Возникновение и развитие философии. Основные направления

1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от

практически-деятельного отношения к предмету.

2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся

процессом.

3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной

силой воображения

4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип

единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие

категории диалектики.

5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.

-«Я» - это дух, воля, нравственность

-«Не - Я» - это природа и материя.

6. Основная проблема человека - нравственность.

6. Главная форма жизни - общественный культурный труд.

в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского

университета, объективный идеалист.

Идеи:

1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на

природу:

-Природа - не средство для реализации нравственных целей человека,

не «материал» для человеческой деятельности.

-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально

наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -

«окаменелый интеллект».

2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если

не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество

идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ

или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).

г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского

университета - апогей немецкого идеализма.

Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия

права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д.

Идеи:

1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от

первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной

методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их

историческом развитии).

2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь

вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта,

поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё

мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой

объективной действительности:

-идея первична;

-она активна и деятельна;

-её деятельность состоит в самопознании.

В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:

1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» -

логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и

переходящих друг в друга логических категорий;

2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - философия

природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением

саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;

3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа

- Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к

самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого

сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:

1-я - субъективный дух (личность)

2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство)

3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является

искусство, религия, философия).

Система закончена.

Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее

слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.

Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё

действительное - разумно, всё разумное - действительно».

3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.

д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического

материализма.

Идеи:

1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной

религией.

2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не

«Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и

родовых характеристик.

3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа. Она же должна

явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность

человека.

Понятие научно-философского мировоззрения.

Философия и наука: общее и различия.

Сщность философского мировоззрения не исчерпыватся ответом на вопросы о

том, что принимается за первичное – материальное или идеальное и признается

ли познаваемость мира. Для характеристики любой философской системы важно

так же учитывать, какой метод познания используется при философском

рассмотрении окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии, то

увидим, что существуют два основных метода познания, два взаимно

противоположных способа мышления – диалектика и метафизика.

Диалектика – слово греческое. Древние мыслители понимали под диалектикой

такой способ ведения беседы, споров, посредством которого раскрываются

противоречия в суждениях собеседника, выясняется истина и уточняются

понятия. Позже под диалектикой стали понимать философский метод, т.е. общие

правила и средства познания окружающего мира, тот способ, с помощью

которого мышление изучает данный предмет.

Диалектика рассматривает мир как единое, связаное целое. Она исходит из

того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные

отражения находятся во взаимной связи, в непрпрывном движении и

противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и

человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его

связях и отношениях, прослеживания действительной истории его развития,

раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого процесса его

изменения.

Метафизика тоже слово греческое. В древности оно означало учение о началах

всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой

способ мышления, при котором предметы и явления рассматриваются вне их

взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних

противоречий.

История философии начиная с древних времен и до наших дней насыщена борьбой

материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой

философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть в конечном

счете борьбу реальных общественных сил – определенных классов и социальных

групп.

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания.

Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное

взаимодействие. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом

масштабе, имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории предельно

общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то

есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного

настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение

формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и

социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это

значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи

живет, действует во множестве груповых и индивидуальных вариантов.

Мировоззрение – образование интегральное. В состав мировозрения входят и

играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-

практические, профессиональные, научные.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих

самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем

жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в

обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая

подсистемы в их взаимосвязи.

Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем

мире в целом. Мировоззрение в широком смысле включает в себя совокупность

всех взглядов на окружающий мир, на явления природы и общества:

философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественно-

научные воззрения и т.д.

Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном смысле

слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззрения

является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении мышления к

бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается первичным –

материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два

основных философских лагеря: материалистический и идеалистический.

Мировоззрение является отражением материального общественного бытия людей.

Оно зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный

исторический период, а также от господствующего общественного строя.

Мировоззрение, следовательно, имеет исторический характер. С развитием

общества изменяется и мировоззрение людей. В антогонистическом классовом

обществе не может быть единого мировоззрения. Мировоззрение в классовом

обществе носит классовый характер; господствующим мировоззрением является

мировоззрение господствующего класса. Так, в условиях феодального строя

господствовало религиозно-идеалистическое мировоззрение крупных

землевладельцев, светских и духовных. А в условиях феодально-

крепостнической России возникло мировоззрение революционных демократов

Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-

Щедрина и др., выражавших революционные устремления угнетенного

крестьянства.

Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромное

практическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяет

отношение людей к окружающему миру и служит руководством для действия.

Передовое, научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и

общества, направляет деятельность людей в соответствии с прогресивным

развитием общества и тем ускоряет развитие общества.

Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти

вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук,

включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все

науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о

природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук

положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных

наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять

фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии

конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней

философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем,

в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и

звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия

Гегеля.

Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты