Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на

развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его

развития:

Билет №16

Гуманизм как философское течение.

Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Это

свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождается на кафедрах

университетов.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает

определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями

Философии Возрождения основное внимание обращается на гармонию души и тела,

на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки

человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные,

как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание

достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной

личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует

свою свободу, реализует свою индивидуальность.

главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее

свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

3 составляющих человека: дух, душа, тело.

Дух – высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты,

благости.

Противоположность его – тело, которому присущи страсти, плотские влечения,

желания, что толкает человека на безнравственные поступки. Душа – звено,

связывающее душу и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу

или к телу, человек от этого либо нравственен или безнравственен. Душа

поэтому занимает особое место в человеке.

Свобода человека – добровольное следование тому миропорядку, который

определил бог. Свобода – не произвол, движение к богу.

Человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что

человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним

из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. Человек включен

в цепь причинных связей природы. Этим определяется жизнедеятельность

человека, её возможности, условия. Хотя человек и обладает свободой,

которая направляется его волей и реализуется в процессе активной

деятельности человека, эта деятельность должна быть соразмерна с природной

необходимостью.

Поскольку свобода человека опирается на разум и знания, постольку

существенное значение для него приобретает с/познание, которое позволяет

человеку лучше познать самого себя и делает более эффективным свободу

человека. Результатом такое свободной деятельности человека является не

просто достижение внешних целей, а творение человеком самого себя.

Билет №17

Наука в системе культуры

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им

стали называть все созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир

объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику

развития человека как общественного существа.

Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного

исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,

морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс

морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.

B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой

модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое

существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.

Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм

деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,

как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –

человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация

Билет№18

Инфор-ная революция и становления инф. об-ва

Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует

важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс

перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.

Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии

науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные

конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного

обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это

реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и

своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки

специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой

деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.

Информация образования - процесс, в котором политические, социально-

экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе

широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной

деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и

автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко

всем видам, формам и уровням учебных знаний.

Сущность информатизации образования составляют структурирование

профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение

свободного доступа обучаемых к базам данных.

Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным

средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения

большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают

новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач,

включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития

индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного

обучения.

Компьютеры выступают средством общения людей.

INTERNET- глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает

связь различных информационных сетей.

Билет№19

Категория «Материя» и истор. формы представлений о ней, Формы существования

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает

сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо

от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,

что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было

названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –

из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;

Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное

начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из

чисел (материалисты).

Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический

характер.

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками

материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими

свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они

имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого

мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход

к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется

философский подход к пониманию материи: материя – это философская

категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в

ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими

ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

логический – материя как философская категория;

онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной

и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать

через копирование, фотографирование, отображение;

заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших

ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты