| |Единиц. | | |кг: 60 | |200 | |
| | | | |кг) | |порций) | |
|Админист|900 |(900) | | | | | |
|рация | | | | | | | |
|Прачечна|225 |75 (5 |300 |(300) | | | |
|я. | |чел.) | | | | | |
|Столовая|475 |75 (5 |550 |50 |600 |(600) | |
| | |чел.) | | | | | |
|Отделени|1200 |300 (20 |1500 |150 |1650 |200 |1850 |
|е А. | |чел.) | | | | | |
|Отделени|1000 |450 (30 |1450 |100 |1550 |400 |1950 |
|е В. | |чел.) | | | | | |
|Больница|3800 |0 |3800 |0 |3800 |0 |3800 |
|в целом.| | | | | | | |
В этом примере использованы следующие данные:
1. известны затраты каждого отделения больницы в день (в условных
денежных единицах).
2. под термином «субзатраты» понимают промежуточные затраты при
подсчете общих затрат на содержание основных подразделений больницы
в день.
3. предполагается, что в прачечной работает 5 чел.; в столовой – 5
чел.; в отделении А – 20 чел, В отделении В – 30 чел. (за базовую
единицу учета затрат в работе администрации берется количество
сотрудников в каждом подразделении больницы);
4. предполагается, что прачечная стирает 20 кг белья в неделю, в
отделении А – 60 кг, отделении В – 40 кг, следовательно, пропорция
составляет 20:40:60, или 1:3:2.
5. Предполагается, что все койки в основных отделениях А и В заняты, и
их соответственно 100:200 или 1:2.
Суммарные затраты всей больницы составляют 3800 условных денежных
единиц.
Произведем расчет цены лечения для отделения А – хирургии, где
пребывание в день на всех 100 койках составит 1850 условных денежных
единиц. Тогда себестоимость одного пациенто-дня составляет 1850 условных
денежных единиц /100 = 18,5 усл. ден. ед.
Рентабельность 20 %
Прибыль = 18,5 * 0,2 = 3,7 усл. ден. ед.
Цена = 18,5 +3,7 = 22,2 усл. ден. ед.
Длительность лечения = 5 дней.
Цена лечения = 22,5 * 5 = 111 усл. ден. ед.
В предполагаемой трактовке цена услуги представляет собой
себестоимость и прибыль. Относительно уровня рентабельности, прибыльности
медицинских услуг не существует нормативных документов, которые бы
определяли этот уровень. На практике же часто встречается цифра 25 – 30%
Как видно, существует множество методик расчета себестоимости.
Рекомендуемое многообразие методик обусловлено, в первую очередь,
различными техническими, организационными возможностями медицинских
учреждений для проведения расчетов.
2.9 Стоимость медицинских услуг: реальный объем и инфляционная
составляющая.
Вопрос влияния инфляции на динамику расходов на здравоохранение, а
следовательно и на цену медицинской услуги до последнего времени оставался
почти не изученным. Медицинские услуги являются объективно необходимым
элементом конечного потребления в цивилизованном обществе. Поэтому важно
выявить, как переплетается в здравоохранении России действие объективных
закономерностей общественного развития и социальных последствий перехода к
рыночной экономике.
Необычность медицинских услуг – фактор, благоприятствующий росту цен
на них. В условиях повышающейся ценности жизни потребители предъявляют все
более высокий спрос на услуги здравоохранения, что создает почву и для
соответствующей реакции производителей услуг – повышении цен. Относительный
рост цен на медицинские услуги по мере повышения уровня развития страны
(валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения) является одной из
отличительных особенностей структурных изменений экономики под влиянием
усиления ее социальной ориентации. Ожидается, что расходы на
здравоохранение в США могут достичь уже в 2000 году 20-22% ВВП. Материалы
международного сопоставления ВВП за 1993 год показывают, что товарные
группы с высокой долей услуг являются относительно дешевыми в странах с
более низким уровнем доходов и более дорогостоящими - в более развитых
странах.
Закономерность такова: чем выше относительный уровень цен на
медицинское обслуживание, тем большей должна быть доля расходов на
медицинское обслуживание в ВВП. Хотя при исчислении в сопоставимых ценах
доля расходов на медицинское обслуживание в ВВП (в международной валюте)
падает. Таков экономический парадокс повышения «цены здоровья».
В России причина крайне тяжелого финансового состояния здоровья
кроется в том, что необходимые потребности непрерывно возрастают, а
реальные финансовые возможности отрасли, наоборот, сокращаются.
Вторая причина кризиса – реальное сокращение финансовых возможностей
здравоохранения – имеет экономические корни. Чтобы их раскрыть, несколько
слов следует сказать о макроэкономических особенностях российского
здравоохранения. Отличительной чертой его всегда была низкая стоимость
медицинского оборудования, мягкого инвентаря, труда. Невысокими в прошлом
были тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги.
Вследствие этого стоимость одного койко-дня госпитализации в процентах
к стоимости дневного ВВП в расчете на душу населения в нашей стране
составил 120-150 %, в то время как в странах Европы и Северной Америки она
составляет примерно 500-600 %. Но сейчас положение меняется. Стоимость
одного койко-дня в процентах к стоимости дневного ВВП в расчете на душу
населения перевалила 200%. Это связано с тем, что на всем протяжении
переходного периода к рыночной экономике цены на товары и услуги,
составляющие в здравоохранении промежуточное потребление, подтягивалось до
уровня мировых.
Инфляция не обходит стороной и товары чисто медицинского назначения. В
1996 году, например, цены на отдельные медикаменты и перевязочные средства,
учтенные Госкомстатом России выросли в 2,7 раза. То есть цены на
медикаменты и перевязочные средства опережали в своем росте свободный
индекс потребительских цен.
Особенно заметно опережают общий рост цен на платные услуги
здравоохранения. В 1994 году при росте свободного индекса цен в 9,4 раза
цены на платные медицинские услуги выросли в 26,5 раза, в 1995 году
соответственно – в 3,2 и 3,9 раза и в 1996 году – 2,3 и 2,6 раза. В 1997
–1998 годах эти тенденции сохранились. Таким образом экономика России
функционирует в условиях гиперинфляции.
Номинальные объемы финансирования катастрофически тают под влиянием
инфляции, которая съела имеющиеся запасы, амортизационные отчисления и
значительную часть заработной платы и доминирует в индексе роста
номинальных расходов на здравоохранение.
Из вышесказанного следует, что реальный объем медицинского
обслуживания (в сопоставимых ценах) снижается и что динамика той компоненты
уровня жизни, которая связана со здоровьем, отрицательная.
Ценообразование является одной из сложнейших медико-экономических
проблем в здравоохранении. Как указывалось выше, методическими
рекомендациями Министерства Здравоохранения РФ выбран затратный метод
ценообразования. При этом возникает несколько проблем как на на
общественном уровне, т.е. взаимодействие рынка и цена на медицинскую
услугу, так и на внутрисистемном уровне, т.е. воздействие на цену и ее
составляющих.
В системе ОМС в сложившихся условиях такая составляющая цены, как
прибыль, отсутствует, так как в соответствии с приложением к приказу
федерального фонда ОМС от 12.10.95 №72 «О методических рекомендациях по
расчету тарифов на оказание амбулаторно-поликлинической помощи» сказано,
что тарифы на медицинские услуги носят компенсирующий характер по
возмещению расходов ЛПУ по выполнению территориальной программы ОМС (хотя
на практике нормативы затрат явно занижены). Таким образом, цена
медицинской услуги в системе ОМС – это государственная цена, строго
регламентированная. А цены на фармакологические услуги и медицинское
оборудование, тесно связанные с оказанием медицинской помощи, - рыночная.
Таким образом, происходит нарушение балансов рыночных отношений. Этот
дисбаланс отрицательно сказывается и на здоровье населения, так как
медицинская услуга, оказываемая в рамках ОМС, кажется пациенту
«бесплатной», а лекарственные препараты, которые выписывает врач, стоят не
дешево. Следствием этой несопоставимости цен является недовольство
пациента, возникновение стрессовых ситуаций, отклонение от назначенного
курса лечения или полный отказ от него, увеличения хронических заболеваний.
Как раньше говорилось, тарифы утверждаются согласительной комиссией, в
которую входят представители исполнительной власти, Территориального фонда
ОМС, профессиональной медицинской ассоциацией, а представителей пациентов
нет, т.е. общество потребителей в этой комиссии не представлено,
следовательно, никто не защищает права пациента при утверждении тарифов на
медицинские услуги. К тому же, как это принято, в состав тарифов не
включаются расходы, финансируемые из других источников, например, из
бюджетов разных уровней, из доходов от предпринимательской деятельности, а
также финансируемые целевым назначением. Вследствие этого возникает
сложность при определении затрат при оказании одним и тем же ЛПУ услуг в
рамках ОМС и платных медицинских услуг, поэтому ЛПУ при расчете цен на
платные услуги берут за основу не те, которые необходимы, а те, которые
включают расходы, лишь предусмотренные расчетами, принятыми в системе ОМС.
Коммерческие медицинские организации устанавливают цены на медицинские
услуги в зависимости от спроса на данный вид услуг и от наличия
конкурентов в данном регионе, но, с учетом недостаточной еще
информированности потребителя. Цена коммерческой услуги, по сравнению с
услугой, оказываемой в рамках ОМС, покрывает все затраты на ее оказание и
включает в себя прибыль, которая необходима для развития учреждения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15