разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на
развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его
развития:
Билет №16
Гуманизм как философское течение.
Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Это
свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождается на кафедрах
университетов.
В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает
определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями
Философии Возрождения основное внимание обращается на гармонию души и тела,
на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки
человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные,
как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание
достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной
личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует
свою свободу, реализует свою индивидуальность.
главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее
свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).
3 составляющих человека: дух, душа, тело.
Дух – высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты,
благости.
Противоположность его – тело, которому присущи страсти, плотские влечения,
желания, что толкает человека на безнравственные поступки. Душа – звено,
связывающее душу и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу
или к телу, человек от этого либо нравственен или безнравственен. Душа
поэтому занимает особое место в человеке.
Свобода человека – добровольное следование тому миропорядку, который
определил бог. Свобода – не произвол, движение к богу.
Человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что
человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним
из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. Человек включен
в цепь причинных связей природы. Этим определяется жизнедеятельность
человека, её возможности, условия. Хотя человек и обладает свободой,
которая направляется его волей и реализуется в процессе активной
деятельности человека, эта деятельность должна быть соразмерна с природной
необходимостью.
Поскольку свобода человека опирается на разум и знания, постольку
существенное значение для него приобретает с/познание, которое позволяет
человеку лучше познать самого себя и делает более эффективным свободу
человека. Результатом такое свободной деятельности человека является не
просто достижение внешних целей, а творение человеком самого себя.
Билет №17
Наука в системе культуры
Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение
использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к
поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;
совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная
характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она
социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и
вообще существенную форму их выражения составляет система символов.
Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть
человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.
Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!
Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения
в природном объекте под воздействием человека.
Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое
начало, единство культуры, человека и его деятельности.
В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им
стали называть все созданное человеком.
Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,
включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого
человека в значении его формирования и развития.
Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является
продуктом материального, а другая духовного производства, является
очевидным.
Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир
объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику
развития человека как общественного существа.
Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного
исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,
морали.
Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,
философия в качестве различных форм самопознания разума.
Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс
морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.
B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой
модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое
существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.
В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую
интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема
воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых
условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития
человека.
Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода
она рассматривается как способ организации и развития человеческой
деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и
духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.
Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм
деятельности общественного человека.
Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,
как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –
человека.
3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация
Билет№18
Инфор-ная революция и становления инф. об-ва
Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует
важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс
перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.
Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии
науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные
конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного
обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это
реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и
своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.
Информатизация образования является ключевым условием подготовки
специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой
деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.
Информация образования - процесс, в котором политические, социально-
экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе
широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.
Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной
деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и
автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко
всем видам, формам и уровням учебных знаний.
Сущность информатизации образования составляют структурирование
профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение
свободного доступа обучаемых к базам данных.
Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным
средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения
большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают
новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач,
включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития
индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного
обучения.
Компьютеры выступают средством общения людей.
INTERNET- глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает
связь различных информационных сетей.
Билет№19
Категория «Материя» и истор. формы представлений о ней, Формы существования
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает
сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо
от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,
что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было
названо субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –
из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;
Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное
начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из
чисел (материалисты).
Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.
Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический
характер.
Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками
материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими
свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они
имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого
мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход
к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется
философский подход к пониманию материи: материя – это философская
категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
логический – материя как философская категория;
онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной
и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;
гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать
через копирование, фотографирование, отображение;
заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших
ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12