Возникновение и развитие философии. Основные направления

Эта целостность обеспечивается не только теми взаимосвязями между

теоретическим и эмпирическим уровнями знания. Структура научного знания не

исчерпывается этими уровнями - она включает также и то, что принято

называть основаниями научного знания. Эти основания помимо того, что за

счет них достигается целостность предметной области, вместе с тем

определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его

результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Именно в

процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее

отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного познания.

Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную

структуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блока

оснований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и

философские основания.

Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых

знаний выполняют также эвристическую функцию. Они активно участвуют в

построении новых теорий, целенаправляя перестройку нормативных структур

науки и картин реальности. Используемые в этом процессе философские идеи и

принципы могут применятся и для обоснования полученных результатов (новых

картин реальности и новых представлений о методе). Но совпадение

философской эвристики и философского обоснования не является обязательным.

Может случится, что в процессе формирования новых представлений

исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые

им представления получают другую философскую интерпретацию, и только на

этой основе они обретают признание и включаются в культуру.

На первом этапе основной установкой, которая пронизывала разнообразные

философские принципы, применяемые при обосновании научных знаний о природе,

была идея абсолютной суверенности познающего разума, который, как бы со

стороны созерцая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность.

Считалось, например, что объективность и предметность знания достигается

лишь тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к

субъекту, средствам и процедурам его познавательной деятельности. Эти

процедуры принимались как раз и навсегда данные, неисторические. Идеалом

познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы;

главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных и "вытекающих из

опыта" онтологических принципов.

На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется

переход к новому типу философских оснований. Этот период характеризуется

отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности

картины природы, выработанной на том или ином этапе развития

естествознания. Допускается истинность различных конкретных теоретических

описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них содержится

момент объективно-истинного знания. Осмысливаются взаимосвязи между

онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством

которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы

объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и

операции познавательной деятельности.

На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху становления

современной НТР, по-видимому, складываются новые структуры философских

оснований естествознания. Они характеризуются осмыслнием исторической

изменчивости не только онтологий, но и самих идеалов и норм научного

понания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее

социальных последствий, обоснованием допустимости и даже необходимости

включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании

ряда сложных системных объектов (примеры тому - теоретическое описание

экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем

генной инженерии и т.д.).

Переход от одной структуры философских оснований к другой означает

пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является

глобальной научной революцией.

Философские основания науки не стоит отождествлять с общим массивом

философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов

ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука

использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и

принципы. Философия не является рефлексией над наукой. Она - рефлексия над

основаниями всей культуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом

зрения не только науки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ

смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д.

Обсуждая и решая эти проблемы, философия вырабатывает и такие

категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.

Таким образом, философия в целом обладает опредленной избыточностью

содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При

решении философией мировоззренчеких проблем вырабатываются не только те

наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения

объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные

схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах

эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных

прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.

Источник прогностических функций философии коренится в основных

особенностях философсого познания, нацеленного на постоянную рефлексию над

мировоззренческими основаниями культуры. Здесь можно выделить два основных

аспекта, существенно характеризующих философское познание. Первый из них

связан с обобщением философией предельно широкого материала исторического

развития культуры, который включает не только науку, но и все феномены

творчества. Философия часто сталкивается с фрагментами и аспектами

действительности, которые превосходят по уровню системной сложности

объекты, осваиваемые наукой. Например, человекомерные объекты,

функционирование которых предполагает включенность в них человеческого

фактора, стали предметом естественнонаучного исследования лишь в эпоху

современной НТР, с развитием системного проектирования, применением ЭВМ,

анализом глобальных экологических процессов и т.д. Философский же анализ

традиционно сталкивается с системами, включающими в качестве компонента

"человеческий фактор", например при осмыслении различных феноменов духовной

культуры. Поэтому категориальный аппарат, обеспечивающий освоение таких

систем, торабатывался в философии в общих чертах задолго до его применения

в естествознании.

Второй аспект философского творчества, связанный с генерацией содержания,

потенциально выходящего за рамки необходимых для науки определенной

исторической эпохи философских идей и категориальных структур, обусловлен

внутретеоретическими задачами самой философии. Выявляя основные

мировоззренческие смыслы, свойственные культуре соответствующей эпохи,

философия затем оперирует с ними как с особыми идеальными объектами,

изучает их внутренние отношения, связывает их в целостную систему, где

любое изменение одного элемента прямо или косвенно влияет на другие. В

результате таких внутритеоретических операций могут возникать новые

категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать

прямые аналоги в практике соответствующей эпохи. Развивая эти смыслы,

философия готовит своеобразные категориальные матрицы будущих

мировоззренческих структур, будущих способов понимания, осмысления и

переживания человеком мира.

Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда

обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той

социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и

наука.

Для науки важно не только существование в сфере философского знания

соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и

возможность путем селективного заимствования соответствующих категориальных

схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания.

Сложное взаимодействие между историческим развитием философии и философских

оснований науки необходимо учитывать и при анализе современных процессов

перестройки этих оснований.

Становление диалектико-материалистической философии знаменовало переход к

новому способу философского мышления, который осознает свои собственные

социальные предпосылки и свою обусловленность историческим развитием

общественных отношений и деятельности людей.

Сами по себе эвристический и прогностический потенциалы диалектико-

материалистической философии не снимают проблемы практического применения в

науке ее идей. Такое применение предполагает особый тип исследований, в

рамках которых выработанные философией категориальные структуры

адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкретизацией

категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной картины мира и в

методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки.

Указанный тип исследований составляет суть философско-методологического

анализа науки. В результате при решении кардинальных научных проблем

содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки,

которые затем выявляются философской рефлексией и служат основанием для

нового обагащения категориального аппарата философии. Извращение этих

принципов чревато большими издержками как для науки, так и для философии.

Творчество и философия

План:

1. Античность.

2. Христианская философия средневековья.

3. Философия Возрождения.

4. Реформация.

5. Философия Нового времени.

6. Немецкая классическая философия.

7. Философия марксизма.

8. Зарубежная философия Х1Х_ХХ вв.

Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на вопросы:

а) как вообще возможно творчество, как порождение нового;

б) каков онтологический смысл акта творчества?

В разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на эти вопросы.

Античность.

Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом,

состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного,

преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного

и равного себе.

Творчество при этом выступает в двух формах:

а) как божественное - акт рождения (творения) космоса и

б) как человеческое (искусство, ремесло).

Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном

существовании космоса. Греческие философы различных направлений утверждали:

- Гераклит с его учением о подлинном бытии, как о вечности

изменения.

- Элеаты, признававшие лишь вечно неизменное бытие;

- Демокрит, учивший о вечном существовании атомов;

- Аристотель, доказывавший бесконечность времени и тем самым, по сути,

отрицавший божественный акт творения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты