Возникновение и развитие философии. Основные направления

из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они

обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном

изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует

единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные

представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный

мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека -

ясного понимания, разума.

3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских

философов Дж. Беркли и Д. Юма.

А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с

критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим

и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли,

а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие

которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве

идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.

Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но

несколько иную, чем Беркли.

На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не

знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает

только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:

объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское

направление, как агностицизм.

Выводы:

1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в

изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,

вооружив человека знаниями по использованию ее сил.

2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.

Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические

точно описываемые составные элементы.

3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал

рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального

аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей

математической и диалектической логики.

4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о

естественных правах человека, общественном договоре, формах

государственного устройства, месте человека в окружающем мире.

Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.

Характеристика эпохи:

5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали

развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили

предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-

религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.

7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне

Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).

С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии

во Францию (а затем в Германию).

Во Франции:

насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых

опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;

философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она

перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен

запрещенных изданий;

философия становится делом идеологов и политиков;

развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:

распространение положительных, практически полезных знаний о природе и

обществе среди широких кругов образованных людей;

приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии,

которые внедрят принцип разума в государства;

критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами.

Характеристика философии эпохи Просвещения:

1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение,

утверждающее, что основным инструментом познания является разум,

ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.

2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило,

активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир

в соответствии со своими разумами.

разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей

субъективной деятельности человека.

человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать

властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.

мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с

внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.

механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел,

законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все

природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).

Важнейшие представители французского Просвещения:

* Франсуа Вольтер (1694-1778)

* Жан Жак Руссо (1712-1778)

* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)

* Жульен Ламетри (1709-1751)

* Клод Гальвеций (1715-1771)

* Поль Гольбах (1723-1789)

В. Немецкая классическая философия

(конец 18 - середина 19 века).

Исторические условия.

1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму

индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует

развитие техники:

1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;

1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;

1807 г. - первые пароходы;

1825 г. - первые паровозы;

1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;

1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.

2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:

-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных

превращениях природных веществ;

-формируются биология и учения об электромагнетизме.

3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых

Европейских странах не затронули Германию:

-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась

экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360

самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»);

-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;

-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную

сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость

духа: сферу разума.

Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции

1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического

мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической

немецкой философии) идеалистической диалектики.

Черты немецкой классической философии:

1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая

классическая философия является единым, относительно самостоятельным

этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой,

т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.

2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному

наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение

«софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у

Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.

3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к

объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте

и Шеллинга к Гегелю).

4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить

философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия

философских наук» Гегеля).

5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем

диалектического метода к исследованию истории.

Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:

* Кант

* Фихте

* Шеллинг

* Гегель

* Фейербах

а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической

философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.

В его философском учении отчётливо проявляются два этапа:

докритический и критический.

Докритический этап (стихийно-материалистический):

-разрабатывает космогоническую теорию естественного образования

солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых

вращательных процессов.

Критический этап (начиная с 1770 г.).

Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»,

«Критика способности суждения».

Идеи:

1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и

установление его границ

-Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного

конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта,

который протекает по своим собственным законам.

-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой

субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор,

определяющий и способ, и предмет познания.

«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу

вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».

-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в

разуме человека и составляют основу знания.

-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал

воспринимаемые человеком:

-явления вещей;

-вещи сами по себе.

Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим

явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно,

она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания

мира, т.е. агностицизм.

2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики

-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность

- самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя общего

блага).

-Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только

тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для

других.

Поступок

-не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью,

любви, симпатии и т.д.;

-является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении

морального закона.

В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует

безусловного подчинения нравственному долгу.

б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского

университета. Субъективный идеалист.

Идеи:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты