законности и правопорядка.
Судебная власть осуществляется различными правовыми способами в следующих
формах:
1) Путем конституционного производства т. е. Разрешения дел о соответствии
Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат
федерального собрания и других актов (статья 3 Закона о Конституционном
Суде)
2) Путем осуществления правосудия судами общей юрисдикции, т. е.
Рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел и дел об
административных правонарушениях - в формах гражданского, уголовного и
административного судопроизводства.
3) Путем арбитражного разрешения споров, вытекающих из гражданских
правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере
управления, т. е. Арбитражного судопроизводства.
Судебная власть осуществляется на основе и строго в соответствии с
процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса и точное
выполнение судом всех процессуальных требований гарантируют правильное
установление фактических обстоятельств дела и вынесение на этой основе
законного и обоснованного решения.
Основными положениями, которыми руководствуется суд, являются принципы
правосудия, а также принципы процессуальных отраслей права. К специальным
процессуальным законам относятся: Уголовно - процессуальный кодекс,
Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных
правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс.
Суды являются правоприменительными органами. Разрешение судом дела
означает, что суд применяет нормы материального права к конкретноиу
правоотношению, которое было предметом рассмотрения в судебном заседании.
Неотъемлимыми признаками судебной власти являются независимость,
самостоятельность и обособленность. Под независимостью судебной власти в
России следует понимать то, что суды осуществляют свои функции, не
испытывая какого - либо воздействия или влияния со стороны кого бы то ни
было. При отправлении правосудия они не зависят от органов законодательной
и исполнительной власти; от иных органов, организаций, партий, движений,
должностных лиц; от мнений и позиций сторон в судебном процессе; от выводов
органов предварительного расследования и прокурора; от вышестоящих судов;
от любых частных лиц. Рассматривая дело судья действует исключительно по
своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и собственным
правосознанием.
Самостоятельность судебной власти означает, что суды действуют
самостоятельно, без какого - либо начальствования и подчиненности, своими
силами, располагая для осуществления своих функций всеми необходимыми
правомочиями, которыми наделены по закону. Решения суда не требуют какого -
либо утверждения. Вступивший в законную силу приговор или решение имеют
силу закона по конкретному делу и обязательны для исполнения всеми на всей
территории страны.
Обособленность судебной власти состоит в следующем. Суд занимает особое
положение в государственном механизме, что обусловлено особенностями
выполняемых функций, спецификой условий и порядка его деятельности. Суды не
входят в какую - либо другую систему государственных органов, они
организационно не подчинены кому - либо.
Исключительность судебной власти находит свое выражение в том, что она
осуществляется только судами, входящими в судебную систему России. Каждая
из форм судопроизводства осуществляется соответствующими, полномочными на
то судами. Специфика задач трех ветвей судебной системы (Конституционный
Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды) определяет особенности их
организации и деятельности. Суды различных ветвей не могут взаимно поручать
друг другу выполнение принадлежащих только им полномочий.
Важной чертой судебной власти является участие представителей народа в
осуществлении правосудия. Оно реализуется путем участия в рассмотрении и
разрешении судебных дел народных заседателей, присяжных заседателей и
представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Одним из
обязательных признаков судебной власти является властный характер
полномочий суда. Это проявляется в том, что требования и распоряжения судей
при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения
государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан.
Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой
государства.
В основе организации деятельности судов лежат принципы правосудия. Они
определяют не только собственно организацию, устройство судебных органов -
порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру и
полномочия судов, но и организацию самого процесса осуществления
правосудия. Принципами правосудия в Российской Федерации являются:
1) Осуществление правосудия только судом.
2) Осуществление правосудия в точном соответствии с законом.
3) Положение о порядке назначения судей.
4) Право граждан на судебную защиту.
5) Равенство граждан перед судом и законом.
6) Независимость судей и подчинение их только закону.
7) Коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия.
Участие в осуществлении правосудия представителей народа.
8) Открытое разбирательство дел во всех судах.
9) Национальный язык судопроизводства.
10) Равенство сторон и состязательность процесса.
11) Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
12) Презумпция невиновности.
13) Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.
14) Судебный надзор
Билет 26. Понятие и роль контрольной власти в обществе
Контрольная власть - в теории конституционного права - власть, занимающая
самостоятельное место в системе разделения властей наряду с
законодательной, исполнительной и судебной властями. В большинстве
государств контрольная власть представлена высшими органами государства
особого рода: конституционные суды, счетные палаты, государственные
контролеры, суперинтенданты, омбудсманы и т.п. Органы контроля занимаются
расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться
в оперативную деятельность учреждений и предприятий.
Контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве
самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных
ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной
власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.
1. Конституционный Суд Российской Федерации решает дела о соответствии
Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов
Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания и
Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных
актов субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд рассматривает
некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной
власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного или подлежащего применению в
конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской
Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации
дает толкование Конституции Российской Федерации.
2. Счетная палата создается Советом Федерации и Государственной Думой на
паритетных началах для осуществления контроля за исполнением федерального
бюджета.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных
сотрудников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная
организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Закон определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее
деятельности, к которой были отнесены:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовые экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных
правовых актов федеральных органов государственной власти,
предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального
бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка
предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование
бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального
бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке
Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных
учреждениях Российской Федерации;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых
контрольных мероприятий.
3. Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры,
осуществляющие надзор за законностью в стране. Прокуратура Российской
Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, составляет единую
централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору Российской Федерации.
Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов
прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности
и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание
должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15