Возникновение и развитие философии. Основные направления

так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских

мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих

направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и

Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально

опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы»

как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У

Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно

«идеи». Они тоже принципиально неделимы.

Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона- это уже не

«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого

вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.

Что то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,

высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по

отношению к любым из возможных своих состоянией и модификаций материальное

основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не

сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую

сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать

кажущееся за действительное.

Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую

«теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.

Материальный мир, по Демокриту,- это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда

Демокрит полагал два вида объективной реальности- атомы и пустоту. Платон

же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира

идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания,

то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души,

вселившейся в тело человека в момент его рождения.

Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление

мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и

интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на

построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные

мировоззренческие подходы.

Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом

интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского

города стала резко контрастировать с феодально- деревенской жизнью

подавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистического

движения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая»,

которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился

и провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслитель

Данте Алигьери (1265-1321)

В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как бы

представляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, с

другой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной

социальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех

проявлений божественной мудрости человек- величайшее чудо».

Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянского

возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка Главным направлением его

поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины

и природы.

Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его

максимального сближения с богом на путях человеческой творческой

деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.

Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего

понятие человеческой деятельности.

Мировоззрение эпохи просвещения отражает политическую идеологию,

философию и культуру капиталистического общества.

Возникнув в 17 веке в Англии, просветительская идеология в лице

Д. Локка получает затем распространение во Франции 18 веке (Ш. Монтескье,

К. Гельвеций, Т. Пейн); в Германии (И. Кант); в России (А.Н. Радищев, П.С.

Новиков); в странах Восточной и Юго- Восточной Европы и ряде стран Востока.

У человека всегда существовала потребность выработать общее

представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление

принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира- это определенная сумма знаний, накопленных

наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том,

каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему

существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к

природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый

человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление

о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и

ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая

на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на

основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину

мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве,

закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает

человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую

свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с

определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило,

выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно

отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными

установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с

мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это

означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей

деятельности людей.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и

общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его

способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение- это фундамент человеческого сознания. Полученные

знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в

мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и

самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это

определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты

человеческого опыта. Это, во- первых, обобщенные знания, полученные в

результате профессиональной, практической деятельности. Во- вторых,

духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических

идеалов.

Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов,

определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и

действий человека.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы

сфомулировать так: Философия- это система основополагающих идей в составе

мировоззрения человека и общества.

Структура мировоззрения

Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных

уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих

понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в

обыденном сознании.

Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы.

Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени,

общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего

человечества и т.п.

Методологический уровень- высший уровень мировоззрения- включает

основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью

этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе

представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение знания, ценности, поведение окрашиваются

эмоциями, сочетаются с волей и формируют убеждение личности. Обязательным

компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная,

так и религиозная вера.

Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство

знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения,

разумного обоснования веры.

Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в

зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной

культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

Историческими типами мировоззрения являются мифологическое,

религиозное и философское. Мифологическому мировоззрению присуще

неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность человека выделить

себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное постигается через

известное; известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из

которого он первоначально себя не выделяет.

В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой

единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей

взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в

первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной

магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в

основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с

самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ

обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.

Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его

центром, специфической точкой отсчета среди отностительности и текучести

мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство

всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную

санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет «высшую

инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть

услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, - есть проблема

существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-

бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно-

безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

Функции мировоззрения

Теоретически сформулированным мировоззрением является философия. Здесь

мировоззрение выступает как деятельное отношение человека к миру. С такой

позиции мировоззрение- это общественное самосознание человека, определяющее

его действенность через призму его целей и интересов, мировоззрение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты