Одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию
учений философов идеалистов древности. Так возникла литература апологетов
(защитников) христианства, а за тем патристика - сочинения отцов церкви,
заложивших основы философии христианства.
Не создав философской системы, апологеты, наметили круг вопросов, которые
стали основными для христианских философов (о боге, о творении мира, о
природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы,
обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души.
Разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.
Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 –430 н.э.).
Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по
своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою
непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает
человек, который соединяет природные материальные тела и обладает разумной
душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек
действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него
бог. Развил христианскую концепцию всемирной истории.
Схоластика. главное. направление в развития философии средневековья. Она
преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-
12вв) 2) период зрелости (13в) 3) упадок (14-15вв). Центральный вопрос – об
отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских
текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты
отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась
изощренная логика.
Природу разделяют на четыре части:
1) природа несотворенная и творящая (бог); 2) природа сотворенная и
творящая (идеи, непосредственные причины единичных вещей); 3) природа
сотворенная и нетворящая (конечный мир и земное бытие человека); 4) природа
нетворящая и несотворенная (бог как цель мирового процесса). Мир вечно
мыслим богом.
Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов
христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего
Аристотеля считал христианское понимание соотношения идеального и
материального как соотношение изначального принципа формы с
неустановившимся принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние
первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.
Причислен к лику святых.
Билет№4
Философия нового времени
В 16 веке: гг Фрэнсис Бэкон. Основная задача философии-познание природы и
подчинение её власти человека.Признаёт существование Бога, но в своей
философии он материалист.Познание начинается с чувственного
опыта.Чувственное познание-это опыт и эксперимент.
Рене Декарт Рационалист. Ставит проблему нового метода научного
исследования. Всё имеет свою причину. "Существует вокруг меня объективный
мир, как причина моих впечатлений, ощущений". Этот окружающий мир-
субстанция. Она обладает двумя категориями: 1. случайные свойства
субстанции 2. необходимые свойства субстанции. У человека есть врожденные
идеи, например, идея Бога.
В Английской философия 17 века.
Томас Гоббс. Общее понятие-универсалии-названия, которые мы даем
вещам.Разрабатывает теорию истины.Истина не в вещах, это свойство суждений
о вещах.Социальная доктрина:люди от природы равны.Сначала война всех против
всех, затем люди поняли что они погибнут, и договорились о создании
государства, отдавая ему все права.
Джеймс Локк .Основное в его философии-гносеология.Нет врождённых идей, всё
познание из опыта и в опыте.Первичные качества присущи вещам независимо от
того воспринимаем мы их или нет:объём, форма, число, движение.Вторичные
качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства:цвет,
запах, вкус.
Рационализм европейской философии 17 века.
Бенедикт Спиноза Заимствует терминологию Декарта.Врожденных идей
нет.Человек должен познать свои аффекты:вожделение, радость,
печаль.Существующие государства-это способы обуздания людей.Один из
основоположников критики Библии.
Готфрид Вильгельм Лейбниц Рационалист.Его философия -переход от
материализма к объективному идеализму.Внутренняя активность-энтопикия-душа
свойственная каждой манаде.Каждая манада-соединение прошлого и будущего-
живое зеркало Вселенной
Французская философия 18 века.
Франсуа Мари
Аруэ Волтер Мир-целесообразен, а человек-разумен.Значит есть разумный
творец.Отрицает наличие души у человека."Если Бога не было, его следовало
бы выдумать".Любое проявление деспотизма-бессилие.Различал три вида
правления:деспотизм, монархия, республика
Жан-Жак Руссо Основная тема философских рассуждений-судьба личности в
обществе.Чувства просыпаются в человеке раньше, чем разум, следовательно,
они важнее.Гармонии в обществе нет. Три ступени общественного неравенства:
1.расслоение на богатых и бедных
2.возникновение государства:"богатые и бедные заключают договор о власти".
3.законная власть превращается в деспотизм.
Энциклопедисты 18века
Дени Дидро Природа никем не сотворена и в не её нет ничего.Мир вокруг нас
постоянно зарождается и исчезает.Получает заказ от французских издателей
составить план французской энциклопедии
Немецкая классическая философия
1724-1804 гг Иммануил Кант
Два периода творчества:до критический и критический.Учение о
познании.Источники познания:чувственность, рассудок. Виды суждений:
1.аналитические суждения-повторяет то, что заключено в
2.синтетическое суждение-добавляет новое в характеристике
Существует всеобщий нравственный закон.Религия-способ заставить людей быть
нравственными.
1770-1831 гг Гегель Философия основана на идеализме. Исходное
понятие-абсолютная идея-начало начал. Её атрибуты: все общность,
деятельность. Философская система:логика, ф.природы, ф.духа. Философия духа
включает в себя учения о субъективном, объективном и абсолютном духе.
1804-1872 гг Людвиг Фейербах Ученик Гегеля выступает против его
идеализма. Критика религии и теологии. Религия возникает в результате
бесправия и невежества людей. Для того, чтобы преодолеть религию,
необходимо изменить социальную жизнь людей.
19 век
1820-1895 гг Карл Маркс Фридрих Эгельс Создают диалектический
материализм.
1.соединение диалектики и материализма;
2.распространение материализма на область истории;
3.общественное бытие является первичным определяющим общественного
развития;
4.разработка основных категорий философии, как универсальных законов бытия;
5.раскрытие общесоциологических законов развития общества;
6.создание прогресивно-формационной теории общества.
История Русской философии
До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит
отделение философии от богословия
1711-65 гг Ломоносов М.В Основоположник материалистической
философии в России. Считал, что разнообразие
явлений природы обусловлено разными формами движения материи, основными
свойствами которой являются: протяженность, сила инерции, форма,
непроницаемость, механическое движение
Конец 19 - начало 20 вв. - религиозная философия
1853-1900 гг В.С.Соловьев Представил слудующую картину мира:
существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции,
умственной и чувственной), человек - акт божественного творения, проявление
того, что уже есть.
Иванов-Разумнин
Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это
приводит к падению морали. Считал,что Россия движется к страшной
катастрофе, отвергая совершенствование личности.
Билет№5
Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия занимает небольшой исторический период,
однако ее влияние на развитие философии немаловажно. Центральной задачей в
творчестве ее представителей стала задача философского осмысления
социальной действительности, общества как целого. Наиболее полно эта
проблема была решена в философских учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля,
Фейербаха.
Родоначальником немецкой классической фил-ии был Э. Кант. Развивая идею
французского просвещения о безграничных возможностях человеческого разума,
Кант решает обосновать эту идею. В своих работах Кант открывает
диалектическую природу человеческого разума. Обосновывая разумное знание,
Кант приходит к выводу, что оно не может быть однозначно обосновано, т.е
одинаково правомерными являются тезис и антитезис. Эта особенность
называется антиномией, например: тезис – мир сущ. сам по себе, антитезис –
мир создан Богом. Антиномии чистого разума дали основание Канту утверждать,
что мир в принципе непознаваем. Такое происходит, когда наука еще более
расширяет горизонт своих исследований. Философия Канта получила название
агностицизма.
Попытку преодолеть Кантовский агностицизм принял Фихте. Он разработал
теорию, что Кантовские антиномии – это проявления внутренней диалектики
этого субъекта.
Пытаясь довести свою позицию до конца, он создает наукоучение, в котором
стремится обосновать диалектику, проявлением которой
однако ему это не удалось.
Преодолеть Кантовские антеномии попытался и Шеллинг. Его философия – это
философия объективного идеализма. По его мнению природа представляет собой
“застывший интеллект” , который стремится осознать самого себя и использует
для этого разумных индивидов, но этот интеллект противоречив, что и
осознается Кантовскими антиномиями. Вершиной немецкой философии стало тв-во
Гегеля. Он доводит точку зрения рационального антропоцентризма до
логического конца. Кантовские антеномии он рассматривает как свойства
абсолютного духа, который, стремясь к самопознанию в начале воплощается в
природа, затем в об-во, в котором осознает самого себя. Он отождествляет об-
во с его духовно-культурным содержанием, кот. обладает импульсом развития.
Что же касается индивида – он по Гегелю второстепенен и является
марионеткой в руках мирового духа.
Все это вызвало критику, и одним из первых был Фейербах. По его мнению
философия Гегеля -рациональная идеология. Гегель неправомерно
абсолютизировал мыслительную деятельность человека и совершенно не учел,
что человек – существо чувствующее, а затем уже мыслящее. Фил-я Фейербаха
вновь выдвинула человека как центральную философскую проблему.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12