суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее
естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая
обуславливает и сохраняет мировой строй.
Термин " агностицизм " был введен в 1869 г. английским
естествоиспытателем Т.Гексли.
Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в
частности в софизме и скептицизме.
Учение агностицизма было создано английскими философами, которых делят
на агностиков "старых", или доэволюционистов (Джон Стюарт Милль), и
"новых", т.е эволюционистов (Герберт Спенсер). Основное различие между ними
заключается в том, что первые видят образование в человеке нравственных
принципов делом личного опыта, а вторые - наследственного опыта.
Последовательный агностицизм представлен в учениях Джона Беркли и
Дэвида Юма. Иммануил Кант , положив в основу свой теоретико-
познавательной концепции разграничение "вещи в себе" и "вещи для нас",
фактически принял позицию агностицизма. Позиции агностицизма характерны
для различных школ позитивизма, неопозитивизма, критического реализма.
Изначально агностицизм относился исключительно к возможности познания
бога, однако вскоре был распространен и на возможность познания
объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих
естествоиспытателей и философов.
В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено,
преимущественно под влиянием его критики, в основном социалистами и
коммунистами, пропагандирующими диалектическую познаваемость мира. В
настоящее время одним из характерных выражений агностицизма является
позиция конвенционализма.
Как можно заметить, в отношении бога агностицизм выдвигает лишь один,
достаточно невнятный тезис - "бога нельзя познать".
Т.е. невозможно получить достоверной (да и вообще никакой!) информации о
боге. Этот тезис трудно рассматривать как атеистический, даже если заменить
его другим (как это часто делают) - "существование бога невозможно
доказать". Этот агностический тезис, являющийся следствием первого, так
же ни в коей мере не противостоит религиозному восприятию, которое
основано не на доказательствах (познании), а на вере.
Более того, отрицая саму возможность (научного) познания, агностицизм часто
является одной из составляющих религиозного мировоззрения. Действительно,
если познать что-либо невозможно, остаётся в это только верить. Более того,
практически все религиозные учения всячески стараются укрепить своих
адептов именно в этой мысли - невозможно (да и не нужно!) что-либо знать о
боге.
Христианский агностицизм, который целиком остается и закрепляется и в
католическом рационализме, имел свой смысл и свое оправдание. Но могут
наступить в христианстве времена, когда ему пора кончиться, ибо он
делается опасным. Этот христианский агностицизм утверждал своеобразный
прагматизм незнания. Нужно ограничить восприимчивость человека и
возможность познания, чтобы человек не был оглушен космическим громом и
ослеплен космическим светом: Мы защищены толстокожестью,
нечувствительностью, отсутствием, органон для восприятия того, что для нас
опасно, для чего мы духовно не созрели. Незнание так же может быть
защитой , как и знание."
Агностицизм является философским учением тесно связанным с философией
скептицизма. Основные идеи агностицизма сформулированы в трудах Беркли,
Юма и Канта.
Агностицизм отрицает возможность познания материального, объективного
мира, познание истины, отвергает объективное знание.
По отношению к богу, агностицизм отрицает возможность "богопознания",
т.е. получения знаний (любой достоверной информации) о боге и уж тем более
отрицает даже саму возможность решения вопроса о существовании бога.
Эмпиризм
Эмпиризм (от греч. empeirнa - опыт), направление в теории познания,
признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание
знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено
к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная
деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который
дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18
вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный
опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т.
Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э.,
признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д.
Юм). В буржуазной философии 20 в. впервые появляется сочетание
идеалистического Э. с онтологизмом, т. е. с определенными допущениями о
реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных
чувственности истолковывается как относящееся не к психическим переживаниям
субъекта, а к некоторым объективно (т. е. независимо от индивидуального
сознания) существующим чувственным сущностям ("нейтральные элементы" мира
Э. Маха, "чувственные данные" неореалистов, "сенсибилии" Б. Рассела). Э.
подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и
объективного идеализма. Логический Э. (логический позитивизм), разделяющий
все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и
аналитические, утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены)
посредством ряда логических процедур к регистрации показаний чувственного
опыта, и считает вторые бессодержательными.
Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов
опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для
объяснения реально совершающегося познавательного процесса Э. вынужден
выходить за пределы чувственных данных и рассматривать их наряду с
характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность
рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться к
аппарату логики и математики для описания опытных данных и в качестве
средств построения теоретического знания. Между тем функционирование памяти
не сводится к пассивному сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки
сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и
представить логику и математику как простое индуктивное обобщение
чувственного опыта потерпели провал.
Признавая чувственный опыт источником наших знаний, диалектический
материализм не сводит к нему всё содержание знания и подчеркивает активную
деятельность мышления. Чувственный опыт понимается в марксистской философии
не как пассивное запечатление воздействий внешнего мира, а как социально и
культурно опосредованный познавательный процесс активной деятельности
субъекта. Диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания
- один из основных принципов марксистской гносеологии. См. Теория познания
и литературу при этой статье.
Идеализм
Идеализм (франц. idйalisme, от греч. idйa - идея), общее обозначение
философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое,
духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично,
производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит
материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и
мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в
сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому
назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в
философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц
писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и
самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал
И. "...самой абсурдной из всех систем" (Избранные соч., т. 1, М. - Л.,
1926, с. 28).
Философский термин "И." не следует смешивать с употребляемым в обыденном
языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист",
которое происходит от слова "идеал" и обозначает бескорыстного человека,
стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле "И."
также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального
сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих
понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии
материализма.
При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении
основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его
главные формы: И. объективный и субъективный.
Субъективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие
от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне
сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое
его активностью.
Объективный идеализм
Объективный идеализм, одна из основных разновидностей идеализма; в отличие
от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее
сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.).
С исторической предшественницей объективного И. мы встречаемся уже в
религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный
мир - покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность
божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И.
получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой
философии его представлял схоластический реализм, в новое время его
крупнейшие представители - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель.
Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских
идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма.
Наличие двух главных форм И. не исчерпывает многообразия различных версий
идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории
философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается
духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля
(волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или
множество духовных первоэлементов (монадология - см. Монада, плюрализм),
как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм),
как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и
сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное "свободное"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17