Формирование команды для реализации проекта

Этап 2. Определение качественной потребности в персонале

А). Составление матрицы распределения функций

Следующим шагом нашей работы является построение матрицы распределения

функций (МРФ). Такая матрица наглядно показывает, какие должностные лица

участвуют в тех или иных работах, составляющих бизнес-процесс.

Использование МРФ на разных этапах деятельности предприятия способно

значительно облегчить работу менеджера по персоналу:

- помощь в определении качественной потребности в персонале;

- исключение дублирования функций или отсутствия исполнителей каких-

либо функций;

- более рациональное использование трудовых ресурсов;

- основа для написания должностных инструкций,

МРФ представляет собой таблицу, отражающую бизнес-процессы предприятия

с их подробной детализацией. Перечислены исполнители работ и функции,

которые каждый исполнитель реализует по отношению к данной работе.

Рассмотрим правила составления МРФ на примере двух бизнес-процессов

магазина - "Поступление товаров в торговый зал" и "Продажа товаров".

Используется система обозначения функций:

• П - подготовка решения;

• Р - принятие решения;

• И - исполнение;

• К - контроль за исполнением решения;

Помимо этих основных функций могут также использоваться

вспомогательные:

• С - согласование решения;

• У - участие в реализации соответствующих функций.

В строке функций не должны повторяться функциональные обязанности

принятия решения (Р) и исполнения (И) для исключения ситуации "нескольких

начальников" или "нескольких исполнителей".

Если действие рутинное или строго регламентированное, может

отсутствовать функция принятия решения. В этом случае решение принимается

на основании устоявшегося порядка или регламента. Также в некоторых строках

могут отсутствовать другие обозначения функций (кроме "исполнения"), если

выполнение данных функций в соответствующем элементе бизнес-процесса не

подразумевается.

Таблица 1. Матрица распределения функций.

|Бизнес-процесс |Исполнители |

| |Кладо|Грузч|Прода|Менед|Касси|Води-|Марке|Бухга|Дирек|

| |в-щик|ик |-вец |-жер |р |тель |-толо|л-тер|-тор |

| | | | |торг.| | |г | | |

| | | | |зала | | | | | |

|ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРА В ТОРГОВЫЙ ЗАЛ |

|1. Получение |И | |П |Р К | | |С А | | |

|заказа | | | | | | | | | |

|2. Формирование |Р К |И | | | | | | | |

|партии | | | | | | | | | |

|3. Оформление |И | | | | | | |П | |

|док-тов | | | | | | | | | |

|4. Доставка в |П |И | |Р К | | | | | |

|торг. зал | | | | | | | | | |

|5. Выбор места | | | |Р И | | |К А | | |

|для товара | | | | | | | | | |

|6. Установка | | | | | | |П А |И |Р К |

|цены | | | | | | | | | |

|7. Раскладка | | |И |Р К А| | | | | |

|товара | | | | | | | | | |

|8. Оформление | | |И |Р К | | | |П | |

|ценников | | | | | | | | | |

|ПРОДАЖА ТОВАРА |

|1. Встреча | | |И |К | | | | | |

|покупателя | | | | | | | | | |

|2. Выяснение | | |И |К | | | | | |

|запроса | | | | | | | | | |

|3. Рассказ о | | |И |К | | | | | |

|товаре | | | | | | | | | |

|4. Ответы на | | |И |У К | | | | | |

|вопросы | | | | | | | | | |

|5. Помощь в | | |И |К | | | | | |

|примерке, выборе| | | | | | | | | |

|6. Доставка со |П |И |Р |К | | |А | | |

|склада товара | | | | | | | | | |

|нужного цвета, | | | | | | | | | |

|размера (при | | | | | | | | | |

|временном | | | | | | | | | |

|отсутствии в | | | | | | | | | |

|торговом зале) | | | | | | | | | |

|7. Предложение | | |И |К | | | | | |

|сделать заказ на| | | | | | | | | |

|отсутствующий | | | | | | | | | |

|товар | | | | | | | | | |

|8. Оформление | | | |И | | |А | | |

|заказа | | | | | | | | | |

|9. | | | |И | | | | | |

|Звонок-приглашен| | | | | | | | | |

|ие (когда заказ | | | | | | | | | |

|получен) | | | | | | | | | |

|10. Передача | | |И |К | | | | | |

|покупки на кассу| | | | | | | | | |

|11. Оформление | | | | |И | | |К | |

|покупки | | | | | | | | | |

|12. Выдача | | | |К |И | |П | | |

|дисконтных карт,| | | | | | | | | |

|подарков, | | | | | | | | | |

|сувениров | | | | | | | | | |

|13. Упаковка | | | | |И | | | | |

|покупки | | | | | | | | | |

|14. Предложение | | | | |И | | | | |

|доставки покупки| | | | | | | | | |

|15. Оформление | | | | |И | |А | | |

|доставки | | | | | | | | | |

|16. Доставка | | | |Р К | |И | | | |

|покупки | | | | | | | | | |

Заполненная таким образом матрица дает представление о сфере

обязанностей каждого работника, о сложности выполняемой им работы, наглядно

демонстрирует уровень занятости работника. На основе этих параметров, а

также описанного выше анализа целей можно приступать к определению

качественных параметров для каждой должности.

Б). Формулировка требований к персоналу

Приведем примеры формулирования требований к персоналу, строящихся на

данных МРФ (см. таблицу 1). Кроме требований мы также можем сформулировать

некоторые пути развития и обучения сотрудников на отдельных позициях.

• Поскольку продажа детских товаров ассоциируется с женским

присутствием, идеальным кандидатом на вакансию продавца будет девушка 20-28

лет (ограничения по возрасту условны и могут быть изменены). Торговое

образование и опыт работы не являются обязательным условием. Из таблицы

видно, что основной функцией продавца в нашем случае являются

консультирование покупателя, поэтому после окончания набора целесообразно

провести обучение продавцов основам торговли и презентации, технике продаж,

навыкам решения конфликтов, ознакомить их с ассортиментом. Продавцы должны

иметь специализацию по своим секциям, но в то же время должны быть

взаимозаменяемы (в дальнейшем следует проводить периодическое изучение

продавцами всего ассортимента магазина).

• К продавцу-кассиру применимы все вышеперечисленные требования, однако

он должен еще иметь соответствующее образование (торговый техникум, курсы)

и опыт подобной работы.

• Менеджер зала, обладая такими же личностными характеристиками, как и

продавец, должен иметь опыт работы, торговое образование и, желательно,

опыт управленческой работы.

Полученные таким образом объективные требования к персоналу торгового

зала следует скорректировать с учетом пожеланий руководителя магазина и

менеджеров. Интервью с этими специалистами поможет дополнить требования

или, если высказанные рекомендации можно учесть в работе будущих

сотрудников, сформировать план обучения персонала.

Не следует забывать, что значительные отступления от оптимального

набора требований к будущим сотрудникам могут привести либо к существенной

потере в качестве персонала (в случае снижения "планки"), либо к удорожанию

стоимости людских ресурсов (при завышенных требованиях, например, "все

продавцы - только с высшим образованием").

Этап 3. Определение количественной потребности в персонале

А). Составление схем реализации бизнес-процессов[10]

После завершения второго этапа работ мы имеем практически полную

картину того, как выглядят бизнес-процессы в рассматриваемом магазине. Для

наглядности следует нарисовать схему этих бизнес-процессов.

Существует несколько подходов к построению таких цепочек. В данном

примере мы используем способ построения цепочки бизнес-процесса на основе

заполненной ранее матрицы распределения функций.

Рис. 2. Схема бизнес-процесса «Поступление товара в торговый зал»

Рис. 3. Схема бизнес-процесса «Продажа товара»

Для обозначения элементов бизнес-процессов использованы их порядковые

номера в МРФ.

Используемые обозначения:

Вход – выход бизнес процесса (за пределами схемы он имеет свое

продолжение, связи с другими процессами),

Возврат,

Продвижение от одного элемента бизнес-процесса к другому.

Б). Разработка норм работы

Прежде чем переходить к расчету количественной потребности в

сотрудниках торгового зала, необходимо сформировать графики дежурства

продавцов. Рабочий день продавцов, кассиров и менеджера зала

рассматриваемого магазина продолжается 10 часов (магазин работает без

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты