лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».
Идеи:
Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной
жизни;
Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем
приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном
круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом
событий.
* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд -
канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического
острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет -
слово, придуманное Т. Мором)).
Идеи:
Уничтожение всех видов частной собственности;
Обязательный труд всех граждан;
Выборность государственных органов;
Семья - ячейка коммунистического быта.
* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за
освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город
Солнца» - коммунистическая утопия.
Идеи:
Упразднение частной собственности и семьи;
Дети воспитываются государством;
Обязательный 4х часовой труд;
Распределение продуктов по потребностям;
Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;
Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;
Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов,
что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.
Выводы:
1) Сущностью философии Возрождения является
антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.
2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а
философское творчество разворачивалось в основном в форме
«осовременивающего воспоминания», она:
обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;
заложила основу философии, свободной от религии.
Философия Нового времени.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.
2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
3-й период: Немецкая классическая философия.
Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием
общества на тот исторический этап.
А) Эмпиризм и рационализм 17 века:
Исторические условия:
1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах,
Англии).
2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).
3) Соединение науки с практикой материального производства.
-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;
-Ньютон - сформулировал основные законы механики;
-Бойль - применил механику в химии.
Исторические условия привели к изменению общественного сознания:
1. Западная Европа из двух путей исторического развития
цивилизации (духовный или научно-технический прогресс)
выбирает путь НТП.
2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука
для науки», а наука для увеличения власти человека над
природой.
3. Активизированы поиски новых методов познания для:
-систематизации огромного количества фактов;
-создания целостной картины мира;
-установление причинно-следственных связей между явлениями природы.
Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории
познания (гносеологии):
-что значит знать?
-что пролагает дорогу к истине:
ощущение или разум;
интуиция или логика.
-аналитическим или синтетическим должно быть познание.
Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума,
который проникает в сущность явлений.
Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт
к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.
Основу нового метода ищут:
1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости
эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).
2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое
знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза,
Лейбниц).
Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т.
Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:
*единственный источник знания - это опыт
опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,
представлениями;
содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к
опыту.
*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений
или идей.
душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже
ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».
*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством
эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям
и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с
экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.
А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.
Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного
познания.
Идеи:
1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его
изречение.
2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и
эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к
знаниям целого класса предметов и процессов».
3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен
соответственно организован и подчинён определённой цели.
4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя
его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:
-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого
сознания» как такового);
-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);
Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это
подъём от эмпирии к теории).
1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов»,
т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:
-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в
частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);
-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;
-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;
-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления
(научные, философские, религиозные).
Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона
нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а
отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение
тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму
не только все тела природы, но и человека и общество.
В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её
несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство
«обуздания масс».
В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как
источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова
новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания.
Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис
Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом
определил развитие педагогики и психологии.
2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали
что:
-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного
метода.
Почему?
А. Восприятия и ощущения иллюзорны;
Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.
-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые
идеи.
-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная)
идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).
-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести
возможность существования Бога, природы, других людей.
-каков вывод:
а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого
опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).
б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о
мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и
эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода
надо искать в самом уме).
в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и
до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.
г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на
математические методы.
. они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих,
предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей
идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.
а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.
Труды:
« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для
руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».
Идеи:
1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода
субстанций: духовные и материальные.
Духовная – неделимая субстанция
Материальная – делимая до бесконечности
Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего
Декарт считается родоначальником дуализма).
2) Развил гносеологию:
-начало процесса познания – сомнение
-разработал дедуктивный метод.
б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677).
Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он
лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением
и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный
случай мышления вообще.
Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы.
Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная
необходимость».
в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного
идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17