Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

отодвигает конечную цель - добывание пищи. Осознать эту закономерность

может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по

уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации

труда, является важнейшим условием в формировании сознательной

деятельности.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою

собственную природу.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества,

формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не

только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции

человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой.

Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым

действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними

создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить

эту потребность. Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы

общения - посредством человеческого языка. Вместе с развитием сознания и

присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как

личность.

С.–космическое образование, которое не связано с миром живого.

С.–свойство живых организмов.

С.–атрибут человека.

С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых

космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить

божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев:

неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.

С.–свойство живых организмов

Социобиология: С.–биологическая реакция самосохранения. Мотивы

чувств–биологические. В психике животных есть воображение, способность к

элементарному счету, могут говорить жестами–существует своеобразная мораль.

С.–атрибут человека.

Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая

концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.

Билет№25

Познания как деятельность. Сущ-ть Ф.мышления

П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют

разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду

с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания,

неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П,

направленное на получение объективированного знания, существующего вне

отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных

человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл).

Объективированное П осуществляется коллективным субъектом по законам,

несводимым к индивидуальному процессу П, и выступает как часть духовного

производства. Различают также такие типы П, как обыденное, художественное и

научное, а внутри науки – естественно – научное и общественно – научное П.

Различные стороны процесса П исследуются рядом специальных наук

(когнитивная психология, науковедение, история науки, социология науки,

др.). Функционирование и историческое развитие эталонов и норм П изучает

теория познания как философская дисциплина.

В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно

чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать

себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света,

воспринимаемого чувствами, оно не могло бу укрыться от разуминого света,

“от того, что никогда не заходит”

Билет№26

Специфика соц. Познания. Субъект, объект …

.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть

занимается познанием социальной действительности.

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,

является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -

существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают

воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но

в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для

того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку

социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания

природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее

определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих

себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"

Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и

выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.

Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить

многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и

развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы

можно было предвидеть будущее.

Социальное познание - это огромный мир, богатый и разнообразный, который

сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных

наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и

стремления к самоорганизации.

И действительно, это - особый мир со своими проблемами, методами,

подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших

глазах.

Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или

биологию - всё это - изучение объективной реальности. Но нельзя изучать

сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства;

невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако

литература и биология - это менее сложные миры, чем мир человеческой души

или мир растений и животных... Очевидно, что человек для своего познания

избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего

необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы

(явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом

изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы

не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе

обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом,

объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её

фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений

этого объекта.

Один и тот же объект может быть предметом многих исследований.

Билет№ 27

Мышление как творчество

Мышление. Функции языка. Язык науки, его специфика.

Логическая правильность мышления – эффективный инструмент деят-ти => знание

правил, законов необходимо, чтобы не совершать ошибок. Цель научной деят-ти

– поиск знаний. Отражение – рядовой признак мышления.

Отражение – способность вещей воспроизводить в своей структуре особенности

св-ва других вещей. Мышление – высшая форма психического отражения (св-ва

отражения: адекватность и неадекватность). Отражение адекватно; мысль

адекватно отражающая свой предмет - истина. На адекватность влияют 3

фактора: св-ва оригинала, способ воздействия оригинала на объект, св-во

объекта воздействия.

В нашей психике отражение действительности осуществляется в единстве

чувственного (восприятие) и рационального (мышление).

1) М. связано с языком (система знаков)

2) М. способно обобщать (мыслью можно охватить совокупности предметов)

3) Способность к абстрагированию (идеализированные объекты)

М. осуществляется в определенных формах: понятие, суждение, умозаключение.

Существуют законы, нормы, правила мышления, которые складывались естеств.

образом (осмысленны Аристотелем, Бэконом, Шопенгауэром и др.)

Непреднамеренное отступление от этих правил (ошибки) - паралогизмы.

Намеренное отступление – софизм.

Билет№ 28

Методология научного познания

Методология –наука о методах получения знания и способов принятия этих

методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов

действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые

позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать

методологией познания.

Но только философия разрабатывает все вопросы сущности и структуры научного

и вненаучного исследования, определяет основные принципы описания и

объяснения деятельности, выявляет способы построения теорий и установление

взаимодействий между ними. Собственно разработка логики научного познания-

выявления формы и методов получения, оформления и проверки знания- делает

соц.филосовскую методологию по этим своим возможностям прилагаемой к

изучению самых разнообразных соц.объектах во всех научно- гомунитарных

науках.

Формы и методы познания.

П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют

разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду

с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания,

неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П,

направленное на получение объективированного знания, существующего вне

отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных

человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл). Метод – это

система принципов преобразующей практической или познавательной,

теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты