из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они
обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном
изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует
единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные
представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный
мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека -
ясного понимания, разума.
3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских
философов Дж. Беркли и Д. Юма.
А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с
критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим
и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли,
а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие
которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве
идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.
Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но
несколько иную, чем Беркли.
На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не
знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает
только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:
объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское
направление, как агностицизм.
Выводы:
1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в
изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,
вооружив человека знаниями по использованию ее сил.
2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.
Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические
точно описываемые составные элементы.
3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал
рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального
аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей
математической и диалектической логики.
4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о
естественных правах человека, общественном договоре, формах
государственного устройства, месте человека в окружающем мире.
Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.
Характеристика эпохи:
5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали
развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.
6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили
предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-
религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.
7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне
Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).
С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии
во Францию (а затем в Германию).
Во Франции:
насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых
опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;
философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она
перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен
запрещенных изданий;
философия становится делом идеологов и политиков;
развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:
распространение положительных, практически полезных знаний о природе и
обществе среди широких кругов образованных людей;
приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии,
которые внедрят принцип разума в государства;
критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами.
Характеристика философии эпохи Просвещения:
1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение,
утверждающее, что основным инструментом познания является разум,
ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.
2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило,
активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир
в соответствии со своими разумами.
разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей
субъективной деятельности человека.
человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать
властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.
мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с
внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.
механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел,
законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все
природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).
Важнейшие представители французского Просвещения:
* Франсуа Вольтер (1694-1778)
* Жан Жак Руссо (1712-1778)
* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)
* Жульен Ламетри (1709-1751)
* Клод Гальвеций (1715-1771)
* Поль Гольбах (1723-1789)
В. Немецкая классическая философия
(конец 18 - середина 19 века).
Исторические условия.
1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму
индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует
развитие техники:
1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;
1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;
1807 г. - первые пароходы;
1825 г. - первые паровозы;
1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;
1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.
2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:
-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных
превращениях природных веществ;
-формируются биология и учения об электромагнетизме.
3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых
Европейских странах не затронули Германию:
-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась
экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360
самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»);
-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;
-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную
сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость
духа: сферу разума.
Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции
1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического
мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической
немецкой философии) идеалистической диалектики.
Черты немецкой классической философии:
1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая
классическая философия является единым, относительно самостоятельным
этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой,
т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.
2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному
наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение
«софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у
Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.
3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к
объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте
и Шеллинга к Гегелю).
4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить
философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия
философских наук» Гегеля).
5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем
диалектического метода к исследованию истории.
Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:
* Кант
* Фихте
* Шеллинг
* Гегель
* Фейербах
а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической
философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.
В его философском учении отчётливо проявляются два этапа:
докритический и критический.
Докритический этап (стихийно-материалистический):
-разрабатывает космогоническую теорию естественного образования
солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых
вращательных процессов.
Критический этап (начиная с 1770 г.).
Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»,
«Критика способности суждения».
Идеи:
1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и
установление его границ
-Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного
конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта,
который протекает по своим собственным законам.
-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой
субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор,
определяющий и способ, и предмет познания.
«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу
вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».
-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в
разуме человека и составляют основу знания.
-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал
воспринимаемые человеком:
-явления вещей;
-вещи сами по себе.
Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим
явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно,
она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания
мира, т.е. агностицизм.
2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики
-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность
- самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя общего
блага).
-Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только
тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для
других.
Поступок
-не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью,
любви, симпатии и т.д.;
-является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении
морального закона.
В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует
безусловного подчинения нравственному долгу.
б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского
университета. Субъективный идеалист.
Идеи:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17