организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль.
Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий
государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование
труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических
функций управления составляют внутренние управленческие функции
государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение
квалификации.
Задачами науки государственного управления является:
Первое - описание главных действующих лиц административной жизни
(центральных ведомств, их внешних служб, местных коллективов, автономных
учреждений и т.д.), такими, каковы они есть на самом деле, т.е. одной из
основных задач науки государственного управления является
"фотографирование" учреждений во всех ракурсах. Второй важнейшей задачей
является объяснение имеющихся фактов, стремление сделать их понятными.
Третья задача - нахождение связей между отдельными фактами, выявление
закономерностей. Четвертая задача - прогнозирование будущего на основе
выявленных закономерностей.
Методы управления - совокупность способов и средств воздействия
управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных
целей.
Методы государственного регулирования условно подразделяются на
административные и экономические.
Административные методы базируются на силе государственной власти,
разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.
В странах с развитой рыночной экономикой сфера административных средств
ограничивается главным образом охраной окружающей среды, созданием
минимальных условий существования малообеспеченных слоев населения, а также
пресечением развития теневого бизнеса.
Экономические методы подразделяются по воздействию на средства денежно-
кредитной и бюджетной политики. Это — регулирование учетной ставки
(осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров
минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в
Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных
бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств, торговля
ими и погашение.
Билет 9. Государственное управление экономикой, социальной сферой и
административно-политические отношения
Эконом. методы гос. управления эконом. сферой - их сущность сост. в том,
чтобы путем косвенного воздействия на экономические интересы управляемых
объектов с помощью эконом. рычагов создавать мех-м их ориентации на
наиболее эффективную деятельность по возможности без непосредственного
вмешательства адм. органов, но в установленных ими рамках.
К инструментам эконом. воздействия на эконом. сферу относятся:
- налоговая система;
- кредитно-финансовая система;
- бюджетная система.
Государственная социальная политика - комплекс мер государства,
направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности,
социальной справедливости и социальной защиты населения.
Результативность социальной политики можно оценить таким показателем, как
уровень жизни населения. Механизм реализации социальной политики
предполагает несколько направлений. Сюда относятся: социальное страхование;
политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда;
жилищная политика.
Административные методы гос. управления эконом. сферой - являются
конкретизацией правовых методов в условиях функционирования структур
исполнительной власти, ответственных за осуществление экономической
политики. Условно делятся на три группы:
а) организационно-стабилизирующие - это правила, регулирующие деятельность
органов исп. власти, проводящих экономическую политику, и их
взаимоотношения с хозяйствующими субъектами (постановления, положения и
т.п.).
б) распорядительные - обуславливают динамику управления и применяются для
согласования и координации деятельности субъектов эконом. взаимоотношений
(приказы, распоряжения, инструкции и пр.).
в) дисциплинарные - заключаются в установлении конкретных форм
ответственности и их практической реализации, предназначены для поддержания
стабильности в эк. сфере.
Правовые методы гос. регулирования эконом. сферой - это специфические
функции, выполняемые правовыми нормами по регулированию отношений,
складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе их деятельности,
и созданию юридических гарантий нормального функционирования каждого
субъекта экономических отношений и всего хозяйственного механизма в целом.
Правовые методы гос. регулирования эконом. сферой построены на
регламентации взаимодействия различных субъектов эконом. отношений:
- организации с организацией;
- организации со своими работниками;
- организации с органами гос. власти и местного самоуправления и т.п.
В качестве инструмента правовых методов регулирования эконом. сферы
государство использует законодательство: гражданское, хозяйственное,
финансовое, трудовое, уголовное и пр. Нормативные акты, используемые для
регулирования данной сферы во многом универсальны и применимы ко множеству
сходных ситуаций, но по особо важным специфическим ситуациям издаются
особые правовые акты, изданием которых занимаются Федер. Собрание,
Президент, Правительство и т.д.
Билет 10. Сущность и механизмы общегосударственного управления
Государственное управление - это управление делами государства, это
основанная на законе и осуществляемая во исполнение закона полновластная,
непрерывная, постоянная, повседневная деятельность органов государства и
государственных служащих; это - один из видов государственной деятельности
(наряду с законодательной и судебной, но в отличие от них - государственное
управление непрерывно).
Важнейший признак государственного управления состоит в практической
организации осуществления функций государства, в проведении в жизнь
российских законов. Поэтому государственное управление является
исполнительной деятельностью, использует при этом от имени государства
распорядительство как в связи с организацией всякой совместной деятельности
людей, так и применяя при необходимости меры государственного принуждения.
Поэтому государственное управление - это исполнительно-распорядительная
деятельность, осуществляемая с использованием метода власти и подчинения.
Из изложенного явствует следующие характерные черты государственного
управления:
1. Управление имеет место всегда там, где осуществляется совместная
деятельность людей.
2. Управление обеспечивает сознательную, целенаправленную совместную
деятельность людей.
3. Управление достигает своих целей путем организации, т. е. объединения,
согласования и координирования поведения и действий людей.
4. Управление тем самым выполняет общие для совместной деятельности людей
функции, обеспечивая согласованность между индивидуальными действиями.
5. Управление осуществляется на началах подчинения участников совместной
деятельности единой воле, чем достигается единообразие и соответствие
поставленным задачам (целям) этой деятельности.
6. Управление осуществляется в организационных отношениях.
Государственное управление и местное самоуправление осуществляются на
постоянной и возмездной основе, но первое - от имени государства и за счет
федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, второе - от
имени соответствующего органа муниципального образования и за счет средств
местного бюджета.
Во всем ином много общего: подзаконность, непрерывность, исполнительность и
распорядительство, метод власти и подчинения в отношениях с объектами
управления, формы выражения управленческих актов (действий) -
постановления, распоряжения, приказы. Но органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).
Билет 11. Особенности управления на уровне субъектов федерации и автономных
образований
Местное управление
. самоуправление - это есть государственное управление через посредство
лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными
лицами, - управление, которое, в противоположность государственно-
бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных
лиц (Г.Еллинек.)
. местное самоуправление есть децентрализованное государственное
управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой
такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность
децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов
местного государственного управления с данною местностью и ее населением
(Н.Лазаревский)
. Местное самоуправление - осуществление местными жителями или их
избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им
предоставлены законодательною властью или которые принадлежат им по
общему праву (Редлих и П.Ашлей ).
Отличительные признаки местного управления
. различие в характере власти: центральная государственная власть есть
власть суверенная, верховная, которая может сама себя реформировать;
органы же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в
порядке и в пределах, указанных ей верховной властью;
. разграничение сфер компетенции, т.е. ограниченность круга дел,
предоставленных местному самоуправлению;
. более или менее самостоятельные источники средств (местное
налогообложение);
. территориально-ограниченный, выборный принцип.
Субъекты муниципального управления
. местные органы государственной власти с должностными лицами,
непосредственно назначаемыми последней;
. городское общественное управление;
. смешанные публичные органы с должностными лицами, отчасти назначаемыми
правительством, отчасти же избираемыми городским населением
Объект муниципального управления
. Объект муниципального управления - городское благоустройство в широком и
узком смысле слова.
. Под городским благоустройством в широком смысле слова понимается
удовлетворение социальных (материальных и духовных) нужд горожан. При
этом к материальным потребностям относят следующее: водоснабжение,
очистка города, санитарные предприятия и мероприятия, врачебная и
больничная помощь, борьба с эпидемиями, заразными болезнями, похоронное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15