Возникновение и развитие философии. Основные направления

людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое

зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания

выступала вера как особая способность души человека.

Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем

самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо

максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем

подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства

считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться

установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других

было показателем истинности его взглядов.

4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения

и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов

- диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.

Качества учителя:

-виртуозное знание Священного Писания

-знание правил формальной логики Аристотеля.

Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец

церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.

Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого

определили развитие европейской философии.

Характеристика этапа:

-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и

философии;

-философские элементы платонизма играют определяющую роль.

Главные проблемы патристики:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников

(греков и римлян).

3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и

определение этой цели - «Град божий».

4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его

души.

5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.

2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,

широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с

12 века).

Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых

крупных философов всей послеантичной философии.

Характеристика этапа:

1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский

провозглашён Папским престолом святым, а его система становится

официальной философской доктриной римско-католической церкви).

2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации

христианской философии.

Главные проблемы схоластики:

1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к

философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о

спасении человеческой души. Античная философия уже не является

враждебным конкурентом религии.

Отсюда:

-больше внимания к ней, к переосмыслению её

положений;

-а главное - восприятие развитого категориального

аппарата с точки зрения религиозных проблем.

2. Соотношение разума и веры.

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского

учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой -

философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении

души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.

К такой истине можно идти двумя путями:

-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;

-путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.

3. Проблемы соотношения общего и единого.

Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма»

(общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные

вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой

сущности).

Фома Аквинский по своему решил этот спор:

-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;

-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;

-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к

бытию;

-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее

целое;

-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е.

опять же через Бога) нет.

Выводы:

1. Средневековая философия теоцентрична:

-её мировоззрение основано на религиозной вере;

-в центре философии - Бог;

2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления.

Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи

Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:

а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о

познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область

исследования;

б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация

их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи

Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического

направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).

3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования

человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).

3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную

реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя

действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным

пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).

4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её

высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи

Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).

5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к

постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод

интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется

политическая философия гуманизма).

Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.

Философия эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени

(с 14 до 17).

Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных

производств.

2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной

Европы.

3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации

революции в Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -

Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским

путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное

путешествие).

5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.

освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да

Винчи).

1. Философия Возрождения прошла три периода:

I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,

Франческо Петрарка).

II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай

Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай

Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Характеристика философии эпохи Возрождения.

1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика

оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в

большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления,

который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а

ее содержанию.

2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи

неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм

(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально

сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о

мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит

взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.

Природа одухотворена.

3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;

Петрарка - «Книга песен»).

Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь

помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо.

Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с

антропоцентризмом.

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и

природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического

единства.

Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения

культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.

Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик

ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя

«философ»).

Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный)

характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое

высокое, что есть в нем - самого себя.

4.Натурфилософия Возрождения:

* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -

гелиоцентризм:

Центр мира Солнца;

Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;

Все небесные тела движутся по круговым траекториям;

Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;

Законы движения для планет и Земли едины.

* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.

Коперника.

Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;

Солнце - центр только нашей планетной системы;

Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;

Жизнь и разум есть на других планетах;

Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.

(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).

* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел

телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,

поэтому считается основоположником научного естествознания.

(Умер, оставаясь узником инквизиции).

5. Социальная философия Ренессанса.

Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического

процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального

равенства.

* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты