видов связей.
В современных условиях важную роль играют холдинг-компании, т.е.
держательские компании. Они создаются с целью владения контрольным пакетом
ценных бумаг, главным образом, промышленных компаний. Контролируя компанию,
которая имеет участие в ряде других компаний и кредитно-финансовых
учреждений, можно полностью или частично контролировать всю цепь этих
компаний.
Система участия, как правило, скрепляется личной, или персональной, унией.
Личная уния проявляется в том, что одни и те же лица занимают руководящие
посты (председателей и членов правления, директоров и управляющих) в
различных компаниях и банках. Личная уния является одним из главных путей
сращивания банковского капитала и промышленного.
Компания, которая контролирует деятельность других компаний, обычно
называется материнской или головной. В зависимости от размеров капитала
материнской компании, правового положения и степени подчинения фирмы,
которая находится в сфере влияния материнской компании, их разделяют на
несколько видов:
. Филиал не пользуется юридической и хозяйственной самостоятельностью.
Он не имеет собственного баланса и устава. Он действует от имени
материнской компании и обычно имеет общее с ней название. Решение деловых
вопросов зависит от материнской компании. Почти весь акционерный капитал
принадлежит ей же.
. Дочерние компании являются юридически самостоятельными. Решение
деловых вопросов, баланс и ведение документации ведется отдельно от
материнской компании. Они имеют достаточную финансовую базу и имущество,
для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Заседание
правления и общие собрания акционеров проходят отдельно с материнскими
компаниями. Также, материнские компании не несут ответственности по
обязательствам своих дочерних компаний, но осуществляет строгий контроль
над их деятельностью. Контроль обеспечивается владением контрольным
пакетом акций. Контроль состоит не только в координации деятельности, но
и в определении состава Правления, назначении директоров, которые в свою
очередь, обязаны принимать указания от контролирующей компании и
отчитываться перед ней.
Дочерние компании тоже могут владеть акциями других компаний, которые по
отношению к материнской будут являться внучатыми и т.д.
. Ассоциированная компания юридически и хозяйственно самостоятельна и
не находится под контролем компании, владеющей ее акциями.
Используя систему участия, крупные компании могут создать сложный
многоступенчатый комплекс связанных между собой компаний.
. Совместные компании – компании с участием одного или нескольких
иностранных партнеров – инвесторов. Как правило, не существует
специальных правовых норм, регулирующих создание и функционирование
совместных компаний. Эти вопросы регулируются нормами национального
законодательства, применимого ко всем регистрируемым компаниям, или
законами об иностранных инвестициях. Кроме того, в некоторых странах они
подлежат регулированию в рамках антитрестовского законодательства или
законов о защите конкуренции.
В международной практике совместная компания понимается как компания,
участники которой осуществляют согласованную деятельность, направленную
на достижение общей цели или конкретного конечного результата. Создание
совместной компании всегда основывается на договоре (письменном или
устном), которым определяются права и обязанности партнеров по отношению
друг к другу и пред третьими лицами.
Основным признаком совместной компании является собственность на конечный
продукт, что и является отличием от других видов совместной
предпринимательской деятельности.
Национальная принадлежность совместной компании определяется:
. по месту организации и регистрации;
. по месту нахождения центрального аппарата управления;
. по месту жительства генерального директора и президента компании;
. по месту расположения основной производственной базы деятельности.
Договоры о совместных компаниях или совместной деятельности, применимые в
мировой практике, бывают следующих видов:
. с образованием и регистрацией компании как нового юридического лица
(субъекта права) со своей правосубъектностью и с закреплением за этим
юридическим лицом права собственности на продукцию совместной компании;
. о согласованных действиях партнеров для достижения общей цели, без
образования нового юридического лица; каждая сторона договора действует
как самостоятельный субъект права;
. о передаче третьему лицу функций нового субъекта права. Для
участников договора это так называемая “доверительная” собственность
(соглашение о трасте). Стороны между собой не оформляют свою совместную
деятельность.
Деятельность совместных компаний осуществляется в разнообразных правовых
формах в зависимости от целей деятельности, размеров уставного капитала,
числа учредителей.
1.2. Уровни аппарата управления.
1.2.1. Высшее руководство компании и его функции.
Аппарат управления в крупных компаниях можно разделить на три основных
уровня управления, в которых, учитывая современную структуру
управленческого аппарата крупных компаний, происходит разделение
стратегических и координационных задач управления от оперативной
деятельности, а также наметилось четкое разграничение функций:
. высший уровень, включающий Совет директоров, Комитеты, Правление,
ориентирован, в первую очередь, на разработку стратегических направлений
и целей развития, координацию деятельности в глобальном масштабе;
. средний уровень, представленный центральными службами, призван
обеспечить эффективность функционирования и развития компании путем
координации деятельности всех подразделений;
. низовой уровень – оперативно-хозяйственные подразделения,
сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной
деятельности в пределах отдельных структурных подразделений. Их главной
задачей является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и
получению прибыли.
Средства и методы для достижения поставленных целей оперативное звено
управления разрабатывает и осуществляет самостоятельно. Здесь играют
значение лишь правила, которые устанавливаются внутри фирмы и регулируются
высшим и средним звеньями управления.
Высшее руководство представлено Советом директоров и Правлением. Функции
распределяются следующим образом: Совет директоров осуществляет выработку
общей политики, Правление – ее практическую реализацию.
Совет директоров избирается на общем собрании акционеров. Число членов
Совета директоров определяется уставом компании и в последующем может
измениться. Во главе Совета директоров стоит председатель. Правление
формально избирается Советом директоров и действует под его
непосредственным контролем.
Правление возглавляется президентом и состоит из нескольких членов,
назначаемых Советом директоров, которые либо руководят какими-либо
подразделениями, либо только принимают участие в решении вопросов на
заседаниях Правления. Члены Правления получают определенное (обычно
высокое) вознаграждение, которое выплачивается в форме заработной платы, а
иногда в виде отчислений от прибыли.
Правление представляет Общему собранию акционеров годовой отчет, баланс и
проект распределения прибыли. Эти документы проверяются ревизорами, Советом
директоров и утверждаются Общим собранием акционеров, которое собирается
один раз в год.
Как правило, функции Правления носят довольно определенный характер. В
качестве главных и наиболее общих можно выделить следующие:
. осуществление текущего планирования;
. руководство научно-исследовательскими работами, производством и
сбытом;
. выработка определенного курса действий, программ и методов,
предназначенных для реализации глобальных целей компании и руководства по
их выполнению;
. принятие решений по организационным формам управления;
. делегирование полномочий должностным лицом на более низкие уровни
управления;
. проведение кадровой политики;
. контроль за состоянием финансового положения компании;
. утверждение ежегодных и квартальных бюджетов компании;
. контроль за прибыльностью операций;
. обеспечение внутрифирменных связей и расчетов.
Короче говоря, Правление призвано разрабатывать текущую хозяйственную
политику и следить за ее выполнением.
Важнейшими критериями оценки деятельности Правления является обеспечение
стабильных прибылей, оптимального объема продаж на рынке, высокого качества
и новизны продукции, а так же предоставляемых потребителю услуг.
Роль совета директоров в крупных компаниях в современных условиях заметно
возросла. Это связано с интернационализацией производства и капитала,
усилением роли научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью
компаний, углублением взаимозависимости компаний, банков и других кредитных
учреждений, ростом межфирменных экономических связей.
В функции Совета директоров входит:
. выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития
компании, исходя из основных направлений деятельности компании;
. определение структуры капитала, распределение ресурсов,
диверсификация производственных программ;
. слияния и поглощения;
. осуществление координации деятельность всех подразделений внутри
компании;
. контроль за выполнением исполнительным звеном решений, принятых
высшим управлением, оценка его управленческой деятельности.
Руководящая роль Совета директоров усиливается тем, что в его состав
нередко входят члены Правления, т.е. работники оперативного звена
управления, которые отвечают за исполнение конкретных решений Совета. Это
способствует повышению компетентности в принимаемых вопросах.
Обычно Советы директоров сами решения не разрабатывают. Они лишь обсуждают
и принимают решения, касающиеся стратегических направлений развития
компании. Решения строятся на основе рекомендаций, подготавливаемых в
специализированных Комитетах, создаваемых при Совете директоров. В
зависимости от своих функций Комитеты могут быть общеуправленческие
(исполнительный, финансовый, ревизионный, по разработке политики),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11