Возникновение и развитие философии. Основные направления

только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами

противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная

субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано

с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к

тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция,

существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств

движущийся материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это

означает, что между сознанием и материей существует и различие, и

связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из

ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов

отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Психические явления и мозг тесно вязаны как свойство и

материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без которого

оно не существует. С другой стороны возникающие в сознании психические

образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том,

что составляющие сознательные образы не обладают ни свойствами отражаемых в

нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они

возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к

миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим

поколениями - прежде всего способностью отражать в матер формах языка,

знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в

целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В

этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы

отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения

материи и сознания , отношения сознания к материальному миру.

Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития

материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных

систем. Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение.

Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом

любого взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под

воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения

- отпечатки, следы... Как свойство живых организмов выступает

раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости

связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения,

отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения

составляют начальную форму психики.

Это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга,

заключающаяся в обобщении, оценивании и целенаправленном отражении и

конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном

мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном

регулировании и самоконтроле.

Дух

Дух, философское понятие, означающее невещественное начало, в отличиеот

материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д. и материи есть

основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от

которой выступает Д., является материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух

есть "высший цвет" материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20,

с. 363). Признание первоначалом мира Д. является идеализмом,

спиритуализмом. Идея Д., играющая центральную роль в идеалистических

учениях, выступает как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как

личность (теизм, персоналистические концепции). В рационалистических

философских системах Д. по существу отождествляется с мышлением, сознанием,

в иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность Д.,

рассматриваются его немыслительные аспекты - воля, чувство, воображение,

интуиция и т.д.

Первоначально в Древней Греции понятие Д. (нус, логос, пневма и др.)

мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. Так,

пневма означает "ветер" (у Фалеса, Эмпедокла), "воздух" (у Анаксимена и

др.) и т.п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием -

он является перводвигателем космоса и формообразующим началом, изливающим

свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематическую разработку

понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от

космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д. в

античности, библейско-христианская традиция представляет Д. как прежде

всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и

человека. В философии нового времени получает развитие рационалистическое

понимание Д. как прежде всего разума, мышления (французский философ Р.

Декарт, нидерландский философ Б. Спиноза, французские материалисты 18 в.).

Интеллектуалистическую сторону Д. особенно разрабатывала немецкая

классическая философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент

абсолютного Д.; Г. Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя

как система развивающихся логических категорий. В русле толкований Д. как

целостности (романтизм) и иррационалистических трактовок Д. (Ф. Ницше, А.

Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н.

Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Д.

противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Д. - это

прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское

течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Д. как

метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования.

В марксистской философии понятие Д. употребляется обычно как синоним

сознания.

Идея

Идея (греч. idйa), форма постижения в мысли явлений объективной реальности,

включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и

практического преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в

античности. Демокрит называл И., неделимыми умопостигаемыми формами, атомы;

для Платона И. - это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся

подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и

явлений; они составляют особый идеальный мир. В средние века И. понимались

как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу; бог творил вещи

согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17-18 вв., на первый

план выдвигается теоретико-познавательный аспект И. - разрабатывается

учение об И., как способе человеческого познания, ставится вопрос о

происхождении И., их познавательной ценности и отношении к объективному

миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм

- со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало

в немецком классическом идеализме. Кант называл И. понятия разума, которым

нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, И. - это

имманентные цели, согласно которым "Я" творит мир; для Гегеля И. является

объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс

развития (см. Соч., т. 6, М., 1939, с. 214).

В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистический

тезис о познании как отражении действительности, об И. как специфической

форме этого отражения. "Все идеи извлечены из опыта, они - отражения

действительности, верные или искаженные" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и

Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629). Однако И. не сводится к фиксации

результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не

просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции

развития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую форму теоретического

освоения действительности. Конспектируя Гегеля, он пишет: "Begriff еще не

высшее понятие: еще выше идея = единство Begriff?а с реальностью" (Полн.

собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 151). В И. происходит наиболее полное

совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это - объективное и

конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего

практического воплощения. Эти два момента в И.: отражение объективной

реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в

органическом единстве, определяют специфику И. и ее место в движении

человеческого сознания. Такимобразом, И. является активным, посредствующим

звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности

человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.

В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт

предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой,

синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных

эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения

проблемы. В зависимости от своего содержания И., отражающие общественное

бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционные И.,

искажающие действительность и служащие уходящим с исторической арены

классам, выступают тормозом общественного прогресса. И., верно и глубоко

отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых

общественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют

эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.

Субстанция

Субстанция (лат. substantia - сущность, нечто лежащее в основе),

объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства;

материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание,

позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-

то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В

соответствии с общей направленностью определённой философской концепции

вычленяются одна С. (монизм), две С. (дуализм) или множество С.

(плюрализм). В истории философии С. интерпретировалась по-разному: как

субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то,

что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр

изменений предмета, как логический субъект. Уже в античной философии

вычленялись различные С., которые трактовались как материальный субстрат и

первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии

Эмпедокла). Аристотель отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты