полная распродажа материальных запасов и активов организации.
2. Отсечение лишнего. Часто компании считают выгодным отделить от
себя некоторые подразделения или виды деятельности.
3. Сокращение и переориентация. При застойной экономике многие
компании считают необходимым сократить часть своей деятельности в
попытке увеличить прибыли.
К стратегиям сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели
деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде
или просто для спасения организации.
Сочетание. Стратегии сочетания альтернатив будут, скорее всего,
придерживаться крупные компании, активно действующие в нескольких
отраслях.
Выбор стратегии. Выбор общей стратегии представляет собой как право, так и
обязанность высшего руководства, окончательный выбор оказывает на всю
организацию. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая
максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Чтобы сделать
эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь
четкую, разделяемую всеми концепцию компании и ее будущего. Стратегический
выбор должен быть определенным и однозначным.
На стратегический выбор влияют разнообразные факторы. Далее следуют
некоторые из них:
1. Риск. Риск является фактом жизни компании, но высокая степень риска
может разрушить компанию.
2. Знание прошлых стратегий. Часто сознательно или бессознательно
руководство находится под воздействием прошлых стратегических
альтернатив, выбранной компанией.
3. Реакция на владельцев. Очень часто владельцы акций ограничивают
гибкость руководства при выборе конкретной стратегической альтернативы.
4. Фактор времени. Фактор времени при принятии решения может
способствовать успеху или неудаче компании. Реализация даже хорошей идеи
в неудачный момент может привести к развалу компании.
2.2.3. Усиление роли маркетинговой деятельности.
Недостаточно развитая система маркетинга во многих компаниях обуславливает
замедление реакции на изменение платежного спроса и, как следствие, потери
рынков и потенциальной прибыли.
Ряд компаний уже создали в своей структуре специальные подразделения,
ответственные за проведение маркетинговой политики, однако инструменты
ведения такой политики еще слабо разработаны, и поэтому рыночная ориентация
их деятельности продолжает оставаться слабым звеном в системе управления.
Неизбежными следствиями этого являются потери в объемах сбыта и в уровне
ценовых показателей, неразвитость сбытовой сети и отсутствие четкой
стратегии ее расширения, недостаточное использование потенциала
региональных дочерних предприятий.
К тому следует добавить недостаточную гибкость системы ценообразования на
уровне компании, которая не в состоянии адекватно реагировать на изменение
рыночной конъюнктуры вследствие пассивного поведения дочерних предприятий,
слабо заинтересованных в увеличении продаж.
В создавшихся условиях необходима резкая активизация политики маркетинга и
совершенствование инструментов маркетинговой деятельности с целью
достижения устойчивого роста прибыли компаний. Решение этой задачи
связано с согласованием и увязкой производственно-сбытовой деятельности и
реальных условий рынка.
2.2.4. Планирование международной деятельности.
Когда компания осуществляет бизнес на международных рынках, функция
планирования приобретает дополнительную степень сложности. Руководство
должно не только проводить анализ возможностей и опасностей внутри своей
страны, но также делать аналогичный анализ для каждой из стран, где
предполагается вести бизнес.
Факторы, которые должны анализироваться, зависят от общей стратегии
компании. Спрос на продукцию и стратегии конкурентов являются основными
факторами для направления международной деятельности, связанной с
отечественным производством и зарубежным сбытом. Если заводы расположены за
рубежом, факторы внешней среды могут включать уровень квалификации рабочих,
уровень заработной платы, отношение правительства к иностранной
собственности, законы о труде и налогообложении, доступ к сырью и
материалам, а также расходы на транспортировку готовой продукции к ее
конечному рынку. В некоторых случаях возможности самого рынка какой-либо
страны могут и не оправдывать на начальной стадии там предприятия, но все
же это может оказаться необходимым с точки зрения долгосрочных целей
проникновения на рынок для завоевания определенной его доли и рекламы
продукции компании. В другом случае целью может быть использование
размещения производства для снижения издержек, чтобы сбывать продукцию на
отечественном рынке или в третьих странах. В любом случае многонациональный
подход может включать приспособление продукции к разнообразным рыночным
обстоятельствам.
Глобальный подход подразумевает движение к более стандартизированной
продукции и сосредоточение ее на маркетинге. Решения относительно
размещения предприятий, источников снабжения и финансирования, а также
проникновения на рынок могут определяться контрмерами, нацеленными на
противодействие “глобальным” конкурентам. Наличные доходы из одной части
света могут быть использованы для субсидирования проникновения на другие
рынки. Могут предприниматься поиски возможностей участия в совместных
предприятиях, чтобы получить доступ к “ноу-хау” и новым технологиям,
которые позже можно использовать на предприятиях, являющихся полной
собственностью одной стороны.
Планирование международной деятельности представляет собой значительно
более всеобъемлющий процесс, чем простой анализ конкретной, хотя и сложной
проблемы, например, выбора наиболее подходящего места для размещения завода
обрабатывающей промышленности.
Поскольку осуществление предпринимательской деятельности на международных
рынках может воздействовать на все функции компании, необходим широкий
подход к формулированию международных целей. Некоторые направления для
формулирования этих международных целей перечислены ниже:
Прибыльность
. Уровень прибылей
. Прибыль на основные фонды, инвестированный капитал, от акций, от
продаж
. Ежегодный прирост прибыли
. Ежегодный прирост дохода в расчете на акцию
Маркетинг
. Общий объем продаж
. Доля рынка - на мировом, региональном, национальном уровнях
. прирост объема продаж
. Прирост доли рынка
. Интеграция национальных рынков для повышения эффективности и
продуктивности маркетинга
Производство
. Отношение объема зарубежного производства к объему
отечественного производства
. Эффект масштаба благодаря международной интеграции производства
. Контроль качества и уровня издержек
. Внедрение эффективных методов производства
Финансы
. Финансирование зарубежных филиалов - за счет удерживаемой
филиалами прибыли или местных займов
. Налогообложение - минимизация налогового бремени на глобальном
уровне
. Оптимальная структура капитала
. Регулирование валютного обращения - минимизация потерь из-за
колебаний валютного курса
Технология
. Тип технологии, предполагаемой для передачи за границу и
относящихся к новому или старому поколению
. Адаптация технологии к местным потребностям и обстоятельствам
Отношения с местным правительством
. Адаптация планов филиалов к планам развития местного
правительства
. Соблюдение местных законов, обычаев, этических стандартов
Персонал
. Воспитание руководителей с глобальной ориентацией
. Воспитание руководителей из местного населения
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
. Внедрение патентоспособных изделий
. Внедрение патентоспособной технологии производства
. Географическое рассредоточение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских лабораторий
Окружающая среда
. Гармония с окружающей средой
. Соблюдение местного законодательства по охране окружающей Среды
2.3. Реализация стратегического плана.
2.3.1. Методы достижения целей.
Смысл стратегического планирования в его реализации. Обоснованные цели
являются важнейшим компонентом стратегического планирования. Цель
устанавливает, что компания хочет достичь и когда она хочет получить
желаемый результат. Метод достижения цели – как – рассматривается в общем
смысле, а именно – каким бизнесом занимается компания. Чтобы в процессе
достижения целей избежать дезориентации и неправильного толкования,
руководство должно разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания
по обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического плана.
Основная задача заключается в более тесной увязке действий, а основными
компонентами формального планирования будут тактика, политика, процедуры и
правила.
Тактика. Достижение долгосрочных планов облегчает создание краткосрочных,
согласующихся с общими долгосрочными. Такие краткосрочные стратегии
называются тактикой. Вот несколько из характеристик тактических
планов:
1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии.
2. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших
уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне
руководства среднего звена.
3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем
стратегия.
4. В то время как результаты стратегии не могут быть полностью
обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как
правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными
действиями.
Политика. После составления долгосрочных и тактических планов руководство
должно выработать дополнительные ориентиры, чтобы избежать
дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом
является выработка политики.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия
решений, которое облегчает достижение целей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11