конституционных обязанностей и т.п.
Прежде всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов
органами государственного управления, предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами и гражданами.
Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами,
которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие.[
Предметом следующей отрасли надзора—надзора за соответствием закону
судебных решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и
других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам
об административных правонарушениях.
Билет 27. Виды органов контрольной власти и формы их деятельности
Контрольная власть - в теории конституционного права - власть, занимающая
самостоятельное место в системе разделения властей наряду с
законодательной, исполнительной и судебной властями. В большинстве
государств контрольная власть представлена высшими органами государства
особого рода: конституционные суды, счетные палаты, государственные
контролеры, суперинтенданты, омбудсманы и т.п. Органы контроля занимаются
расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться
в оперативную деятельность учреждений и предприятий.
Контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве
самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных
ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной
власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.
1. Конституционный Суд Российской Федерации решает дела о соответствии
Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов
Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания и
Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных
актов субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд рассматривает
некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной
власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.
Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда Российской Федерации,
судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных)
народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а
также уголовные, административные и некоторые иные дела.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов
Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и
исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о
соответствии Конституции Российской Федерации:
А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению
органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров
между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного или подлежащего применению в
конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской
Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации
дает толкование Конституции Российской Федерации.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают
силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные
договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает
заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления.
2. Счетная палата создается Советом Федерации и Государственной Думой на
паритетных началах для осуществления контроля за исполнением федерального
бюджета. Государственная Дума назначает Председателя Счетной палаты и
половину состава ее аудиторов, Совет Федерации назначает заместителя
Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным
законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995. Законом
установлено, что Совет Федерации и Дума назначают по 6 аудиторов. Каждый
аудитор отвечает за конкретное направление деятельности Счетной палаты,
которое охватывает "комплекс, группу или совокупность ряда доходных или
расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения".
В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель, заместитель
Председателя и аудиторы Счетной палаты.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных
сотрудников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная
организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Закон определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее
деятельности, к которой были отнесены:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовые экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных
правовых актов федеральных органов государственной власти,
предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального
бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка
предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование
бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального
бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке
Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных
учреждениях Российской Федерации;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе
информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых
контрольных мероприятий.
3. Особую группу государственных органов составляют органы прокуратуры,
осуществляющие надзор за законностью в стране. Прокуратура Российской
Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, составляет единую
централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору Российской Федерации.
Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов
прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности
и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание
должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих
конституционных обязанностей и т.п.
Прежде всего, прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов
органами государственного управления, предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами и гражданами.
Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами,
которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие.[
Предметом следующей отрасли надзора— надзора за соответствием закону
судебных решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и
других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам
об административных правонарушениях.
Билет 28. Государственное управление органами государства.
Государственная власть реализуется через государственное управление -
целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом,
те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе
познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач
и функций.
Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что
она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений,
образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется
государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие,
претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому
государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно
высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-
первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект.
Например, народ через референдум и другие институты непосредственной
(прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых,
политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а
либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает
органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15