результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве
и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и
закономерных.
Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об
условиях и факторах его развитие.
Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова
его природа, закономерностью существования и развития.
В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой
познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет
заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает
материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни
людей, выявить свойства различных общественных процессов.
Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является
общество, но все эти науки различаются по своему предмету.
Предметом экономики является знание развития производственных отношений,
правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е.
знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются
знания об обществе в целом.
Билет№50
Основ. Категории и понятийнный аппарат соц.Ф.
фил категориями: соц материя, соц время, соц пространство, соц
противоречие, соц отрицание, соц революция, общ бытие и общ сознание.
Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ
производства...
Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности,
так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась.
“Люди имеют свободу в выборе своих производительных сил, кот образуют
основу всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная
сила, продукт предшеств деятельности.
В природе необходимости противостоит случайность. В обществе с ней
соотносится свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И
необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функции,
нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое,
сохраняющееся, что выраж в законах сохранения. Свобода же отражает
развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости.
Необход выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир должен
или может быть.Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в
каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность
едина - наличие разнообразных возможностей.
Билет№51
Материальное производство и его структура. Способ производства.
Все животные, без исключения, только присваивают то, что дает природа
(приспосабливаются к среде), а люди же создают вещи которых в природе не
существуют (преобразуют среду). Отличие людей от животных в том, что они
производят, занимаются производством. Только производство могло породить
разум и мышление, дать жизнь обществу. Породив общество, производство
превратило животное в соц. Существо (в человека).
Материальное производство – отношение людей к природе и друг к другу.
Труд – деятельность человека с целью создания предметов удовлетворяющих его
потребности (создания потребительных ценностей – благ).
Предмет труда - то, на что направлен труд; средства труда - то, что служит
проводником воздействия на предмет труда: образуют ср-ва произ-ва. В ср-х
труда различают орудия труда и ср-ва для хранения предметов труда.
Труд – деятельность человека в результате которой предмет труда
превращается в продукт труда.
Производств. отн-ия (ПО) – отнош. между людьми в процессе произ-ва жизн. ср-
в. 4типа ПО - 1)организ-тех. отн-ия; 2)по поводу опред. доли и получение
ее; 3) отн. обмена; 4)отн-ия потреб-ия - исп-ие продукта(производственный и
непроиз.) ПО на основе отн-ий
собственности(общественная,коллективная,индивидуальная: личная и частная).
2 подхода к частной: Гегель - пр. соб-ти - одно из условий св-ды чел-ка;
Маркс - ч/с - зло - эксплуатация.
Билет№52
Общественное производство как единство производства, распределения, обмена,
потребления.
Продукты труда создаются для потребления. Производство невозможно без
потребления, также как потребления без производства. Все вещи созданные в
процессе производство рано или поздно потребляются, поэтому, они снова и
снова должны производиться, процесс производства всегда есть и процесс
воспроизводств. Между производством и потреблением всегда вклинивается
распределение и обмен (выступающие как моменты производство). Произв. И
потр. не только связанны друг с другом но и тождественны. С одной стороны,
произв. есть одновременно и потр. с другой стороны, потр. есть одновременно
и произв. (производство рабочей силы). И произв. и потр. – это отношение
человека к вещам.
Билет№53
Понятия собсти, частная и общественная.
Собственность- такое отношение людей по поводу вещей, которое наделяет и
людей и вещи особыми соц.качествами: делает людей собственниками, а вещи
собственностью.
Понятие «ячейка собственности»-образует её собственник вместе с
принадлежащими ему вещами. Вещи могут перемещаться из одной ячейки в другую
(соц. движение).
Для соц.экон. структуры общества огромное значение имеет понятие
пользование и распоряжение. Пользование-право употребить вешь для своих
надобностей, для удовлетворения своих потребностей. Распоряжение-есть право
передачи вещи, распределении.
Формы собственности могут быть различными. Главными из них являются
общественная и частная собственность.
философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на
протяжении многих столетий.
Со времен Платона в философии идет спор о том, какая форма собственности
лучше.
Жан Мелье: "Почти повсюду распространено и узаконено заблуждение,
заключающиеся в том, что люди присваивают себе в частную собственность
земные блага и богатства, вместо то- го чтобы, как следовало бы, всем
владеть и пользоваться ими на началах равенства... Благодаря этому каждый
старается всякими способами, хорошими или дурными, обладать как можно
большим богатством, потому что жадность ненасытна, и она, как известно,
является источником всех зол... Вследствие этого наиболее сильные, наиболее
хитрые, наиболее ловкие, а часто даже и худшие и недостойнейшие оказываются
наделенными наилучшими земными благами и житейскими удобствами"
Для Аристотеля собственность (но не чрезмерная, а умеренная, разумная) -
атрибут того слоя, который мы сегодня называем "средним классом". Средний
класс, ныне составляющий в развитых странах мира до 80% населения, является
главной опорой государства, гарантом его благополучия. Аристотель признает,
что не имеющий собственности, как и имеющий ее чрезмерно, склонны к
противоправным действиям, потому оба они не могут способствовать сохранению
стабильности государства. Мелье, напротив, полагает, что собственность в
любом ее виде - зло.
Большая часть философов были сторонниками частной собственности. Советская
философия унаследовала традиции К.Маркса и Ф.Энгельса, вслед за
представителями утопического коммунизма, бескомпромиссно отрицавших частную
собственность. Для российской философии это сыграло роковую роль: проблема
собственности в советский период ее истории просто не ставилась.
Билет№54
Понятия “способ производство”,…..
Способ производство – производство взятое не вообще, а в определенной
общественной форме. Способов производство существует столько сколько
существует общественных экономических укладов. Он определяет общественное
сознание и волю живущих в нем людей, а тем самым и все остальные
существующие в нем общественные отношения.
Общественной бытие определяет общественное сознание.
Общественное сознание в совокупности с волевыми общ. отношениями
представляют собой надстройку над соц.экон. базисом.
Так как соц.экон. отношения составляют базис- фундамент любого общества, то
совершенно спокойно можно положить в основу классификации социо
истор.организмов тип господствующих в них производственных связей. Тип
общество выделенный по такому признаку принято называть общ. экон.
формацией.
Кроме общ.экон.формаций существуют и такие типы общество которые не
представляют собой стадии развития чел.общество в целом. Эти типы общества
представляют собой дополнение к общ.экон.формациям – их можно назвать пара
формации.
(Первобытн. Феодальн. Крепостной. Капиталистич. Социолистич.)
Билет№55
Соц. Пространство и время
Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет
ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться
иначе как в пространстве и во времени.
В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научныых
представлений о пространстве и о времени. ( в том числе и в теории
относительности Эйнштейна) Первые утверждали , что существует абсолютное
пространство, т.е пространство как «Чистая» протяженность, так же как
сущетвует абсолютное время, типа щистая длительность, протекающая сама по
себе. Ньютон: «Пространство -есть вместилище для тел»
С точки зрения вторых, пространство и время проявлятся лишь в отношении к
другим телам и их характеристика зависит от сост материальных тел.
Пространство –это совокупность отношений, выражающих координацию
материальных объектов, их расположение друг относительно друга и
относительную величину.
Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга
состояний(явлений) , их последовательность и длительность.
Приведенные определения показывают невозможность дать понятия пространства
и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от
материи определяет все их основные свойства. Хотя и пространство и время
есть формы существования материи в равной степени, между ними все же
существуют различия, а так же есть и общие свойства.
Общими свойствоми являются: сила вечности существования материи, вечны
пространство и время и их бесконечность и безграничность.
Важным свойством является и то, что они непрерывны.
В – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность и
последовательность событий мира. П – всеобщая форма бытия матер. мира,
харак-ризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и
образований.
Основные состояния времени: прошлое, настоящее, будущее. В. хар-ризуется
необратимостью и однонаправленностью.
Билет№57
Свобода и необходимость.
Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим
социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема
свободы. Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда
все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое
достижение.
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих
сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности
мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а
не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Произвольное
ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения
наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно
благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто
приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам
окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со
своими целями.
В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее
соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как
правило, в виде судьбы, рока, предопределения поступками человека и
отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и
“необходимость” как философских антимоний, отрицание или подмена одного из
них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей,
так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.
Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в
деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для
оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни
право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее
нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не
обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их
ответственности за свое поведение теряет смысл, а “воздаяние по заслугам”
превращается либо в произвол, либо в лотерею.
Выделяют несколько моделей взаимоотношений человека и общества по
поводу свободы и ее атрибутов.
Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек
вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь
своих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что
человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в
борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство.
Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение,
когда человек не в силах обрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в
себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.
В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то
своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем,
чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.
Билет№59
Культура и цивилизация
Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а
затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то
термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские,
государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина
применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале
века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и
образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность
предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может
дать полное представление о человеке.
В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись.
Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория, согласно которой
цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.
Цивилизация следует за культурой. Культура представляет собой живой и
растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы,
для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В
цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют
техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в
безликие существа. Концом развития любой культуры считалась стадия
цивилизации характеризующаяся высоким уровнем развития науки и техники,
упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов
(урбанизацией).
Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы,
между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве
примера концепция в которой рассматривается цивилизация в качестве
определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая
религию главным и определяющим элементом. Цивилизация–всегда эпоха
деградации и упадок. Цивилизация- характеристика конкретного общества,
предлагается рассматривать цивилизацию как особый социокультурный феномен,
ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий
четко выраженные параметры технологического развития. Считается, что каждая
цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на
«вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать
ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и
происходит ее гибель.
По данному мнению, в современном мире существуют одновременно пять
цивилизаций- китайская, индийская, исламистская, русская и западная. Каждая
из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые
стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель, но эти стадии в
каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время
существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2%
времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем,
как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это
предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции
смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.
Билет№60
Россия, Восток, Запад: диалог культур
Постигая прошлое мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции
развития современного общества. В этом смысле особо важное значение для нас
приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и
цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих культур. Запад и Восток
рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад – особый тип
цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в
XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее
характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря
применению науки. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с
эпохой становления капит произ экон отн и бурж демокр форм правления,
становления гражданского общества и правового государства. В
технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом.
Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший
название “традиционного общества”. Восток связывается с культурами Древней
Индии, Вавилона, Древнего Египта, национальногосударственными образованиями
масульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты:
ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию
устаявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт
предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-
мифологические представления. Восточным людям чужд дух демократии,
гражданского общества.
Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как
соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и
необходимли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в
сформировались идеологии западничества и славянофильства. Западники считали
что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы
отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту
самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению,
православие явилось источником особенностей русской души.
Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской
истории и культуры у представителей так называемого евразийского движения.
Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир,
занимающий срединное пространство Азии и Еврпы. Россия имеет самобытную
культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию.
Запад исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлжит
России и православию.
Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и
кризиса в странах СНГ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12