отодвигает конечную цель - добывание пищи. Осознать эту закономерность
может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по
уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации
труда, является важнейшим условием в формировании сознательной
деятельности.
Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою
собственную природу.
Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества,
формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не
только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции
человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой.
Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым
действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними
создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить
эту потребность. Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы
общения - посредством человеческого языка. Вместе с развитием сознания и
присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как
личность.
С.–космическое образование, которое не связано с миром живого.
С.–свойство живых организмов.
С.–атрибут человека.
С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых
космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить
божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев:
неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.
С.–свойство живых организмов
Социобиология: С.–биологическая реакция самосохранения. Мотивы
чувств–биологические. В психике животных есть воображение, способность к
элементарному счету, могут говорить жестами–существует своеобразная мораль.
С.–атрибут человека.
Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая
концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.
Билет№25
Познания как деятельность. Сущ-ть Ф.мышления
П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют
разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду
с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания,
неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П,
направленное на получение объективированного знания, существующего вне
отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных
человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл).
Объективированное П осуществляется коллективным субъектом по законам,
несводимым к индивидуальному процессу П, и выступает как часть духовного
производства. Различают также такие типы П, как обыденное, художественное и
научное, а внутри науки – естественно – научное и общественно – научное П.
Различные стороны процесса П исследуются рядом специальных наук
(когнитивная психология, науковедение, история науки, социология науки,
др.). Функционирование и историческое развитие эталонов и норм П изучает
теория познания как философская дисциплина.
В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно
чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать
себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света,
воспринимаемого чувствами, оно не могло бу укрыться от разуминого света,
“от того, что никогда не заходит”
Билет№26
Специфика соц. Познания. Субъект, объект …
.
Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть
занимается познанием социальной действительности.
В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,
является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -
существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают
воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но
в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для
того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку
социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания
природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее
определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих
себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"
Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и
выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.
Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить
многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и
развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы
можно было предвидеть будущее.
Социальное познание - это огромный мир, богатый и разнообразный, который
сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных
наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и
стремления к самоорганизации.
И действительно, это - особый мир со своими проблемами, методами,
подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших
глазах.
Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или
биологию - всё это - изучение объективной реальности. Но нельзя изучать
сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства;
невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако
литература и биология - это менее сложные миры, чем мир человеческой души
или мир растений и животных... Очевидно, что человек для своего познания
избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего
необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы
(явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом
изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы
не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе
обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом,
объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её
фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений
этого объекта.
Один и тот же объект может быть предметом многих исследований.
Билет№ 27
Мышление как творчество
Мышление. Функции языка. Язык науки, его специфика.
Логическая правильность мышления – эффективный инструмент деят-ти => знание
правил, законов необходимо, чтобы не совершать ошибок. Цель научной деят-ти
– поиск знаний. Отражение – рядовой признак мышления.
Отражение – способность вещей воспроизводить в своей структуре особенности
св-ва других вещей. Мышление – высшая форма психического отражения (св-ва
отражения: адекватность и неадекватность). Отражение адекватно; мысль
адекватно отражающая свой предмет - истина. На адекватность влияют 3
фактора: св-ва оригинала, способ воздействия оригинала на объект, св-во
объекта воздействия.
В нашей психике отражение действительности осуществляется в единстве
чувственного (восприятие) и рационального (мышление).
1) М. связано с языком (система знаков)
2) М. способно обобщать (мыслью можно охватить совокупности предметов)
3) Способность к абстрагированию (идеализированные объекты)
М. осуществляется в определенных формах: понятие, суждение, умозаключение.
Существуют законы, нормы, правила мышления, которые складывались естеств.
образом (осмысленны Аристотелем, Бэконом, Шопенгауэром и др.)
Непреднамеренное отступление от этих правил (ошибки) - паралогизмы.
Намеренное отступление – софизм.
Билет№ 28
Методология научного познания
Методология –наука о методах получения знания и способов принятия этих
методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов
действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые
позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать
методологией познания.
Но только философия разрабатывает все вопросы сущности и структуры научного
и вненаучного исследования, определяет основные принципы описания и
объяснения деятельности, выявляет способы построения теорий и установление
взаимодействий между ними. Собственно разработка логики научного познания-
выявления формы и методов получения, оформления и проверки знания- делает
соц.филосовскую методологию по этим своим возможностям прилагаемой к
изучению самых разнообразных соц.объектах во всех научно- гомунитарных
науках.
Формы и методы познания.
П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют
разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду
с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания,
неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П,
направленное на получение объективированного знания, существующего вне
отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных
человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл). Метод – это
система принципов преобразующей практической или познавательной,
теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,
средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители
утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие
его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное
выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи
с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –
наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо
признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо
аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12