Маркетинговые подходы к ценообразованию на медицинские услуги

медицинской услугой (хозяйственные, командировочные и прочие расходы).

После определения основных элементов затрат начинается этап

формирования цены.

Цен включает в себя все затраты на производство медицинской услуги –

себестоимость и прибыль.

Прибыль (доход) и рентабельность являются одним из важнейших

показателей, характеризующих эффективность здравоохранения. Прибыль

рассчитывается путем умножения себестоимости на нормативный процент

рентабельности.

Рентабельность оказываемых учреждением здравоохранения услуг

определяется по следующей формуле:

[pic]

R=(Ц-С)/Ц,

где R – рентабельность оказываемых услуг;

Ц – цена оказываемых услуг;

С – себестоимость оказываемых услуг.

Размер рентабельности определяется в размере до 25%. Но в настоящее

время это ограничение не действует. Минздрав РФ указал 25% прибыли в цене

медицинской услуги как рекомендательную цифру. Предела рентабельности нет.

Однако нужно знать, что найдется пациент, который будет готов заплатить

такую цену.

Далее наиболее грамотными экономистами и клиницистами проводится

заключительная экспертная оценка. Цель экспертизы – логическая и

механическая проверка прейскуранта.

Оформление документации – техническая работа, которой завершается

расчет цен. Основными итоговыми документами по расчету цен являются

калькуляционные листы и прейскурант. Калькуляционный лист это очень важный

и подробный документ по которому контролируется правильность расчетов и

проводится их коррекция. Прейскурант выполняет роль «визитной карточки»

цены – в нем указываются порядковый номер, код, калькуляционный объект,

калькуляционная единица и прейскурантная цена.

Текущая коррекция цен – необходимое условие соответствия прейскуранта

меняющимся экономическим условиям. Эта работа должна проводиться регулярно,

не реже одного раза в квартал, а при необходимости и чаще. Для коррекции

цен необходимо учитывать как минимум три основных фактора: уровень

инфляции, изменение масштаба цен и покупательскую способность населения.

Рост цен не всегда напрямую коррелирует с уровнем инфляции, поэтому

необходим учет масштаба цен и степени чувствительности спроса к изменению

цен. Текущую коррекцию удобнее всего проводить с использованием ЭВМ, что

позволит избежать ошибок и сделать прейскурант динамичным, гибким,

соответствующим реальной экономической ситуации.

2.4 Виды цен.

2.4.1 Цены на новые медицинские услуги.

Снятие «сливок» на рынке, то есть установление с самого начала

продвижения новой услуги с высокой ценой, в расчете на пациентов, готовых

оплатить эту услугу. Данный вариант цены обычно применяют, когда речь идет

о внедрении услуги происходит на таком сегменте рынка, где спрос не зависит

от динамики цен. Такой подход оправдан, если есть уверенность в том, что в

ближайшее время не появится аналогичная услуга. Кроме того, это возможно,

когда разработка услуги имеет под собой мощную финансовую основу, новейшее

оборудование и дорогостоящие НИОКР. В этом случае для конкурентов издержки

для освоения аналогичной услуги оказываются слишком высокими. Сущность

данной политики – максимизировать прибыль.

Цена внедрения и проникновения на рынок медицинских услуг

предполагает, что медицинское учреждение устанавливает на новую услугу

заниженную цену, чтобы привлечь как можно большее внимание пациентов и

завоевать большую долю рынка. Установлению низкой цены способствуют

следующие условия: пациентов привлекают низкие цены, что ведет к

расширению объема услуг, и напротив, подобные низкие цены часто

затруднительны для существующих и потенциальных конкурентов. Если выбран

такой путь, то нужно быть твердо уверенным в том, что конкуренты не смогут

быстро прореагировать на уменьшение цен и существенно снизить цены на свои

услуги.

Цена лидера на рынке медицинских услуг – данный вариант требует

учитывать политику цен лидера в отрасли. Цена на новую услугу может

отклоняться от цены медицинского учреждения – лидера, но только в

определенных пределах, которые обусловливаются новыми уникальными

характеристиками предполагаемой вами услуги по сравнению с существующими

услугами лидера.

Чем меньше отличий вашей новой услуги от большинства предлагаемых

услуг на конкретном рынке, тем ближе уровень цен на новые услуги к

отраслевым «стандартам». Есть еще одно обстоятельство, предопределяющее

необходимость использования этого подхода. Если медицинское учреждение

сравнительно небольшое, то лучше устанавливать цены по аналогии с ценами

лидеров.

«Психологическая» цена – цена, которая устанавливается ниже круглой

цифры. Многие маркетологи считают, что цена должна выражаться нечетным

числом. Данный подход очень популярен по нескольким причинам, в частности,

потребителям нравится получать сдачу, им кажется, что это снижение цены,

что учреждение идет на встречу своим пациентам.

Престижная цена – такого рода цены устанавливаются, как правило, на

«модные» медицинские услуги (пластические операции лица и т.п.). Чтобы

установить такие цены, нужно быть уверенным в высокой репутации

медицинского учреждения и в том, что в данный момент имеющиеся на рынке

подобного рода услуги не обладают теми особенными свойствами, которые вы

предлагаете. Практика показывает, что в таких случаях пациент готов платить

более высокую цену и приобретать услугу только по цене не ниже

определенного уровня.

2.4.2 Цены на уже имеющиеся на рынке медицинские услуги.

В современных условиях цены на медицинские услуги, которые уже давно

предлагаются на рынке, не могут устанавливаться в отрыве т постоянного

совершенствования качества услуг. Естественно, все эти изменения должны

производиться с учетом требований маркетинга, в соответствии с запросами и

предпочтениями конкретных групп пациентов. Качественное совершенствование

оказываемых услуг в отрыве от нужд и желаний конкретных пациентов сегодня

вещь бессмысленная.

В решении этого вопроса значительное место отводиться маркетингу.

Самое главное для медицинского учреждения – правильная выработка метода

ценообразования. От того, какой подход выбран, зависят уровень прибыльности

учреждения, возможность конкурировать с другими, а также постоянно

привлекать к себе пациентов.

Перечислим основные виды цен, которые можно устанавливать на

медицинские услуги.

Скользящая падающая цена на медицинские услуги.

Определяющим фактором при выборе такого подхода является соотношение

спроса и предложения. По мере насыщения рынка медицинскими услугами

происходит постепенное снижение цен. При определении перспективы в этом

направлении руководителю медицинского учреждения необходимо

проанализировать темпы роста оказываемых медицинских услуг, сопоставить с

динамикой емкости рынка (прежде всего – по темпам изменения доходов

потенциальных пациентов) и затем определить на сколько процентов предстоит

снизить цены в предстоящий период, чтобы обеспечить устойчивый объем

реализации услуг. Данный вариант цены рассчитан на массовый спрос, на

большую группу пациентов. Условия рыночной конкуренции здесь

характеризуется высокой чувствительностью (эластичностью) потребительского

спроса к изменению цен. Поэтому некоторое понижение цен – один из способов

привлечения пациентов.

Но этот подход требует постоянного снижения издержек на одну услугу

как за счет приобретения новой аппаратуры, оборудования, так и за счет

увеличения объема оказываемых медицинских услуг. Этот вариант называют

“экономией на масштабе”.

Цена сегмента рынка. Безусловно, разные группы пациентов могут платить

за одну и ту же услугу разную цену. Пациенты с высоким уровнем денежного

дохода могут позволить себе заплатить за услугу высокую цену, поскольку на

них сильно действуют такие, например, факты, что в данном медицинском

учреждении лечились известные артисты, политики и прочие представители

«элиты»; они предъявляют повышенные требования к интерьеру помещения и т.п.

Люди же среднего достатка, естественно, будут вести себя по- другому .

Поэтому, учитывая эти факторы, можно менять цены на услуги в зависимости от

того, кому данные услуги предназначены. Следовательно, необходимо выбрать

четко определенный круг пациентов, с которыми будет работать медицинское

учреждение и которые готовы платить за получаемые услуги.

Гибкая цена. Устанавливается в зависимости от конъюктуры рынка

медицинских услуг на данный момент времени. Использование такого подхода

оправдано, если возможны сильные колебания спроса и предложения в

относительно короткие промежутки времени (например, следует противостоять

новым конкурентам, внедряющимся на рынок, применяя специальную заниженную

цену, уникальное медицинское оборудование). Гибкая цена рассматривается как

один из составных элементов системы маркетинга и продвижения услуги на

рынок.

Преимущественная цена. Этот вид позволит сохранить позиции и

преимущества по отношению к уже имеющимся и новым конкурентам. В рамках

этого подхода главная цель руководства учреждения – затруднить внедрение на

рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком высокую цену за право

внедрения и, таким образом, сохранить за собой значительную долю рынка в

будущем.

Рассмотренные виды цен, бесспорно следует использовать для повышения

конкурентоспособности медицинского учреждения. Роль маркетинга в этом

вопросе заключается в выбор оптимального подхода к установлению цен на

оказываемые услуги, обеспечивающего перспективы их реализации, а также

получение прибыли. Важно одновременно с выбором одного из подходов к

ценообразования предпринять и другие меры по продвижению медицинских услуг

на рынок для того, чтобы была обеспечена обратная связь, позволяющая

руководству учреждения вносить изменения в ценовую стратегию.

2.5 Общая характеристика методик ценообразования.

В экономической теории в подходе к проблемам ценообразования к

сегодняшнему дню четко обозначились следующие основные направления: теория

спроса и предложения, теория полезности, теория трудовой стоимости, теория

издержек производства и др.

Учеными и практиками экономики, организации и управления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты