Возникновение и развитие философии. Основные направления

суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее

естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая

обуславливает и сохраняет мировой строй.

Термин " агностицизм " был введен в 1869 г. английским

естествоиспытателем Т.Гексли.

Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в

частности в софизме и скептицизме.

Учение агностицизма было создано английскими философами, которых делят

на агностиков "старых", или доэволюционистов (Джон Стюарт Милль), и

"новых", т.е эволюционистов (Герберт Спенсер). Основное различие между ними

заключается в том, что первые видят образование в человеке нравственных

принципов делом личного опыта, а вторые - наследственного опыта.

Последовательный агностицизм представлен в учениях Джона Беркли и

Дэвида Юма. Иммануил Кант , положив в основу свой теоретико-

познавательной концепции разграничение "вещи в себе" и "вещи для нас",

фактически принял позицию агностицизма. Позиции агностицизма характерны

для различных школ позитивизма, неопозитивизма, критического реализма.

Изначально агностицизм относился исключительно к возможности познания

бога, однако вскоре был распространен и на возможность познания

объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих

естествоиспытателей и философов.

В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено,

преимущественно под влиянием его критики, в основном социалистами и

коммунистами, пропагандирующими диалектическую познаваемость мира. В

настоящее время одним из характерных выражений агностицизма является

позиция конвенционализма.

Как можно заметить, в отношении бога агностицизм выдвигает лишь один,

достаточно невнятный тезис - "бога нельзя познать".

Т.е. невозможно получить достоверной (да и вообще никакой!) информации о

боге. Этот тезис трудно рассматривать как атеистический, даже если заменить

его другим (как это часто делают) - "существование бога невозможно

доказать". Этот агностический тезис, являющийся следствием первого, так

же ни в коей мере не противостоит религиозному восприятию, которое

основано не на доказательствах (познании), а на вере.

Более того, отрицая саму возможность (научного) познания, агностицизм часто

является одной из составляющих религиозного мировоззрения. Действительно,

если познать что-либо невозможно, остаётся в это только верить. Более того,

практически все религиозные учения всячески стараются укрепить своих

адептов именно в этой мысли - невозможно (да и не нужно!) что-либо знать о

боге.

Христианский агностицизм, который целиком остается и закрепляется и в

католическом рационализме, имел свой смысл и свое оправдание. Но могут

наступить в христианстве времена, когда ему пора кончиться, ибо он

делается опасным. Этот христианский агностицизм утверждал своеобразный

прагматизм незнания. Нужно ограничить восприимчивость человека и

возможность познания, чтобы человек не был оглушен космическим громом и

ослеплен космическим светом: Мы защищены толстокожестью,

нечувствительностью, отсутствием, органон для восприятия того, что для нас

опасно, для чего мы духовно не созрели. Незнание так же может быть

защитой , как и знание."

Агностицизм является философским учением тесно связанным с философией

скептицизма. Основные идеи агностицизма сформулированы в трудах Беркли,

Юма и Канта.

Агностицизм отрицает возможность познания материального, объективного

мира, познание истины, отвергает объективное знание.

По отношению к богу, агностицизм отрицает возможность "богопознания",

т.е. получения знаний (любой достоверной информации) о боге и уж тем более

отрицает даже саму возможность решения вопроса о существовании бога.

Эмпиризм

Эмпиризм (от греч. empeirнa - опыт), направление в теории познания,

признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание

знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено

к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная

деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который

дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18

вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный

опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т.

Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э.,

признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д.

Юм). В буржуазной философии 20 в. впервые появляется сочетание

идеалистического Э. с онтологизмом, т. е. с определенными допущениями о

реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных

чувственности истолковывается как относящееся не к психическим переживаниям

субъекта, а к некоторым объективно (т. е. независимо от индивидуального

сознания) существующим чувственным сущностям ("нейтральные элементы" мира

Э. Маха, "чувственные данные" неореалистов, "сенсибилии" Б. Рассела). Э.

подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и

объективного идеализма. Логический Э. (логический позитивизм), разделяющий

все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и

аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены)

посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного

опыта, и считает вторые бессодержательными.

Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов

опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для

объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден

выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с

характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность

рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к

аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве

средств построения теоретического знания. Между тем функционирование памяти

не сводится к пассивному сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки

сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и

представить логику и математику как простое индуктивное обобщение

чувственного опыта потерпели провал.

Признавая чувственный опыт источником наших знаний, диалектический

материализм не сводит к нему всё содержание знания и подчеркивает активную

деятельность мышления. Чувственный опыт понимается в марксистской философии

не как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, а как социально и

культурно опосредованный познавательный процесс активной деятельности

субъекта. Диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания

- один из основных принципов марксистской гносеологии. См. Теория познания

и литературу при этой статье.

Идеализм

Идеализм (франц. idйalisme, от греч. idйa - идея), общее обозначение

философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое,

духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично,

производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит

материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и

мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в

сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому

назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в

философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц

писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и

самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал

И. "...самой абсурдной из всех систем" (Избранные соч., т. 1, М. - Л.,

1926, с. 28).

Философский термин "И." не следует смешивать с употребляемым в обыденном

языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист",

которое происходит от слова "идеал" и обозначает бескорыстного человека,

стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле "И."

также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального

сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих

понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии

материализма.

При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении

основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его

главные формы: И. объективный и субъективный.

Субъективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие

от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне

сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое

его активностью.

Объективный идеализм

Объективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие

от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее

сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.).

С исторической предшественницей объективного И. мы встречаемся уже в

религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный

мир - покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность

божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И.

получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой

философии его представлял схоластический реализм, в новое время его

крупнейшие представители - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель.

Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских

идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.

Наличие двух главных форм И. не исчерпывает многообразия различных версий

идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории

философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается

духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля

(волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или

множество духовных первоэлементов (монадология - см. Монада, плюрализм),

как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм),

как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и

сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное "свободное"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты