Маркетинговые подходы к ценообразованию на медицинские услуги

дополнительным объемам работ.

Вторым важным вопросом договорной деятельности стал порядок

распределения договорного дохода. В свое время Министерство здравоохранения

разработало такие рекомендации: 55% от выручки на заработную плату, до 25%

- на производственное развитие, до 20% - на возмещение материальных затрат

на социальное развитие. Однако эти рекомендации не следует воспринимать как

закон. Если на заработную плату отпустить 55% от суммы выручки, на выплаты

во внебюджетные фонды уйдет еще 38,5% (28% - в пенсионный фонд; 5,4% - в

фонд социального страхования; 3,6% - в фонд медицинского страхования; 1,5%

- в фонд занятости населения). В общей сумме это составит 93,5%. А если в

договорных работах использовались дорогие материалы, инвентарь,

оборудование и другие ресурсы, расходы на которые должны быть учтены и

возмещены через цену продажи, то ставится под сомнение самоокупаемость

учрежденческих ресурсов и целесообразность проведения договорных услуг.

Если цена не просто назначена, а рассчитана с учетом всех ее составляющих

затрат, то таким образом в цену закладываются правила и пропорции

распределения средств, которые будут получены от оказания медицинских услуг

по договорам.

Поскольку разные работы имеют отличающиеся по уровню и составу цены,

то, соответственно, доход полученный от их продаж тоже может распределяться

неодинаково.

Третьей проблемой является порядок организации договорных работ. Их

появление наряду с основными обязанностями медицинскими работниками

породило много проблем. Официальное требование организовать договорные

работы за пределами основного рабочего времени поставило медицинские

учреждения в трудное положение. В стационарах, например, практически

невозможно соблюдение этого условия, если речь идет о госпитализации

дополнительного контингента больных. Смещение в рамках одного времени и

пространства и бюджетных и договорных пациентов требует принятия

ответственных решений по поводу введения или отказа от разных требований к

персоналу, разной оплаты его труда, организация разных условий его

пребывания и т.п. Одним из направлений развития договорной деятельности

больниц стало внедрение комплекса сервисных, часто не медицинских услуг.

Договорная практика для многих медицинских учреждений стала проверкой

на выживаемость в новых условиях, на компетентность персонала, единство

коллектива и т.п. Условия работы одновременно по государственным и

договорным заказам стали наиболее подходящей схемой формирования и

распределения средств на оплату труда.

Средства на оплату труда аккумулируют в один фонд, которым

распоряжается руководитель учреждения. Такая схема позволяет сгладить

разницу в оплате работ, сравнимых по сложности результатам и другим

условиям, но финансируемых из разных источников. При таком порядке

распределения средств можно легко устранить заинтересованность работы

только с договорными пациентами, преодолеть недостатки оплаты труда

бюджетных работников, планировать по усмотрению руководителя использование

широкого спектра поощрений и санкций к персоналу.

Подводя итого вышесказанному, можно сказать, что бюджетное

финансирование медицинских учреждений не предполагало осуществления учета

затраты ресурсов при оказании ими медицинской помощи.

При оказании договорных медицинских услуг необходимо заранее

рассчитывать затраты ресурсов для обоснования цены на медицинские услуги и

последующего распределения прибыли от оказания договорных услуг. Договорные

цены на медицинские услуги являются прообразом «равновесных цен» на рынке

медицинских услуг. Будущая сфера их использования – коммерческая медицина и

добровольное страхование. Именно в этой сфере и сфере платных медицинских

услуг наиболее применим маркетинг.

2.7 Платные медицинские услуги и цены на них.

В середине 80-х годов с целью выхода из кризиса была сделана ставка на

расширение платных медицинских услуг, оказываемых услуг, оказываемых

населению. Для этой цели были разработаны государственная цена на платные

медицинские услуги населению, оформляемые территориальными, реже

учрежденческими прейскурантами. Эти цены, в отличие от бюджетных оценок,

включали типичные фактические затраты на медицинские работы с учетом труда

и материальных норм и нормативов, а также прибыли в размере отраслевого или

территориального коэффициента.

При оказании платных медицинских услуг могут возникать некоторые

ошибки. Первой ошибкой может стать неверная позиция в выборе услуг,

предлагаемых на продажу. Зачастую выбор падает на более дорогие работы, так

как они представляются сравнительно доходными и выгодными. Однако,

выгодность цены может определяться только сравнением прейскурантной цены с

расчетной ценой аналогичной работы, выполняемой в данном учреждении. С

другой стороны выбор пациента в немало степени зависит от дешевизны

предлагаемых услуг. Это может направить поток потребителей медицинских

услуг со слабой платежеспособностью в сторону недорогих, по их

представлению, услуг. В этом случае выигрывают те, кто работает с услугами

относительно дешевыми. Дешевые работы в этом случае будут более выигрышными

из-за большего спроса на них.

В этом случае медицинскому учреждению необходимо определиться, на

каком из рынков медицинских услуг оно хочет работать. Будут ли это элитные

дорогие услуги для достаточно богатых потребителей, или учреждение будет

оказывать недорогие услуги для среднего потребителя. Необходимо заранее

просчитать экономические показатели, которые помогут понять: предоставление

каких услуг и на каком рынке окажется наиболее выгодным.

Второй ошибкой учреждений, работающих по официальным прейскурантам,

является то, что традиционно прейскуранты дают классификацию услуг и

итоговую цену на каждую из них. Ели учреждение продает услугу по такой

цене, то возникает вопрос, как будет распределяться выручка от продажи. Она

может быть распределена только на глазок, поскольку медицинское учреждение

не знает как была рассчитана цена на эту услугу. При этом многие начинают

сами выделять внутри прейскурантной цены значимые для учета и отчета

составляющие. Таким образом, начинается работа по расчетам собственных

затрат учреждения.

Поэтому наиболее целесообразной является практика работы по ценам,

которые разрабатываются и утверждаются самим учреждением.

Одним из вопросов, возникающим при такой постановке дел, является

возможность применения унифицированных цен на аналогичные услуги на одной

территории для разных исполнителей. Важно определить, чем вызвана разница в

ценах между различными учреждениями одной территории. Если эти цены

получены при применении различных методик расчета, то такие цены нельзя

сравнивать, ибо они уже становятся сами по себе несравнимыми друг с другом.

Однако, применение единой методики ценообразования не гарантирует

получения близких по величине цен на одинаковые медицинские услуги,

выполняемые в различных учреждениях. Это может быть вызвано тем, что

одинаковые по наименованию работы могут иметь разное содержание (разные

методики выполнения работ).

Коммерциализация сферы здравоохранения привела к необходимости

изменения системы ценообразования на рынке платных медицинских услуг. Если

исходить из определения цены как рыночного параметра, характеризующего

экономические отношения между продавцом и покупателем по купле-продаже

услуг, то основные виды цен на медицинские услуги ценами таковыми на

сегодня не являются.

Проблему ценообразования на медицинские услуги можно отнести к сложным

и многогранным. Тем более, что единой для всех учреждений здравоохранения

методики ценообразования не существует.

Платные медицинские услуги играют сравнительно небольшую, но растущую

роль в формировании ресурсов здравоохранения. В 1996 году население

израсходовало на платные услуги здравоохранения 5,5 триллионов рублей. По

сравнению с 1995 годом, доля этого источника выросла с 4,8 % всех расходов

отрасли до 6,8 %. Однако, в расчете на душу населения эти средства

составили в 1996 году всего 37 тыс. рублей, или 10 % прожиточного минимума

при колебании этого показателя в регионах от 6 тыс. рублей (Республика

Тува) до 85 тыс. рублей (г. Москва).

Это говорит о том, что платные услуги здравоохранения еще не заняли

того места, которое они объективно призваны занимать в рыночно экономики. В

связи с такой оценкой проведено макроэкономическое исследование состояния и

перспектив платной медицинской помощи населению.

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, расходы

на оплату медицинской услуги и оздоровительных услуг составляет около 1 %

всех потребительских расходов. Данные же государственной статистики

говорят, что в структуре платных услуг эти расходы составляют 6,3 %.

В процентном отношении платные услуги здравоохранения составляют 6,3 %

всего объема платных услуг, в том числе медицинские услуги – 2,6 %; услуги

физкультуры и спорта – 0,3%, Услуги санаторно-курортных учреждений – 3,4 %.

Платные услуги в сфере здравоохранения раньше получали негативную

оценку у населения. В настоящее время отношение к ним меняется. Низкая

заработная плата врачей привела к возникновению нелегального рынка услуг с

расценками, складывающимися на основе рыночной коньюктуры. В этом случае

государство призвано создавать такие условия, чтобы врачам было выгодно

работать на легальном рынке услуг. К тому же это способствует развитию их

профессионального самосознания.

Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организацией

здравоохранения целей, к которым могут относится:

- обеспечение выживаемости учреждения здравоохранения;

- максимализация текущей прибыли;

- завоевание доли рынка;

- изыскание дополнительных средств на развитие;

- стимулирование труда;

- переход на самофинансирование;

- обеспечение доступности медицинской помощи для большинства

населения региона.

Исходя из поставленных целей, цена может формироваться как:

- средние издержки + прибыль;

- безубыточность + нулевая прибыль;

- установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги;

- установление цен на уровне цен других учреждений;

- установление цены на договорной основе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты