начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
По своему происхождению и на всех ступенях своего развития И. тесно связан
с религией. По сути дела, И. возник как концептуальное, понятийное
выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как
правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. По словам
В. И. Ленина, философский И. есть "...дорога к поповщине..." (см. Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 322).
Многовековая история И. весьма сложна. В самых различных видах на разных
этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в
соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем
развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в
последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего
наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии
(конец 18 - 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую
историческую форму рационализма - идеалистическую диалектику. С переходом
капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической
философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В
современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими
течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских
странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах),
феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в
католических странах).
Реализм
Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный),
идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания
реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов
(Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый
от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).
Р. в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и
концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего
онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном
(объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна
лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для
которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение
в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от
сознания (universalia sunt realia).
В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р.,
считающий универсалии существующими не независимо от вещей, и умеренный Р.,
полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Так же как и
номинализм, Р. в крайнем своём выражении из-за пантеистических тенденций
(см. Пантеизм) вошёл в конфликт с церковью, поэтому в средние века
господствовал умеренный Р.
Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих
мир и самодовлеющих сущностях — «идеях», которые, находясь вне конкретных
вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель, в отличие от Платона,
считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его
формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское — как
крайний Р., аристотелевское — как умеренный.
Платоновский Р., переработанный в 3—4 вв. н. э. неоплатонизмом и
патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал
«идеи» как мысли творца и как образцы творения мира), переходит в
средневековую философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее
целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в
божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения
сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой
умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как оппозиция
номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из
Шампо, утверждавшего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в
вещах в качестве их сущности. В русле платоновского Р. развивают свои
учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм
признаёт идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признаёт
их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.
Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта
Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи
Аристотеля, Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме,
существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме — как их «идеи», вечные
прообразы; «в вещах» — как их сущности, субстанциальные формы; «после
вещей» в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции. В томизме
универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит
принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный
Р., серьёзно поколебленный номиналистом У. Оккамом, продолжает существовать
и в 14в.; последняя значительная доктрина умеренного Р. появляется в 16 в.
у Ф. Суареса. Средневековый Р. (как и унаследовавший его установки
классический рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного,
не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как
абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания.
Материализм
Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух
главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в
пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и
рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность
идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление,
психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она
никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть
объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от
материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.
Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о
познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения
действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его
закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 веке главным образом в
смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более
общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц)для противопоставления М.
идеализму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс,
«философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали
они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что
дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же,
которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам
материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т.
21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. Полное
собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98).
Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1)
Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне
ощущений, называют М. «метафизикой» (поскольку М. признаёт существование
внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный
идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или
бога вне опыта отдельных людей; таким образом, здесь М. смешивается с
идеализмом. 2) М. называют «реализмом», поскольку М. признаёт реальность
внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле
противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю
в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию
единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм” захватано
позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и
идеализмом» (там же, с. 56). 3) Пытаясь принизить М. до уровня обыденного,
философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги
М. именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя М. в целом как
направление с механистическим М., некоторые критики М. называют его
«механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание
«материалистического» и «механического» идёт от Гегеля, который хотел
унизить М. эпитетом «механический». 5) Нередко слово «М.» употребляется
произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает
обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие,
корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни,
короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс
Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290).
Типология школ материализма. В литературе М. характеризуется с самых разных
сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием
для различных его классификаций.
1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии М., которым
соответствуют домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М.
охватывает все формы М., которые исторически предшествовали возникновению
диалектического М. Те школы, которые появлялись после возникновения
марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., так как
они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в
истории М. Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую
эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница —
общая для всех стран и народов — середина 40-х годов 19 века, когда возник
марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось
позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития
домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы
искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке
зрения, домарксистским является М., распространённый в данной стране до
проникновения в неё марксизма.
2) Единственно последовательным является марксистский М. В. И. Ленин
называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо
более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все
предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18
с. 357).
Непоследовательность М. проявляется различным образом, а) Когда линия М.
проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17