Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология. Эта
наука появилась не так давно. Она появилась как следствие появления
глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических
проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей
численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий
труда и технологий.
Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать
такие технологические способы производства которые как бы сливались с
природой. Другими словами должен произойти переход человечества из биосферы
в ноосферу, т. е . в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку
выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную
колыбель жизни в нашей части Вселенной.
Билет№43
Соц. Деятельность как способ воспроизводства соц.процессов… ?
Предметом социальной философии является общество, наиболее общие з-ны его
развития. Чтобы вскрыть эти з-ны , нужно было прежде всего выявить роль
материального производства в жизни об-ва. Понятно, что О не может
существовать без пр-ва материальных благ. Заслуга Маркса и Энгельса состоит
в том , что они открыли закономерную зависимость системы всех об-венных
отношений от способа производства материальных благ. В процессе пр-ва люди
создают не только мат блага но и самих себя, свои отношения. Поэтому
исследование О пр-ва позволяет проникнуть в суть истор процесса, раскрыть
механизмы, действующие в обществе.
Поизводство- это процесс взаимодействия общества и природы в рез-те к-рого
люди добывают все необходимые ср-ва существования. Совершенствуя пр-во,
человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию
истории, СП материальной жизни обусловливает социальный, политический и
духовный процессы жизни вообще. И поэтому последние могут быть поняты и
объяснены только из конкретно-исторически существующего способа
производства, т.е каждая ступень эконом развития, определяемая СП образует
основу из к-рой развиваются гос-венные учреждения, правовые воззрения
(искусство, религия и т.д) из к-рых они поэтому и должны быть объяснены.
Способ производства состоит из ПС (предмет труда, средство труда, люди) и
ПО (отношения по поводу форм собственности, отношения по поводу обмена рез-
тами деят-сти, отношения по поводу распределения продукции)
Предмет труда + средства труда = средство производства. (вещественная часть
ПС)
Главный структурный элемент ПС - люди. Определяющим ПС являются средства
труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности.
Способ пр-ва - 1. соединение техники человеком. 2. Способ добывания мат
благ для к-рого характерны историч определенные отношения между людьми.
Таким образом СП это не просто способ воздействия на природу, а вид
жизнедеятельности людей их опред образ жизни. Показателем развития
производительных сил является производительность О труда.
Билет№44
Общество, общественно–экономическая формация. Соц.организм.
Понятие общественно-экономической формации отражает подчиненность всех
общественных явлений материальным отношениям производства.
Материалистическая философия из всей совокупности общественных отношений
выделил производственные отношения как главные и определяющие, как
объективный критерий для различения определенных ступеней развития в
общественной жизни. Действительно, совокупность производственных отношений
является тем базисом, от характера которого зависит и образ жизни людей, и
все другие общественные явления.
Общество проходит в своем развитии определенные ступени (экономические
общественные формации), обусловленные, например, ручным, машинным
(индустриальным) и автоматизированным производством. Теория общественно-
экономической формации помогает понять общество как цельную социальную
систему, функционирующую и развивающуюся по своим специфическим и
объективным законам на основании объективно сформировавшегося способа
производства. Социализм - идеал, весьма и весьма привлекательный для людей.
Однако практическое создание коммунистической общественно-экономической
формации в современных условиях невозможно.
Понятие общества. Общество как система.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между
собой и образующих определенную целостность, единство. Чел. о-во - это
высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их
совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы
собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность
разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни
- труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их
воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь.
Законы развития о-ва - это объективн., существ., необход., повторяющиеся
связи явлений общ. жизни, хар-щие основную направленность соц. развития от
низшего к высшему.
Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2)
целостностью и устойчивостью (коллективное единство); 3)
самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость; 4) выработка
системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определенным уровнем
развития культуры.
Структура общества. Социальные образования и исторические формы их
эволюции.
Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой
специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.
групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом
социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин:
классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в
исторически определенной системе общественного производства, по их
отношению к средствам производства, по их роли общественной организации
труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,
которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или
иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Соц.
структура современного общества также помимо основных классов включает и
определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и
служащие.
Билет№45
СФ как наука и как форма обществ. сознания. …
Формы общественного сознания.
Политическое – совок. полит. доктрин, концепций, программ и взглядов.
Правовое – совок. норм и правил повед. людей, утвержд. государством.
Нравственное - совок. норм и правил повед. людей, не утвержд. государством.
Эстетическое – дух. деят. людей в сфере культурной жизни.
Религиозное – религ. верования в дух. жизни общества
Философское
Научное – научные представления
Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если ФОС
интересует природа и О, то ПОС интересуется взаимоотношениями между
классами, их отношением к власти. Разные формы ОС по-разному отражают
реальность. Например наука отражает ее в категориях, з-нах, понятиях.
Каждая форма ОС обладает своими специфич признаками. Все же формы, вместе
взятые, раскрывают многообразие мира. Итак духовная жизнь О связана с
удовлетворением дух потреб, с процессом сознания, с отношениями между
людьми в процессе духовного пр-ва. Основными эл-тами духовного пр-ва О явл:
1. Духовные потребности 2. Деят-ть 3. Потребление 4. Дух отношения.
Билет№47
Социальная структура общества и состояние общественного разделения труда.
Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой
специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц.
групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом
социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин:
классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически
определенной системе общественного производства, по их отношению к
средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом
обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему
отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют
социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной
организации является феодальное общество с характерным для него различием
людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец
как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин -
представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились
по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц.
структура совр. общества также помимо основных классов включает и
определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и
служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда
относительны и подвижны. Общественная психология - частичный аналог
обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные
взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и
интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология -
частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций
определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц.
действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от
общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная
психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать
по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии
приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к
дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений
большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его
можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).
Билет№49
Предмет СФ … Соотношения с науками ..
Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов
жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией
однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил.
анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью,
но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности
людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом.
Объектом познания соц. Фил. Является не весь мир, а только общество как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12