Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

Билет№20

Диалектика

Диaлеkтиka и ее альтернативы.

Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии.

Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев (красивая

девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их определениям. Его

ученик- Платон: диалектика как метод анализа и синтеза понятий, как

движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям -

идеям. Диалектика как искусство спорить развилась в средние века.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Ажным

предметом диалектики являются универсальные связи типа связь единичного и

общего, части и целого, явления и сущности... Категории (универсальные

формы Ч мышления) диалектики: "случайность - необходимость", "причина -

следствие", "единое - общее", "явление и сущность".

Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, которые

осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы

категорий и

законов.

В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих

законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в

системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение

количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных

противоположностей и превращение их друг в друга, когда они

доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)

развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -

спиральная форма развития.

Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует

отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим

пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе

подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно

существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-

рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой

системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно

устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ.

его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,

наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного

предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного

предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ

существования того или иного содержания. Причина-следствие.

Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)

в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-

ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич.

единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в

пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок -

переход количественных измерений в качественные или переход из

одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).

Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во

взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т-

неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;

структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или

иного сложного целого.

Билет№21

Категория бытия и историч. Формы. Единство и многообразие …

Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от

сознания объективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. есть

всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о

сущем вообще.

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по

признаку существования самые различные явления, предметы и процессы:

природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы

и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и

т.д.

Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять

философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал

его в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все,

что существует в мире.

Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.

Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею,

ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.

Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся в

различных формах деятельности субъекта.

Основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального.

Бытие человека:

а) бытие человека в мире вещей

б) специфическое человеческое бытие

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие

для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид;

предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека есть

тело его природы . Наличие тела делает его конечным, смертным. В

человеческом бытие первична предпосылка существования тела из чего следует

его подвластность законам наследственности и природы.

Особенность человеческого существования состоит в возникновении

специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной

детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в

способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности,

удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в

пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и

сознанием. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека

регулируются духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные

поступки).

Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых

побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует?

Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Мир был, есть и

будет, он непреходящ. Корень, смысл проблемы - в противоречивом единстве

непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний

природы, человеческих существ. 2) природа, человек, мысли, идеи, общество

равно существуют; различные по формам своего существования, они прежде

всего благодаря своему существованию образуют целостное единство

бесконечного, непреходящего мира.

Билет№22 Сознания, его природа и сущность, формы

Билет №23 Проблемы сознания в

философии

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и

только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи

мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с

речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном

отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл

относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из

свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол

противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая

самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств

движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что

между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме

от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и

мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др

стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими

их матер объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что

составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов,

ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

В труде развивалось сознание человека - наивысшая в эволюционном ряду форма

отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств

предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование

окружающей реальности.

Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок - все эти действия

приводят к большей независимости человека от непосредственного влияния

среды. От поколения к поколению орудия древних людей приобретают все более

сложный характер - начиная от удачно подобранных осколков камней с острыми

краями и кончая специализированными, сделанными коллективно орудиями. За

такими орудиями- закрепляются постоянные операции: колоть, резать, рубить.

Именно в связи с этим возникает качественное отличие среды человека от

среды животного. Как уже было сказано, животное живет в мире случайных

вещей, человек же создает себе мир постоянных предметов. Созданные людьми

орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности

предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт

другому в виде операций, действий, деятельности.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный

характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей.

Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень

отражения. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность

изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может

выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты