Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение

особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в

соответствии с особенностями , отражающей системы, т е сознания. А это

значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны

по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.

Билет№12

Философия и наука.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем

не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

-Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не

различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в.

до н.э. – 17 в. н.э.).

-Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том,

что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы

предоставить науке (17-19 в.)

-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших

достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой

проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых

проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае

проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они

остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили

название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и

анализировать полученные противоречия.

3)Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение

в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для

понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается

культурная функция ф-ии.

6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и

средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое

время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные

науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в

филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали

(Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др.

стороны чувствовалось давления наук на философию.

Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с

научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.

Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и

постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается

аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна

современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и

постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных

наук.

Билет№13

Антропологическое направления в Ф.

Происхождение человека.

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время

существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину,

возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного

отбора.

б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в

наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел

человек.

в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное

существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе,

космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.

2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка

“дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке

выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки.

Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей,

сознание - продукт мрового разума..

3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления

мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во

выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез.

Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется

человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал

производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.

появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя.

Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся

символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это

средство изобрет. человеком для общения . Слово - инструмент к

формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир

формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.

Билет №14

Русская филосовская мысль 19 - 20 в.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако Р

фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -

1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции,

считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по

себе”. Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-

1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.

Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов.

А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их

внимаия нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор

прошлого они видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по

их мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к

упадку. Славяноф. развивали основанное на религиозных представлениях учение

о чел и обществе. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с

отысканием “духовного смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом

всех духовных функций чел, исходное начало кот - религия.

Материалисты Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-

1861), Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по

отнош к сознанию, идею о том , что созн есть св-во не всей, а только

высокоорганиз материи - мозга. Развитие идет через противоречия, борьбу

нового со старым.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т делал упор на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел

и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В

ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты.

Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая

власть - насилие - отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение

гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос

обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). Исповедывал идеи почвеничества, для

кот хар-но религиозная ориентированность фил осмысления судеб рус истории.

Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за

торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). его взгляды:

Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо

подготовить чел к восприятию христ ценностей. Челов является центром

всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир.

Человечество - посредник между прир и божетвом.

Ьилет№15

Марксиская Философия.

В середине 19 века возникла принципиально новый подход в понимании

социальной действительности. Он был связан с творчеством К. Маркса и его

последователя Ф. Энгельса. С именем Маркса связана целостная социально-

экономическая и политическая теория, получившая название Марксизма. Его

составляющими частями являются философия, политическая экономия и научный

социализм. Он критически подошел к философии Гегеля и выдвинул в качестве

основополагающих трудовые отношения. Труд является абсолютным условием

существования человека, поскольку благодаря труду появляются необходимые

человеку блага. Прежде чем заниматься культурой, философией, религией,

человек должен иметь пищу, кров, одежду… Эти материальные условия

существования человека создаются вследствие совместной трудовой

деятельности.

Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в

понимании общества главным становится материальное производство. По Марксу

трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что

приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.

Сущность по Марксу заключена в признании ведущим, определяющим в жизни

общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для

обозначения объективного реального существования социальной формы материи.

Материальное производство состоит из производящей силы, т.е таких отношений

людей к природе, благодаря которым меняется материальная природа,

становится адекватной человеческой потребности. Производственные отношения

– это совокупность, определяющая структуру общества в целом.

Т.о в рамках Марксистской философии проблема человека ставится иначе, чем в

предшествующие периоды. Личностное начало человека предстает как единство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты