Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

Одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию

учений философов идеалистов древности. Так возникла литература апологетов

(защитников) христианства, а за тем патристика - сочинения отцов церкви,

заложивших основы философии христианства.

Не создав философской системы, апологеты, наметили круг вопросов, которые

стали основными для христианских философов (о боге, о творении мира, о

природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы,

обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души.

Разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.

Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 –430 н.э.).

Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по

своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою

непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает

человек, который соединяет природные материальные тела и обладает разумной

душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек

действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него

бог. Развил христианскую концепцию всемирной истории.

Схоластика. главное. направление в развития философии средневековья. Она

преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-

12вв) 2) период зрелости (13в) 3) упадок (14-15вв). Центральный вопрос – об

отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских

текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты

отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась

изощренная логика.

Природу разделяют на четыре части:

1) природа несотворенная и творящая (бог); 2) природа сотворенная и

творящая (идеи, непосредственные причины единичных вещей); 3) природа

сотворенная и нетворящая (конечный мир и земное бытие человека); 4) природа

нетворящая и несотворенная (бог как цель мирового процесса). Мир вечно

мыслим богом.

Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов

христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего

Аристотеля считал христианское понимание соотношения идеального и

материального как соотношение изначального принципа формы с

неустановившимся принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние

первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.

Причислен к лику святых.

Билет№4

Философия нового времени

В 16 веке: гг Фрэнсис Бэкон. Основная задача философии-познание природы и

подчинение её власти человека.Признаёт существование Бога, но в своей

философии он материалист.Познание начинается с чувственного

опыта.Чувственное познание-это опыт и эксперимент.

Рене Декарт Рационалист. Ставит проблему нового метода научного

исследования. Всё имеет свою причину. "Существует вокруг меня объективный

мир, как причина моих впечатлений, ощущений". Этот окружающий мир-

субстанция. Она обладает двумя категориями: 1. случайные свойства

субстанции 2. необходимые свойства субстанции. У человека есть врожденные

идеи, например, идея Бога.

В Английской философия 17 века.

Томас Гоббс. Общее понятие-универсалии-названия, которые мы даем

вещам.Разрабатывает теорию истины.Истина не в вещах, это свойство суждений

о вещах.Социальная доктрина:люди от природы равны.Сначала война всех против

всех, затем люди поняли что они погибнут, и договорились о создании

государства, отдавая ему все права.

Джеймс Локк .Основное в его философии-гносеология.Нет врождённых идей, всё

познание из опыта и в опыте.Первичные качества присущи вещам независимо от

того воспринимаем мы их или нет:объём, форма, число, движение.Вторичные

качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства:цвет,

запах, вкус.

Рационализм европейской философии 17 века.

Бенедикт Спиноза Заимствует терминологию Декарта.Врожденных идей

нет.Человек должен познать свои аффекты:вожделение, радость,

печаль.Существующие государства-это способы обуздания людей.Один из

основоположников критики Библии.

Готфрид Вильгельм Лейбниц Рационалист.Его философия -переход от

материализма к объективному идеализму.Внутренняя активность-энтопикия-душа

свойственная каждой манаде.Каждая манада-соединение прошлого и будущего-

живое зеркало Вселенной

Французская философия 18 века.

Франсуа Мари

Аруэ Волтер Мир-целесообразен, а человек-разумен.Значит есть разумный

творец.Отрицает наличие души у человека."Если Бога не было, его следовало

бы выдумать".Любое проявление деспотизма-бессилие.Различал три вида

правления:деспотизм, монархия, республика

Жан-Жак Руссо Основная тема философских рассуждений-судьба личности в

обществе.Чувства просыпаются в человеке раньше, чем разум, следовательно,

они важнее.Гармонии в обществе нет. Три ступени общественного неравенства:

1.расслоение на богатых и бедных

2.возникновение государства:"богатые и бедные заключают договор о власти".

3.законная власть превращается в деспотизм.

Энциклопедисты 18века

Дени Дидро Природа никем не сотворена и в не её нет ничего.Мир вокруг нас

постоянно зарождается и исчезает.Получает заказ от французских издателей

составить план французской энциклопедии

Немецкая классическая философия

1724-1804 гг Иммануил Кант

Два периода творчества:до критический и критический.Учение о

познании.Источники познания:чувственность, рассудок. Виды суждений:

1.аналитические суждения-повторяет то, что заключено в

2.синтетическое суждение-добавляет новое в характеристике

Существует всеобщий нравственный закон.Религия-способ заставить людей быть

нравственными.

1770-1831 гг Гегель Философия основана на идеализме. Исходное

понятие-абсолютная идея-начало начал. Её атрибуты: все общность,

деятельность. Философская система:логика, ф.природы, ф.духа. Философия духа

включает в себя учения о субъективном, объективном и абсолютном духе.

1804-1872 гг Людвиг Фейербах Ученик Гегеля выступает против его

идеализма. Критика религии и теологии. Религия возникает в результате

бесправия и невежества людей. Для того, чтобы преодолеть религию,

необходимо изменить социальную жизнь людей.

19 век

1820-1895 гг Карл Маркс Фридрих Эгельс Создают диалектический

материализм.

1.соединение диалектики и материализма;

2.распространение материализма на область истории;

3.общественное бытие является первичным определяющим общественного

развития;

4.разработка основных категорий философии, как универсальных законов бытия;

5.раскрытие общесоциологических законов развития общества;

6.создание прогресивно-формационной теории общества.

История Русской философии

До 17 века философия существует в рамках богословия, в 17 веке происходит

отделение философии от богословия

1711-65 гг Ломоносов М.В Основоположник материалистической

философии в России. Считал, что разнообразие

явлений природы обусловлено разными формами движения материи, основными

свойствами которой являются: протяженность, сила инерции, форма,

непроницаемость, механическое движение

Конец 19 - начало 20 вв. - религиозная философия

1853-1900 гг В.С.Соловьев Представил слудующую картину мира:

существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции,

умственной и чувственной), человек - акт божественного творения, проявление

того, что уже есть.

Иванов-Разумнин

Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это

приводит к падению морали. Считал,что Россия движется к страшной

катастрофе, отвергая совершенствование личности.

Билет№5

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия занимает небольшой исторический период,

однако ее влияние на развитие философии немаловажно. Центральной задачей в

творчестве ее представителей стала задача философского осмысления

социальной действительности, общества как целого. Наиболее полно эта

проблема была решена в философских учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля,

Фейербаха.

Родоначальником немецкой классической фил-ии был Э. Кант. Развивая идею

французского просвещения о безграничных возможностях человеческого разума,

Кант решает обосновать эту идею. В своих работах Кант открывает

диалектическую природу человеческого разума. Обосновывая разумное знание,

Кант приходит к выводу, что оно не может быть однозначно обосновано, т.е

одинаково правомерными являются тезис и антитезис. Эта особенность

называется антиномией, например: тезис – мир сущ. сам по себе, антитезис –

мир создан Богом. Антиномии чистого разума дали основание Канту утверждать,

что мир в принципе непознаваем. Такое происходит, когда наука еще более

расширяет горизонт своих исследований. Философия Канта получила название

агностицизма.

Попытку преодолеть Кантовский агностицизм принял Фихте. Он разработал

теорию, что Кантовские антиномии – это проявления внутренней диалектики

этого субъекта.

Пытаясь довести свою позицию до конца, он создает наукоучение, в котором

стремится обосновать диалектику, проявлением которой

однако ему это не удалось.

Преодолеть Кантовские антеномии попытался и Шеллинг. Его философия – это

философия объективного идеализма. По его мнению природа представляет собой

“застывший интеллект” , который стремится осознать самого себя и использует

для этого разумных индивидов, но этот интеллект противоречив, что и

осознается Кантовскими антиномиями. Вершиной немецкой философии стало тв-во

Гегеля. Он доводит точку зрения рационального антропоцентризма до

логического конца. Кантовские антеномии он рассматривает как свойства

абсолютного духа, который, стремясь к самопознанию в начале воплощается в

природа, затем в об-во, в котором осознает самого себя. Он отождествляет об-

во с его духовно-культурным содержанием, кот. обладает импульсом развития.

Что же касается индивида – он по Гегелю второстепенен и является

марионеткой в руках мирового духа.

Все это вызвало критику, и одним из первых был Фейербах. По его мнению

философия Гегеля -рациональная идеология. Гегель неправомерно

абсолютизировал мыслительную деятельность человека и совершенно не учел,

что человек – существо чувствующее, а затем уже мыслящее. Фил-я Фейербаха

вновь выдвинула человека как центральную философскую проблему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты