Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве

и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и

закономерных.

Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об

условиях и факторах его развитие.

Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова

его природа, закономерностью существования и развития.

В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой

познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет

заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает

материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни

людей, выявить свойства различных общественных процессов.

Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является

общество, но все эти науки различаются по своему предмету.

Предметом экономики является знание развития производственных отношений,

правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е.

знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются

знания об обществе в целом.

Билет№50

Основ. Категории и понятийнный аппарат соц.Ф.

фил категориями: соц материя, соц время, соц пространство, соц

противоречие, соц отрицание, соц революция, общ бытие и общ сознание.

Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ

производства...

Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности,

так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась.

“Люди имеют свободу в выборе своих производительных сил, кот образуют

основу всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная

сила, продукт предшеств деятельности.

В природе необходимости противостоит случайность. В обществе с ней

соотносится свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И

необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функции,

нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое,

сохраняющееся, что выраж в законах сохранения. Свобода же отражает

развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости.

Необход выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир должен

или может быть.Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в

каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность

едина - наличие разнообразных возможностей.

Билет№51

Материальное производство и его структура. Способ производства.

Все животные, без исключения, только присваивают то, что дает природа

(приспосабливаются к среде), а люди же создают вещи которых в природе не

существуют (преобразуют среду). Отличие людей от животных в том, что они

производят, занимаются производством. Только производство могло породить

разум и мышление, дать жизнь обществу. Породив общество, производство

превратило животное в соц. Существо (в человека).

Материальное производство – отношение людей к природе и друг к другу.

Труд – деятельность человека с целью создания предметов удовлетворяющих его

потребности (создания потребительных ценностей – благ).

Предмет труда - то, на что направлен труд; средства труда - то, что служит

проводником воздействия на предмет труда: образуют ср-ва произ-ва. В ср-х

труда различают орудия труда и ср-ва для хранения предметов труда.

Труд – деятельность человека в результате которой предмет труда

превращается в продукт труда.

Производств. отн-ия (ПО) – отнош. между людьми в процессе произ-ва жизн. ср-

в. 4типа ПО - 1)организ-тех. отн-ия; 2)по поводу опред. доли и получение

ее; 3) отн. обмена; 4)отн-ия потреб-ия - исп-ие продукта(производственный и

непроиз.) ПО на основе отн-ий

собственности(общественная,коллективная,индивидуальная: личная и частная).

2 подхода к частной: Гегель - пр. соб-ти - одно из условий св-ды чел-ка;

Маркс - ч/с - зло - эксплуатация.

Билет№52

Общественное производство как единство производства, распределения, обмена,

потребления.

Продукты труда создаются для потребления. Производство невозможно без

потребления, также как потребления без производства. Все вещи созданные в

процессе производство рано или поздно потребляются, поэтому, они снова и

снова должны производиться, процесс производства всегда есть и процесс

воспроизводств. Между производством и потреблением всегда вклинивается

распределение и обмен (выступающие как моменты производство). Произв. И

потр. не только связанны друг с другом но и тождественны. С одной стороны,

произв. есть одновременно и потр. с другой стороны, потр. есть одновременно

и произв. (производство рабочей силы). И произв. и потр. – это отношение

человека к вещам.

Билет№53

Понятия собсти, частная и общественная.

Собственность- такое отношение людей по поводу вещей, которое наделяет и

людей и вещи особыми соц.качествами: делает людей собственниками, а вещи

собственностью.

Понятие «ячейка собственности»-образует её собственник вместе с

принадлежащими ему вещами. Вещи могут перемещаться из одной ячейки в другую

(соц. движение).

Для соц.экон. структуры общества огромное значение имеет понятие

пользование и распоряжение. Пользование-право употребить вешь для своих

надобностей, для удовлетворения своих потребностей. Распоряжение-есть право

передачи вещи, распределении.

Формы собственности могут быть различными. Главными из них являются

общественная и частная собственность.

философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на

протяжении многих столетий.

Со времен Платона в философии идет спор о том, какая форма собственности

лучше.

Жан Мелье: "Почти повсюду распространено и узаконено заблуждение,

заключающиеся в том, что люди присваивают себе в частную собственность

земные блага и богатства, вместо то- го чтобы, как следовало бы, всем

владеть и пользоваться ими на началах равенства... Благодаря этому каждый

старается всякими способами, хорошими или дурными, обладать как можно

большим богатством, потому что жадность ненасытна, и она, как известно,

является источником всех зол... Вследствие этого наиболее сильные, наиболее

хитрые, наиболее ловкие, а часто даже и худшие и недостойнейшие оказываются

наделенными наилучшими земными благами и житейскими удобствами"

Для Аристотеля собственность (но не чрезмерная, а умеренная, разумная) -

атрибут того слоя, который мы сегодня называем "средним классом". Средний

класс, ныне составляющий в развитых странах мира до 80% населения, является

главной опорой государства, гарантом его благополучия. Аристотель признает,

что не имеющий собственности, как и имеющий ее чрезмерно, склонны к

противоправным действиям, потому оба они не могут способствовать сохранению

стабильности государства. Мелье, напротив, полагает, что собственность в

любом ее виде - зло.

Большая часть философов были сторонниками частной собственности. Советская

философия унаследовала традиции К.Маркса и Ф.Энгельса, вслед за

представителями утопического коммунизма, бескомпромиссно отрицавших частную

собственность. Для российской философии это сыграло роковую роль: проблема

собственности в советский период ее истории просто не ставилась.

Билет№54

Понятия “способ производство”,…..

Способ производство – производство взятое не вообще, а в определенной

общественной форме. Способов производство существует столько сколько

существует общественных экономических укладов. Он определяет общественное

сознание и волю живущих в нем людей, а тем самым и все остальные

существующие в нем общественные отношения.

Общественной бытие определяет общественное сознание.

Общественное сознание в совокупности с волевыми общ. отношениями

представляют собой надстройку над соц.экон. базисом.

Так как соц.экон. отношения составляют базис- фундамент любого общества, то

совершенно спокойно можно положить в основу классификации социо

истор.организмов тип господствующих в них производственных связей. Тип

общество выделенный по такому признаку принято называть общ. экон.

формацией.

Кроме общ.экон.формаций существуют и такие типы общество которые не

представляют собой стадии развития чел.общество в целом. Эти типы общества

представляют собой дополнение к общ.экон.формациям – их можно назвать пара

формации.

(Первобытн. Феодальн. Крепостной. Капиталистич. Социолистич.)

Билет№55

Соц. Пространство и время

Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет

ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться

иначе как в пространстве и во времени.

В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научныых

представлений о пространстве и о времени. ( в том числе и в теории

относительности Эйнштейна) Первые утверждали , что существует абсолютное

пространство, т.е пространство как «Чистая» протяженность, так же как

сущетвует абсолютное время, типа щистая длительность, протекающая сама по

себе. Ньютон: «Пространство -есть вместилище для тел»

С точки зрения вторых, пространство и время проявлятся лишь в отношении к

другим телам и их характеристика зависит от сост материальных тел.

Пространство –это совокупность отношений, выражающих координацию

материальных объектов, их расположение друг относительно друга и

относительную величину.

Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга

состояний(явлений) , их последовательность и длительность.

Приведенные определения показывают невозможность дать понятия пространства

и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от

материи определяет все их основные свойства. Хотя и пространство и время

есть формы существования материи в равной степени, между ними все же

существуют различия, а так же есть и общие свойства.

Общими свойствоми являются: сила вечности существования материи, вечны

пространство и время и их бесконечность и безграничность.

Важным свойством является и то, что они непрерывны.

В – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность и

последовательность событий мира. П – всеобщая форма бытия матер. мира,

харак-ризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и

образований.

Основные состояния времени: прошлое, настоящее, будущее. В. хар-ризуется

необратимостью и однонаправленностью.

Билет№57

Свобода и необходимость.

Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим

социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема

свободы. Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда

все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое

достижение.

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих

сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности

мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а

не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Произвольное

ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения

наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно

благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто

приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам

окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со

своими целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее

соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как

правило, в виде судьбы, рока, предопределения поступками человека и

отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и

“необходимость” как философских антимоний, отрицание или подмена одного из

них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей,

так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в

деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для

оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни

право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее

нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не

обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их

ответственности за свое поведение теряет смысл, а “воздаяние по заслугам”

превращается либо в произвол, либо в лотерею.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений человека и общества по

поводу свободы и ее атрибутов.

Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек

вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь

своих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что

человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в

борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение,

когда человек не в силах обрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в

себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то

своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем,

чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Билет№59

Культура и цивилизация

Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а

затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то

термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские,

государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина

применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале

века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и

образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность

предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может

дать полное представление о человеке.

В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись.

Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория, согласно которой

цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.

Цивилизация следует за культурой. Культура представляет собой живой и

растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы,

для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В

цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют

техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в

безликие существа. Концом развития любой культуры считалась стадия

цивилизации характеризующаяся высоким уровнем развития науки и техники,

упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов

(урбанизацией).

Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы,

между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве

примера концепция в которой рассматривается цивилизация в качестве

определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая

религию главным и определяющим элементом. Цивилизация–всегда эпоха

деградации и упадок. Цивилизация- характеристика конкретного общества,

предлагается рассматривать цивилизацию как особый социокультурный феномен,

ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий

четко выраженные параметры технологического развития. Считается, что каждая

цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на

«вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать

ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и

происходит ее гибель.

По данному мнению, в современном мире существуют одновременно пять

цивилизаций- китайская, индийская, исламистская, русская и западная. Каждая

из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые

стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель, но эти стадии в

каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время

существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2%

времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем,

как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это

предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции

смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.

Билет№60

Россия, Восток, Запад: диалог культур

Постигая прошлое мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции

развития современного общества. В этом смысле особо важное значение для нас

приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и

цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих культур. Запад и Восток

рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад – особый тип

цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в

XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее

характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря

применению науки. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с

эпохой становления капит произ экон отн и бурж демокр форм правления,

становления гражданского общества и правового государства. В

технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом.

Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший

название “традиционного общества”. Восток связывается с культурами Древней

Индии, Вавилона, Древнего Египта, национальногосударственными образованиями

масульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты:

ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию

устаявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт

предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-

мифологические представления. Восточным людям чужд дух демократии,

гражданского общества.

Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как

соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и

необходимли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в

сформировались идеологии западничества и славянофильства. Западники считали

что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы

отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту

самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению,

православие явилось источником особенностей русской души.

Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской

истории и культуры у представителей так называемого евразийского движения.

Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир,

занимающий срединное пространство Азии и Еврпы. Россия имеет самобытную

культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию.

Запад исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлжит

России и православию.

Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и

кризиса в странах СНГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты