так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских
мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих
направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и
Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально
опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы»
как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У
Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно
«идеи». Они тоже принципиально неделимы.
Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона- это уже не
«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого
вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.
Что то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,
высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по
отношению к любым из возможных своих состоянией и модификаций материальное
основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не
сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую
сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать
кажущееся за действительное.
Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую
«теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.
Материальный мир, по Демокриту,- это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда
Демокрит полагал два вида объективной реальности- атомы и пустоту. Платон
же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира
идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания,
то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души,
вселившейся в тело человека в момент его рождения.
Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление
мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и
интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на
построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные
мировоззренческие подходы.
Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом
интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского
города стала резко контрастировать с феодально- деревенской жизнью
подавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистического
движения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая»,
которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился
и провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслитель
Данте Алигьери (1265-1321)
В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как бы
представляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, с
другой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной
социальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех
проявлений божественной мудрости человек- величайшее чудо».
Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянского
возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка Главным направлением его
поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины
и природы.
Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его
максимального сближения с богом на путях человеческой творческой
деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.
Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего
понятие человеческой деятельности.
Мировоззрение эпохи просвещения отражает политическую идеологию,
философию и культуру капиталистического общества.
Возникнув в 17 веке в Англии, просветительская идеология в лице
Д. Локка получает затем распространение во Франции 18 веке (Ш. Монтескье,
К. Гельвеций, Т. Пейн); в Германии (И. Кант); в России (А.Н. Радищев, П.С.
Новиков); в странах Восточной и Юго- Восточной Европы и ряде стран Востока.
У человека всегда существовала потребность выработать общее
представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление
принято называть универсальной картиной мира.
Универсальная картина мира- это определенная сумма знаний, накопленных
наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том,
каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему
существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к
природе и т.д.
Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый
человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление
о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и
ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая
на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на
основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину
мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве,
закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает
человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую
свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с
определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило,
выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно
отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными
установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с
мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это
означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей
деятельности людей.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и
общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его
способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.
Мировоззрение- это фундамент человеческого сознания. Полученные
знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в
мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и
самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это
определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты
человеческого опыта. Это, во- первых, обобщенные знания, полученные в
результате профессиональной, практической деятельности. Во- вторых,
духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических
идеалов.
Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов,
определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и
действий человека.
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы
сфомулировать так: Философия- это система основополагающих идей в составе
мировоззрения человека и общества.
Структура мировоззрения
Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных
уровней: элементного, концептуального и методологического.
Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих
понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в
обыденном сознании.
Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы.
Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени,
общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего
человечества и т.п.
Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает
основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью
этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе
представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.
Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются
эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным
компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная,
так и религиозная вера.
Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство
знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения,
разумного обоснования веры.
Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в
зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной
культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.
Историческими типами мировоззрения являются мифологическое,
религиозное и философское. Мифологическому мировоззрению присуще
неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить
себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через
известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из
которого он первоначально себя не выделяет.
В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой
единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей
взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в
первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной
магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в
основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с
самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ
обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.
Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его
центром, специфической точкой отсчета среди отностительности и текучести
мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство
всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную
санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет «высшую
инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть
услышанным и понятым.
Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, - есть проблема
существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-
бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно-
безличностное, а личностное, выраженное в Боге.
Функции мировоззрения
Теоретически сформулированным мировоззрением является философия. Здесь
мировоззрение выступает как деятельное отношение человека к миру. С такой
позиции мировоззрение- это общественное самосознание человека, определяющее
его действенность через призму его целей и интересов, мировоззрение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17