1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от
практически-деятельного отношения к предмету.
2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся
процессом.
3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной
силой воображения
4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип
единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие
категории диалектики.
5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.
-«Я» - это дух, воля, нравственность
-«Не - Я» - это природа и материя.
6. Основная проблема человека - нравственность.
6. Главная форма жизни - общественный культурный труд.
в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского
университета, объективный идеалист.
Идеи:
1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на
природу:
-Природа - не средство для реализации нравственных целей человека,
не «материал» для человеческой деятельности.
-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально
наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -
«окаменелый интеллект».
2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если
не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество
идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ
или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).
г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского
университета - апогей немецкого идеализма.
Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия
права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д.
Идеи:
1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от
первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной
методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их
историческом развитии).
2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь
вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта,
поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё
мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой
объективной действительности:
-идея первична;
-она активна и деятельна;
-её деятельность состоит в самопознании.
В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:
1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» -
логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и
переходящих друг в друга логических категорий;
2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - философия
природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением
саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;
3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа
- Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к
самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого
сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:
1-я - субъективный дух (личность)
2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство)
3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является
искусство, религия, философия).
Система закончена.
Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее
слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.
Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё
действительное - разумно, всё разумное - действительно».
3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.
д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического
материализма.
Идеи:
1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной
религией.
2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не
«Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и
родовых характеристик.
3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа. Она же должна
явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность
человека.
Понятие научно-философского мировоззрения.
Философия и наука: общее и различия.
Сщность философского мировоззрения не исчерпыватся ответом на вопросы о
том, что принимается за первичное – материальное или идеальное и признается
ли познаваемость мира. Для характеристики любой философской системы важно
так же учитывать, какой метод познания используется при философском
рассмотрении окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии, то
увидим, что существуют два основных метода познания, два взаимно
противоположных способа мышления – диалектика и метафизика.
Диалектика – слово греческое. Древние мыслители понимали под диалектикой
такой способ ведения беседы, споров, посредством которого раскрываются
противоречия в суждениях собеседника, выясняется истина и уточняются
понятия. Позже под диалектикой стали понимать философский метод, т.е. общие
правила и средства познания окружающего мира, тот способ, с помощью
которого мышление изучает данный предмет.
Диалектика рассматривает мир как единое, связаное целое. Она исходит из
того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные
отражения находятся во взаимной связи, в непрпрывном движении и
противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и
человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его
связях и отношениях, прослеживания действительной истории его развития,
раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого процесса его
изменения.
Метафизика тоже слово греческое. В древности оно означало учение о началах
всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой
способ мышления, при котором предметы и явления рассматриваются вне их
взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних
противоречий.
История философии начиная с древних времен и до наших дней насыщена борьбой
материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой
философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть в конечном
счете борьбу реальных общественных сил – определенных классов и социальных
групп.
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания.
Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное
взаимодействие. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом
масштабе, имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории предельно
общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то
есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного
настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение
формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и
социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это
значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи
живет, действует во множестве груповых и индивидуальных вариантов.
Мировоззрение – образование интегральное. В состав мировозрения входят и
играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-
практические, профессиональные, научные.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих
самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем
жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в
обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая
подсистемы в их взаимосвязи.
Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем
мире в целом. Мировоззрение в широком смысле включает в себя совокупность
всех взглядов на окружающий мир, на явления природы и общества:
философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественно-
научные воззрения и т.д.
Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном смысле
слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззрения
является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении мышления к
бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается первичным –
материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два
основных философских лагеря: материалистический и идеалистический.
Мировоззрение является отражением материального общественного бытия людей.
Оно зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный
исторический период, а также от господствующего общественного строя.
Мировоззрение, следовательно, имеет исторический характер. С развитием
общества изменяется и мировоззрение людей. В антогонистическом классовом
обществе не может быть единого мировоззрения. Мировоззрение в классовом
обществе носит классовый характер; господствующим мировоззрением является
мировоззрение господствующего класса. Так, в условиях феодального строя
господствовало религиозно-идеалистическое мировоззрение крупных
землевладельцев, светских и духовных. А в условиях феодально-
крепостнической России возникло мировоззрение революционных демократов
Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-
Щедрина и др., выражавших революционные устремления угнетенного
крестьянства.
Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромное
практическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяет
отношение людей к окружающему миру и служит руководством для действия.
Передовое, научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и
общества, направляет деятельность людей в соответствии с прогресивным
развитием общества и тем ускоряет развитие общества.
Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти
вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук,
включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все
науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о
природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук
положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных
наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять
фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии
конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней
философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем,
в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и
звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия
Гегеля.
Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17