Экзамен

(удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с

указанием исполнять закон). Разумеется, многих из этих стадий нет в

абсолютных монархиях даже с консультативными парламентами.

1. Внесение законопроекта. Парламент обязан рассматривать только проекты,

внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции

правом законодательной инициативы. Правом законодательной инициативы

обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные

комиссии, правительство, группы депутатов определенной (обычно

значительной) численности.

2. Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение

на пленарном заседании палаты (но не комиссии) называется чтением, работа

над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.

Обсуждение на пленарном заседании бывает двух видов: свободное и

фракционное. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый

депутат и что он, высказывая свое отношение к проекту, не связан

фракционной (партийной) дисциплиной.

3. Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голосования на

пленарном заседании и требует определенного большинства.

4. Промульгация и издание закона. После принятия закона парламентом

наступает стадия промульгации закона главой государства. Промульгация

включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он

принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его

опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать

закон (право вето), и тогда он не вступает в силу.

5. Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок

или предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в

силу, например через 10 дней после опубликования.

2. Контроль над деятельностью правительства. Данное полномочие входит в

компетенцию практически всех парламентов независимо от форм правления;

последнее влияет лишь на объем данного полномочия. Объектом парламентского

контроля обычно является исполнительная власть, однако этот контроль может

распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные

силы и т.п. Контроль за исполнительной властью носит политический характер

(хотя и осуществляется в юридических формах). Это означает, что предметом

контроля выступает политическая деятельность правительства. В отношении

других объектов характер контроля является чисто юридическим.

Основными методами осуществления парламентского контроля являются:

1. Постановка вопроса о доверии - применяется в парламентарных странах, где

правительство несет ответственность перед парламентом (как правило, перед

нижней палатой). В современных условиях применяется довольно редко.

2. Интерпелляция - это обращение к правительству относительно мотивов его

деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к

определенным аспектам правительственной политики.

3. Деятельность расследовательских комитетов и комиссий. В случае,

представляющем особый общественный интерес, парламент (или его палаты)

могут проводить парламентское расследование, для него создается

парламентская комиссия, обладающая практически неограниченными

возможностями получения интересующих ее сведений, а, следовательно, и

контроля.

3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров.

Ратификация - это утверждение высшим органом государства международного

договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу. И,

напротив, денонсация - в установленной форме волеизъявление государства,

направленное на расторжение договора.

4. Назначение референдумов. Референдум - это голосование избирателей,

посредством которого принимаются государственное или самоуправленческое

решение.

Назначение референдума - не слишком частое конституционное полномочие

парламента; компетенция в этой области носит либо исключительный, либо

альтернативный характер.

5. Полномочия в области обороны и безопасности. К ним прежде всего

относится право объявления войны (состояние обороны).

6. Квазисудебные полномочия. Встречаются в парламентах ряда стран. Условно

к ним можно отнести:

1.Процедуру импичмента (заимствована из парламентской практики

Англии). Суть ее в следующем: субъектами ответственности являются глава

государства, должностные лица исполнительной власти, судьи; основание

привлечения к суду импичмента - измена, взяточничество, иное тяжкое

преступление.

2.Право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших

должностных лиц.

3.Объявление амнистии.

Билет 19. Роль исполнительной власти и ее органов

Исполнительную власть можно определить как "высший эшелон власти" гос.

аппарата. Он представляет собой высшее руководство или руководителя,

его/ее/ министров и лиц, занимающих ключевые посты. В парламентской

системе, например, основа исполнительной власти - комплекс институтов и

лиц, включая премьер-министра, кабинет министров, комитеты при кабинетах и

координирующие министерства и ведомства (например, министерство финансов).

Задача политиков, принадлежащих к исполнительной ветви власти -

осуществлять руководство, быть реальными лидерами в государственном

управлении. Исполнительная власть концентрирует власть и полномочия, ее

представители действительно могут управлять страной, влиять на положение

дел.

Это включает в себя выполнение нескольких функций:

Во-первых, это обязанность проводить в жизнь основные направления

государственной политики. Во-вторых, руководитель исполнительной ветви

власти осуществляет надзор за выполнением политических решений. С учетом

масштабов и сложности политических задач, стоящих перед руководителем

высокого уровня управления, это представляет огромные трудности. В третьих,

исполнительная власть должна мобилизовать силы и ресурсы для проведения

своей политики, обеспечить ей поддержку. Осуществление политики требует

координации деятельности тех структур, на которые она направлена:

политические цели не могут быть достигнуты без соответствующей поддержки. В

четвертых, исполнительная власть имеет ряд чисто представительских задач,

выполняет символические функции осуществление определенных церемоний и

ритуалов, выражающих и символизирующих идею национального единства,

национального государства - провозглашаемого или реального. Последняя

функция исполнительной власти - осуществление руководства в критических,

кризисных ситуациях, что предполагает употребление власти в пределах

широких, почти неограниченных полномочий в чрезвычайных обстоятельствах.

Органы исполнительной власти – это высший орган федеральной исполнительной

власти – Правительство Российской Федерации, а также министерства,

государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской

Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

(президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства,

министерства, государственные комитеты и другие ведомства), возглавляемые

Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти

характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими

руководителями исполнительной власти, либо избираются народом.

Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской

Федерации и состоит из Председателя (который назначается с согласия

Государственной Думы), его заместителей и федеральных министров по

предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Правительство

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и

обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение

единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной

политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и

социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности,

правопорядка, по борьбе с преступностью.

Органы исполнительной власти делятся по территориальному признаку на

федеральные и субъектов федерации. По характеру полномочий различают органы

исполнительной власти общей компетенции (ведающие всеми или многими

отраслями исполнительной деятельности) и специальной компетенции (ведающие

отдельными отраслями или сферами). Следует также различать органы

исполнительной власти коллегиальные (Правительство Российской Федерации и

правительства субъектов федерации) и единоначальные (например,

министерства).

Органы исполнительной власти: осуществляют исполнительно-распорядительную

деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; как правило, имеют

постоянные штаты; образуются вышестоящими органами (кроме Президентур);

подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления; их образование,

структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами

административного права.

Президент РФ

Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими

полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности,

ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и

межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

Как глава всей управленческой иерархии, всей системы исполнительной власти

Президент руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры

для эффективного осуществления Правительством своих полномочий.

Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по обеспечению

государственной и общественной безопасности, он возглавляет Совет

безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет чрезвычайное

положение.

Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к исполнению

на всей территории республики, и проверять их исполнение.

Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией Президента.

В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-аналитический

центр, пресс-центр и другие структурные подразделения.

Правительство

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Он

возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их

согласованную деятельность и правомочен решать вопросы государственного

управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ.

Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят Председатель

Правительства, его первые заместители и заместители, министры, председатели

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты