Возникновение и развитие философии. Основные направления

начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

По своему происхождению и на всех ступенях своего развития И. тесно связан

с религией. По сути дела, И. возник как концептуальное, понятийное

выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как

правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. По словам

В. И. Ленина, философский И. есть "...дорога к поповщине..." (см. Полн.

собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322).

Многовековая история И. весьма сложна. В самых различных видах на разных

этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в

соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем

развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в

последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего

наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии

(конец 18 - 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую

историческую форму рационализма - идеалистическую диалектику. С переходом

капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической

философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В

современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими

течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских

странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах),

феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в

католических странах).

Реализм

Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный),

идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания

реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов

(Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый

от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).

Р. в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и

концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего

онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном

(объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна

лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для

которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение

в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от

сознания (universalia sunt realia).

В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р.,

считающий универсалии существующими не независимо от вещей, и умеренный Р.,

полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Так же как и

номинализм, Р. в крайнем своём выражении из-за пантеистических тенденций

(см. Пантеизм) вошёл в конфликт с церковью, поэтому в средние века

господствовал умеренный Р.

Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих

мир и самодовлеющих сущностях — «идеях», которые, находясь вне конкретных

вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель, в отличие от Платона,

считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его

формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское — как

крайний Р., аристотелевское — как умеренный.

Платоновский Р., переработанный в 3—4 вв. н. э. неоплатонизмом и

патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал

«идеи» как мысли творца и как образцы творения мира), переходит в

средневековую философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее

целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в

божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения

сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой

умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как оппозиция

номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из

Шампо, утверждавшего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в

вещах в качестве их сущности. В русле платоновского Р. развивают свои

учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм

признаёт идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признаёт

их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.

Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта

Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи

Аристотеля, Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме,

существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме — как их «идеи», вечные

прообразы; «в вещах» — как их сущности, субстанциальные формы; «после

вещей» в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции. В томизме

универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит

принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный

Р., серьёзно поколебленный номиналистом У. Оккамом, продолжает существовать

и в 14в.; последняя значительная доктрина умеренного Р. появляется в 16 в.

у Ф. Суареса. Средневековый Р. (как и унаследовавший его установки

классический рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного,

не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как

абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания.

Материализм

Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух

главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в

пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и

рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность

идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление,

психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она

никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть

объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от

материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о

познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения

действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его

закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 веке главным образом в

смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более

общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц)для противопоставления М.

идеализму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс,

«философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали

они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что

дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же,

которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам

материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т.

21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. Полное

собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98).

Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1)

Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне

ощущений, называют М. «метафизикой» (поскольку М. признаёт существование

внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный

идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или

бога вне опыта отдельных людей; таким образом, здесь М. смешивается с

идеализмом. 2) М. называют «реализмом», поскольку М. признаёт реальность

внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле

противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю

в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию

единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм” захватано

позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и

идеализмом» (там же, с. 56). 3) Пытаясь принизить М. до уровня обыденного,

философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги

М. именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя М. в целом как

направление с механистическим М., некоторые критики М. называют его

«механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание

«материалистического» и «механического» идёт от Гегеля, который хотел

унизить М. эпитетом «механический». 5) Нередко слово «М.» употребляется

произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает

обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие,

корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни,

короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс

Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290).

Типология школ материализма. В литературе М. характеризуется с самых разных

сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием

для различных его классификаций.

1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии М., которым

соответствуют домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М.

охватывает все формы М., которые исторически предшествовали возникновению

диалектического М. Те школы, которые появлялись после возникновения

марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., так как

они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в

истории М. Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую

эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница —

общая для всех стран и народов — середина 40-х годов 19 века, когда возник

марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось

позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития

домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы

искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке

зрения, домарксистским является М., распространённый в данной стране до

проникновения в неё марксизма.

2) Единственно последовательным является марксистский М. В. И. Ленин

называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо

более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все

предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18

с. 357).

Непоследовательность М. проявляется различным образом, а) Когда линия М.

проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты