

контроль ограничивается только требованиями законности, т.е. действует

принцип общедозволительного правового регулирования. Субъектами

специального контроля являются налоговые органы, органы федерального

казначейства, инспекция труда, органы и министерства по чрезвычайным

ситуациям, органы осуществляющие надзор за соблюдением природоохранного

законодательства. Данные органы контролируют деятельность органов

местного самоуправления не исключительно, а наряду с осуществлением

других своих функций. Контроль за деятельностью должностных лиц местного

самоуправления выведен из компетенции МВД и таким образом деятельность

органов местного самоуправления оказалась вне общего административного

контроля. Контрольное управление Президента занимается органами

исполнительной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной

власти, а контроль за деятельностью органов местного самоуправления

выходит за рамки компетенции контрольного управления.

4. Такая ситуация, когда местное самоуправление оказалось вне зоны

административного контроля, выходит за рамки требований хартии местного

самоуправления, в том числе и в плане обеспечении самостоятельности

местного самоуправления. Необходимость налаживания административного

контроля подтверждается фактическими обстоятельствами, в связи с

выявляемыми прокуратурой и иными органами многочисленными нарушениями со

стороны органов местного самоуправления.

Компетенция органов прокуратуры в области контроля за законностью в сфере

местного самоуправления помимо закона "О прокуратуре", закрепляется

федеральным законом "Об общих принципах организации местного

самоуправления" в РФ.

Целью прокурорского надзора за законностью действий органов местного

самоуправления является:

обеспечение верховенства закона;

укрепление законности;

защита прав и свобод человека и гражданина.

Реализуя закон "О прокуратуре", органы прокуратуры помимо осуществления

надзора за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов, рассматривают

и разрешают заявления и жалобы граждан, в том числе, касающиеся

деятельности органов местного самоуправления. При этом, прокурорские

работники, в целях надзора, могут беспрепятственно входить в органы

местного самоуправления, проверять документы, проверять законность решений,

требовать предоставления материалов, документов, статистических данных.

Могут требовать проведения проверок, ревизий подконтрольных органам

местного самоуправления организаций, органы местного самоуправления должны

давать разъяснения по своим решениям.

Билет 16. Проблемы становления местного самоуправления в России

Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации

основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской

Федерации.

Основным моментом становления современной модели организации местного

самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции

Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного

самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.

Конституция Российской Федерации 1993 года определила концептуальные основы

построения новой системы местного самоуправления, выделила местное

самоуправление, как самостоятельную форму осуществления власти народа,

признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления,

муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.

Указы Президента, разработанные на основе Конституции, Федеральных Законов

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации", несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно

соответствовали потребностям российского общества, международным правовым

стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной

власти к системе муниципального управления.

С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы

местного самоуправления.

Одни из основных направлений государственной политики в области местного

самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование

правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного

самоуправления.

Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе

является создание необходимых условий для формирования финансово-

экономической основы местного самоуправления и осуществление мер

государственной поддержки местного самоуправления.

В сентябре 1997 года был принят Федеральный Закон "О финансовых основах

местного самоуправления в Российской Федерации". Он определил основные

направления и принципы организации местных финансов, установил источники

формирования направления, использования финансовых ресурсов местного

самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и

взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами,

а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Процесс формирования системы местного самоуправления и законодательства о

нем не завершен. Необходимо осмыслить первый опыт местного самоуправления,

чтобы более объективно представить функционирование современной модели

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты