2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):
В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы
«Рамаяна» и «Махабхарата».
* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии
характерно развитие в рамках определённых систем или школ.
Эти школы делятся на две большие группы:
1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.
1. Санкхья - 6 век до нашей эры
2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры
3. Миманса - 5 век до нашей эры
4. Веданты - 4-2 века до нашей эры
5. Ньяя - 3 век до нашей эры
6. Йога - 2 век до нашей эры
2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).
1. Джайнизм - 4 век до нашей эры
2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры
3. Чарвака - Локаята.
3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):
Происходит систематизация и обобщение накопленного философского
материала.
Общие черты философских школ Древней Индии:
1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский
философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим
словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское
единение... Всё есть видоизменение единой сущности».
2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни -
освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и
блаженства - Нирваны.
3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние.
Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни,
руководства жизнью.
4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины,
абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.
5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот
жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет
неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в
сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.
6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма
определяет форму очередного перерождения.
Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от
полной зависимости от материального мира к его свободе.
В. Древний Китай.
Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го
тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства.
В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было
уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.
В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался
новый этап развития государства и философии.
Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:
осознание природы, общества, человека
взаимосвязь человека и природы.
Основные философские школы в Древнем Китае:
1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о
противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и
заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач
тогдашней философии.
2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель
и политический деятель, основатель школы конфуцианства):
* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное
представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое
диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий
управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила.
* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО -
сыновья почтительность и забота о родителях.
* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть
послушным (в соответствии с субординацией)
3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).
Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).
Главная идея:
* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по
определённому пути - Дао.
Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы
(воздух, эфир) составляет основу мира.
*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как
бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек
не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в
следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество
- пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.
Черты Китайской философии.
1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает,
прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о
«золотом веке».
2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы
занимали важные государственные посты.
3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение -
школа Моистов)
4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека,
управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев
были основным материалом.
5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между
естествознанием и философией.
6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил
формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование
натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод
философского анализа для большинства китайских школ остался фактически
неизвестным.
7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его
взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.
8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение
проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей,
недеяние.
В целом выводы по философии Древнего Востока.
1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов,
их социально-хозяйственные и государственные традиции.
2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские
системы:
-индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово
философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике
всеединства Вл. Соловьёва;
-египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло
своё отражение в античной философии материалистов.
-китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей -
Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта,
диалектике Гегеля.
б) конфуцианская школа стала первой
догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё
отражение в советской философии.
3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение,
Просвещение, Реформация.
Античная философия.
Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к
античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной
философии.
Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.
Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около
1200 лет:
1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет
императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей
эры).
От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г.
Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса
и крушения полиса.
Всплеск философской мысли был обусловлен:
-демократическим устройством общества;
-отсутствием восточной тирании;
-удалённым географическим положением.
В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:
1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие
филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин
"Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ).
Ионийская группа школ:
-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей
эры).
-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.
-Гераклит из Эфеса.
Афинская группа школ:
-Пифагор и пифагорийцы.
-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.
-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий,
Продик, Гиппий.
2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).
Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).
Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).
Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).
Этические школы:
- гедоническая (Аристипп)
- циническая (Антисеен).
3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).
Философские школы:
-перипатетика (школа Аристотеля)
-академическая философия (Платоновская академия)
-стоическая школа (Зенон из Китиона)
-эпикурейская (Эпикур)
-скептицизм.
4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)
-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)
-скептицизм (Секст Эмпирик).
Характеристика этапов.
1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).
1. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон
(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от
варвара.
Отсюда:
1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.
а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)
* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух
обращается).
* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его
бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении
рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень.
А из этого возникает всё прочее.»
* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был,
есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных
стремлений». Душа - огонь.
б) из чего-то неопределённого
* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон
(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы
соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых
и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».
* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17