– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие
его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное
выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи
с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –
наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо
признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо
аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция
наоборот.
Билет№33
История науки и техники. Особенности современной науки
Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а
также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового
процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт,
приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения
челов. культуры.
В формах и функциях тех. Средств своеобразно отразились формы и способы
воздействия человека на природу. Т.О. техника как «производственные органы
общественного человека» есть результат челов. труда и развития знания.
Цель и функции техники-преобразовать природу и мир человекав соответствии с
целями, сформулированными людьмина основе их нужд и желаний. Люди не могут
выжить без своей преобразующей деят-ти. Сл-но, техника-это необходимая
часть человеческого существования на протяжении всей истории.
Преобразования экю отношений в промышденности и с/х, разработка и внедрения
новых технологий, обоснованых наукой – это две стороны единого процесса соц-
экономич. развития общества. Техника составляет основу цивилизации, она
находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогресирует.
Техника яв-тся важнейшим средством обнаружения глубинных свойств сущего,
например в медицине, в астрономии, в биологии.
Связь науки и техники. НТП
Научно-технический прогресс (единственный в своем роде процесс,
объединяющий наук, технику, экономику, предпринимательство и управление),
признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического
развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с
понятием инновационного процесса.
Научно-технический прогресс – процесс совершенствования средств труда,
являющийся исходной основой развития производительных сил общества. НТП
выступает в двух формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма
предполагает постепенное развитие, а революционная – качественный скачок,
переход к новому типу средств труда, основывающийся на новых открытиях
науки. Революционная форма НТП – это научно-техническая революция (НТР),
которая обусловлена общественными потребностями и уровнем развития
производительных сил крупного машинного производства.
Билет№34
Методология познания общественных процессов.
Метод – это система принципов преобразующей, практической или
познавательной, теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,
средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители
утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие
его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное
выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи
с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –
наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо
признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо
аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция
наоборот.
Билет№35
Философия науки как направление иследования и научная дисциплина
Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека,
а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:
а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших
достижениях естествознания;
б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;
в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;
г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой
проблем в исследовании любого явления (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых
проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае
проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они
остаются на рассмотрении ф-ии.
Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:
1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и
анализировать полученные противоречия.
3)Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение
в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для
понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается
культурная функция ф-ии.
6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
? Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и
средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое
время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные
науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в
филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали
(Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др.
стороны чувствовалось давления наук на философию.
Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с
научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.
Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и
постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается
аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна
современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и
постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных
наук.
Билет№36
Проблема междисциплинарных исследований, их роль в социальном познании
Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов
жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией
однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил.
анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью,
но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности
людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом.
Объектом познания соц. Фил. Является не весь мир, а только общество как
результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве
и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и
закономерных.
Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об
условиях и факторах его развитие.
Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова
его природа, закономерностью существования и развития.
В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой
познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет
заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает
материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни
людей, выявить свойства различных общественных процессов.
Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является
общество, но все эти науки различаются по своему предмету.
Предметом экономики является знание развития производственных отношений,
правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е.
знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются
знания об обществе в целом.
Билет№37
Глобальные проблемы современности
Экосистема (от греч. oikos - жилище, местопребывание и система), единый
природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания
(атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компоненты
связаны между собой обменом вещества и энергии. Эти компоненты образуют
экосистемы, выполняющие ряд функций, необходимых для сохранения целостности
систем поддержания жизни и продуктивных возможностей окружающей среды.
Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов
в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является
экологическая проблема.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними
условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы
"общество-природа".
Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с
проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения
динамического равновесия системы общество-природа. Человечество, превращая
все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей
свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство
ответственности за преобразующее воздействие на нее.
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от
человечества иного способа мышления, новой формы самосознания -
экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать
себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное
условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12