наоборот.
Уровни и формы познания. I. Чувственный (сенсорный) ур-нь связан с 1-й
сигн. сист. и включает: 1) Ощущения 2) Восприятия 3) Представления 4)
Воображение (фантазия) II. Рациональный (понятийный) уровень связан со 2-й
сигн. сист. и включает: 1) Понятия 2) Высказывания 3) Суждения 4)
Умозаключения Виды познания: 1. Научное —
основано на опыте и практич. проверке, рационально объясняет явления,
стремится к объективной истине и осознает свои методы. 2. Обыденное —
неспециализированное, поверхностное, но в основном рациональное; 3.
Мистическое (в т. ч. оккультизм) — иррациональное, трудно проверяемое,
претендует на прямую связь с абсолютом. Уровни познания: а) Эмпирическое =
познание в чувственном контакте с предметом при вспомогат. роли мышления;
б) Теоретическое = познание путем размышления, при вспомогат. роли чувств.
опыта.
Билет№29
Логика научного познания и виды научного познания
Зависит от объекта и субъекта познования. Виды познания: Житейское,
научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на
наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным
опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не сл-ет
приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на
здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для орентации в
повседневного поведения людей, их взаимоотношением между собой и природой.
Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе
понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное
событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т.
образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения
становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного
знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и
будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит
необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе
осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по
своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в
форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые
превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. Ключом в
житейском и научном является узнавание, т.е узнавание уже известного.
Практическое: к научному познанию так же тесно примыкает практическое
знание. Если главной фигурой научного является ученый, то для практического
– инженер или промышленный управляющий. Цель ученного – открытия
закономерности, новой идеи, а цель инженера – создания новой вещи(прибора,
устройства, комп. программы) на основе уже полностью известных ,
зафиксированных принципов. Художественное: обладает определенной
спецификой, суть которой в целостном, а не в расчлененном. Художественное
произведение строится на образе, а не на понятии. Это опыт – не только
познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира
душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем. Этот
опыт –познавательный, эмоциональный и этнический. Искусство дано ухватить и
выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими др.
способами. Основная черта художественного познания – самоочевидность ,
самодоказательность. Худ. Произведение проверку несет само в себе. В
искусстве допускается худ. Вымысел, привнесения от самого художника того,
чего именно в таком виде нет не было и возможног не будет в
действительности
Билет№30
Формы и методы научного познания.
Основной формами научного познания являются:
1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с
человеческим сознанием. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах,
явлениях, законах действительности для познания которых необходимы
специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества
более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом
ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2
основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б)
Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема -
противоречивое единство знания и незнания.
2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Одно из важнейших свойств
гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление
целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные
предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее
развернутый характер.
3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; -
система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область
действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к
действительности.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители
утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие
его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное
выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи
с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –
наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо
признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо
аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция
наоборот.
Билет№31
Способы доказательства и аргументации. Верификация и фальсификация.
Истиннось или ложность того или иного положения науки не обладает
очевидностью. Только простейшее суждение нуждается для подверждения своей
истинности лишь в использовании чувственного восприятия: нет необходимости
доказывать то, что можно показать. Подавляющее число положений в науки
принимается не на уровне чувственного познания, а на уровне логического
мышления, в связи с др. истинами, т.е путем доказательства. В любом
доказательстве имеется тезис, основания доко-ва (аргументы) и способв
докозательства. Тезис- положение доказательства. Доказательство
подсредством которого является выясняется ложность тезиса, назв.
Опровержением. Все положения, на которые опирается доказтельтсво и из
которых сл-ет истинность доказы-го тезиса назв.основаниями или аргументами.
Аргументы состоят из положений о достоверных фактах, определений, аксиом и
ранее доказанных положений. В число оснований доказательств входят еще
доказанные ранее положения науки, необходимые для обоснования тезиса. Чем
дальше наука развивается, тем больше становится число предшествующих
оснований доказательства каж. Нового положения. Связь оснований и выводов
имеющая результатом необходимое признания истинности доказываемого тезиса,
назв. способом доказ-ва. Доказательства одного и того же положения науки м.
быть различной, основанным, например на дедукции, индукции, использования
аналогий, моделирования и т.п. Доказательство- теоретическая задача. Иногда
задача доказательства бывает на столько сложной, что разрешения её требует
от ученых огромных усилий на протяжения даже столетий. Например: в течение
2500 лет осталось недоказаным существования атома-пока успехи
эксперементальной и теоритической физики не доказали этого. Гениальная
догадка осуществовании планет, и обращающихся вокруг – только стало
известно в последнее столетия. От современной науки зависит способ
доказательства.
К Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются
аналитическими суждениями и в тоже время не сводимы к наблюдениям. А это
означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К Поппера,
нужен другой принцип – не принцип верификации, а принцип фальсификации,
т.е. не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности.
Фальсификация по Попперу, это принципиальная опровержимость
(фальсифицируемость) любого учреждения, относящегося к науке. Принцип
фальсификации используется Поппером как разграничительная линия в отделении
научного знания от ненаучного. Этот принцип в каком то смысле
непосредственно направлен против принципа верификации. Поппер утверждал,
что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто
опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные
теории, гипотезы ложны, то данная теория, гипотеза опровержима. Когда же
опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной,
или, по крайней мере, оправданной. Но истолкование принципа фальсификации
как антиверификации является не точным. Принцип фальсификации – это не
способ проверки, а определенная установка науки на критический анализ
содержания научного знания, на постоянную необходимость критического
пересмотра всех его достижений. Научные теории независимы друг от друга.
Они в своем развитии не дополняют а развивают друг друга. В науке постоянно
происходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер
выступил с критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы
общественного развития и возможность социального прогнозирования.
Билет№32
Общенаучные методы познания.
Метод – это система принципов преобразующей, практической или
познавательной, теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,
средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители
утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12