Билет№6
Билет№7
Проблемы ценностей в философии
Человека интересует не просто истина, а значение объекта для человека, для
удовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по их
значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью яв-тся для
человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или
общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном,
святом, предпочтительном, дорогом.
В XX в. философы сумели развить учение о ценностях. 1)В античности
отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к
тому, что, например, платоновская идея понималась ещё и как идеал. Сов.
Философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина,
как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал.» В античности
философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от
друга достаточно строго.
2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога,
а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
3) В Новое время философы выделили разум (точнее мышление) как главную
черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к
истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он
«развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью,
так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XXв.
Сложились все условия для развития учения о ценности.
Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план.
Феноменологи, герменевты, аналитики, постмодернисты спорят между собой о
ценностях. Ценность-это интерпретация, в котором субъект выражает свои
предпочтения. Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретает по
наследству от тех традиций, в которые он попал в результате рождения.
Сознания позволяет человеку вырабатывать новые ценности. Интерпритация
всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.
Выводы: Ценность-это то, что значимо для человека. Ценность-это
интерпритация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
Билет№8
Специфика соц.познания. История становления.
Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть
занимается познанием социальной действительности.
В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,
является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -
существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают
воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но
в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для
того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку
социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания
природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее
определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих
себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"
Считается что отцом истории является Геродот (5 век до н.э.) он стремился
описать не просто деяния людей, но и выявить их причины. Он ставил своей
задачей отыскать истину в истории, выдвинул идеи повторяемости истор.
явлений из неизменной человеческой природы – которой свойственно жажда
власти и жажда свободы. Возникнув как простое описание жизни общество, соц.
Фил. Мысль постепенно выделяет в качестве предмета познание общественных
процессов. (Демокрит, Аристотель). Древние философы пытались разгадать
природу общественных связей, сущность истор. Развития. По Платону общество
возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения
своих потребностей. Средневековые мыслители считали, что история
предопределенна богом, общество основано на неравенстве с которым люди
должны смериться. Мыслители же 17-18 вв подвергли критике богословские
концепции средневековья, они считали: история общества – продолжение
истории природы. Физиократы в 19 в стали рассматривать общество как некое
социальное бытие. Маркс разрабатывал в основном проблемы экономики –
свержение капитализма и построение с социалистического и коммун. общество.
Главной идеей Макса Вебера- идея экономической рациональности воплощенная в
современном обществе (иерархизация власти, система формальных правил эмоц.
Нейтральность отношений между индивидами).
Билет№9
Предмет философии
Термин “философия” - греческого происхождения, означающий любовь к
мудрости. Так в древней Греции называли любой вид теоретического знания, в
котором находил свое отражение жизненный опыт отдельного человека или
многих поколений. Первоначально такое знание выставлялось в виде афоризмов,
сентенций, пословиц или поговорок. Со временем оно превращается в целостную
систему, в которой находит свое выражение отношение человека к окружающему
миру, к другим людям, к самому себе т.е его мировоззрение.
В силу указанных особенностей, философское знание выступает как отвеченное
абстрактное знание, внутренне непротиворечивое.
Т.о предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное
содержание, которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы,
к другим людям, к самому себе.
Философия – не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с
ней существует мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения
личностного начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с
фантастикой. Это эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко
лишено внутренней рациональной логики. Мифология была характерной формой
развития культуры в древности. Религия – такая форма духовности, которая
предполагает веру в сверхъестественного творца всего существующего, а также
веру в загробную жизнь (христианство, ислам, иудаизм, буддизм,
конфуцианство). Отличительной чертой религии является присутствие уже
существующего знания, которое достаточно понять и заучить, поэтому
религиозная духовность отличается консерватизмом и догматизмом.
Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х основных
форм духовности: философия, мифология, религия.
Билет№10
Проблема метода в философии
Метод – это система принципов преобразующей, практической или
познавательной, теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,
средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители
утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие
его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное
выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи
с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –
наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо
признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо
аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция
наоборот.
Билет№11
Эпистимологическая проблематика в философии
Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании.
Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может
существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является
практической основой общ-ва. Особенности чел-ого бытия – это то, что для
своего бытия, чел-к вынужден целенаправленно изменять окр мир. Чтобы
изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача Г –
выяснение природы человеческого познания, его осн законом-й, определение
целей и возм-ей челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы
познавательной деятельности, анализирует структуру чел-ого знания, основные
свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х
факторов познания, иссле-т закон-ти развития чел-го зна-я и т.д. Г пытается
дать образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт, связана с
психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.
Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории
познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и
объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно
менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное
бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая
деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных
конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С – это духовное
образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же – продукт
деятельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии
С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой
состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть
рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала
объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила материально чувственный характер,
была практической. С – носитель материального целе направленного действия,
связывающего его с О. О – предмет, на который направлено действие.
Познание как отражение действительности. Отражение – это взаимодействие
двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся
в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической фил-ии
свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом
уровне развития материи она обладает своими специфическими
характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном
процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный
мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом
этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками,
копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12