Маркетинговые подходы к ценообразованию на медицинские услуги

Лечебно-диагностическими (направленными на установление диагноза или

лечение заболевания);

Профилактическими (диспансеризация, вакцинация, физкультурно-

оздоровительными мероприятия);

Восстановительно-реабилитационными (связанными с социальной и

медицинской реабилитацией больных);

Транспортными (перевозка больных, в частности, с использованием службы

«Скорой помощи»);

Санитарно-гигиеническими (мероприятия, связанные с карантином,

санпросветработа, санитарно-эпидемиологический контроль и надзор).

По условиям оказания медицинских услуг их можно разделить на

оказываемые: на дому; в амбулаторно-поликлинических условиях; в процессе

транспортировки («Скорая помощь»); в условиях стационара; в условиях

интенсивной терапии и реанимации; в условиях карантина и т.д.

3. Направление услуги:

Пассивная (спрос-удовлетворение);

Активная (отсутствие спроса-удовлетворения);

4. Структура услуги:

ядро (свойства, в которых услуга выступает в качестве товара);

оболочка (вспомогательные функции и материальные свойства, без которых

невозможно качественное представление услуги).

5. Свойства услуги: цель, приоритетность, вес, своевременность,

экономичность, оперативность, эмоциональность, оснащенность.

Опираясь на определение медицинской услуги можно сделать вывод о том,

что медицинская услуга представляет собой сложный комплекс элементов,

процессов и услуг развивающийся во времени и пространстве и обладающий

определенной фазностью, стадийностью и этапностью, охватывающей все виды

работ, связанных с сохранением, внедрением и практической реализацией

медицинской помощи.

Глава 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА.

2.1 Общая характеристика российского рынка медицинских услуг.

Переход к рыночным отношениям в России поставил вопрос о

ценообразовании во всех областях народного хозяйства на одно из первых

мест. Говоря о цене на товар в системе здравоохранения, мы имеем в виду

цену на медицинскую услугу, которая в полной мере наделена товарными

свойствами.

Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют,

чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос,

предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на

рынке.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является

конкуренция. Политика ценообразования складывается в соответствии со

структурой рынка. В зависимости от соотношения между количеством

производителей и количеством потребителей различают следующие виды

конкурентных структур:

- рынок совершенной конкуренции;

- олигополия;

- монополия;

- монополистическая конкуренция;

Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:

- число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;

- неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность,

уникальность;

- несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;

- невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;

- наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных

организаций;

- для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный

посредник, который и оплачивает значительную часть медицинской

услуги.

Таким образом, рынок медицинских услуг в большей части можно отнести

по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.

Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке

медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются медицинские

услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые

никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о

ценности такого блага, как здоровье граждан.

Таким образом, можно убедиться, что особенностью российского рынка

медицинских услуг является то, что он представляет собой прочный сплав

монополии и монопсонии, когда практически все медицинские работники и

лечебно-профилактические учреждения подведомственны Министерству

здравоохранения. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще и

явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не

обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.

Пациент в такой системе одинок и абсолютно бесправен. Поэтому целью

реформы здравоохранения является демонополизация и демонопсонизация системы

оказания медицинских услуг, постепенное превращение российского рынка

медицинских услуг сначала в «рынок продавца», когда большей рыночной

властью обладают продавцы (диктуют покупателю свои условия, навязывают

товары(услуги)и цены на них), а затем в «рынок покупателя», когда

центральной фигурой, определяющей положение медицинских услуг и их цену,

станет потребитель-пациент.

На пути к этому одной из первоочередных задач является определение

юридического и экономического статуса медицинских учреждений и обеспечение

их финансирования, исходя, как минимум, из реальных затрат на производство

оказываемых населению медицинских услуг. Финансирование на уровне реальных

затрат обеспечит финансовую устойчивость медицинских учреждений страны,

позволит им перейти от решения проблем выживаемости к проблемам повышения

качества оказания медицинских услуг.

При рассмотрении рынка медицинских услуг необходимо обратить внимание

на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным из

которых является цена. При этом цены можно разделить на следующие три

группы:

1 группа – высокие цены (первая цена) на услугу отражают ее

уникальность, технологическую патентную защищенность, отсутствие на

начальном этапе спроса (рынка спроса);

2. группа – низкие цены (цена прорыва или проникновения) на услугу,

отражает простоту технического и технологического решения, низкие

затраты, высокий и стабильный спрос, прочное финансовое положение

фирмы;

3. группа – экспериментальные цены (когда подобного товара нет на

рынке), отражают новизну функционального назначения, отсутствие

данных о возникновении рынка сбыта и ценах.

Также немаловажно взаимодействие рынка медицинских услуг с рынком

трудовых и материальных ресурсов. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов

является производной от спроса на медицинские услуги, с другой – уровень

цен, и в целом коньюктура на рынке ресурсов определяет потенциальные

возможности и границы развития медицинских учреждений.

2.2 Схема стратегии ценообразования.

На одном из первых мест в деятельности здравоохранения в рыночных

условиях стоит такой фактор, как цена. Коммерческие и многие некоммерческие

организации определяют цену на свои услуги самостоятельно. Установление

цены – один из элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую

деятельность. Через ценовую конкуренцию можно влиять на спрос. При ценовой

конкуренции продавцы – производители двигаются по кривой спроса, повышая

или понижая свою цену. При неценовой конкуренции продавцы-производители

перемещают кривые спроса либо вверх, либо вниз, делая упор на отличительные

особенности своей продукции. Это позволяет организации увеличивать продажи

при данной цене.

Участие Правительства в ценообразовании и выбор вида конкуренции могут

оказать решительное воздействие на всю систему охраны здоровья. Ярким

примером неценовой конкуренции медицинских учреждений при прямом участии

Правительства в ценообразовании медицинских услуг, их влияние на систему

здравоохранения служит внедрение нового механизма хозяйствования (НМХ) во

второй половине 80-х годов. В этот период был сформирован единый

прейскурант цен на медицинские услуги стационаров, основанный на клинико-

статистических группах (КСГ). Также в этот период разрабатывались цены на

различные виды консультации, диагностических процедур, лабораторных

исследований. Эти цены были сформированы в рамках сложившегося бюджета

здравоохранения территорий и учитывали структуру и объем случаев

заболеваемости в регионах за последние три года. Для поликлиник «ценой»

продукции стал норматив на прикрепленного к ней жителя с учетом

половозрастной структуры прикрепленного населения. Условно говоря,

первоначально, при формировании цен на медицинские услуги рынок и

конкуренция не учитывались, поскольку их попросту не существовало. Одной из

целей нового механизма хозяйствования стало создание такого рынка.

В условиях НМХ главной целью маркетинга в ЛПУ стало увеличение объема

продаваемых медицинских услуг при снижении их себестоимости. Особенностью

той ситуации стало то, что практически ни одно ЛПУ самостоятельно не стало

снижать себестоимость за счет сокращения персонала, больничных коек,

хозяйственных расходов, поскольку неконтролируемые факторы в лице

государства, экономики (цены на медицинские услуги) были непредсказуемы и

подавляющее количество руководителей ЛПУ (контролируемый фактор) заняло

выжидающую позицию.

Несомненным достижением НМХ стало то, что появление рынка и цен на

медицинские услуги сразу выявили структурную и экономическую диспропорцию

структуру здравоохранения территории.

Существует пять основных этапов разработки ценовой стратегии (схема

1):

|Цели | |Факторы, влияющие на решение|

| | |по ценам: |

| | |потребители (покупатели) |

| | |правительство |

| | |конкуренты |

| | |издержки. |

|Общая политика | | |

|ценообразования | | |

|Ценовая стратегия | | |

|Реализация ценовой | | |

|стратегии | | |

|Приспособление цен | | |

Первый этап – это постановка цели. ЛПУ должно знать, чего оно хочет

добиться своей политикой ценообразования. Это может быть и расширение сферы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты