Поэтому цены на коммерческие медицинские услуги несравнимо выше, чем в
государственных ЛПУ, выше и заработная плата врачей. Следствием этого
является большой отток специалистов из государственных структур в
коммерческие.
Глава 3. РАСЧЕТ ЦЕН НА ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В ММУ «НОВОКУЙБЫШЕВСКАЯ
ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА №2».
3.1 Общая характеристика ММУ «Новокуйбышевская городская больница №2».
(ММУ «НГБ №2»).
ММУ «Новокуйбышевская городская больница №2» именуемое в дальнейшем
«Учреждением» обслуживает население г. Новокуйбышевска.
Источниками финансирования ММУ «НГБ №2» являются:
- взносы предприятий на медицинское страхование;
- средства основного и местного бюджета;
- договора с предприятиями и организациями на оказание медицинских
услуг;
- личные средства населения за оказанные медицинские услуги на
платной основе.
Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой
частично за счет средств городского бюджета на основе сметы.
Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении
обособленное имущество, отраженное на самостоятельном балансе, отвечает по
своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами,
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в
суде.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с
законодательством РФ, Самарской области, нормативными актами Министерства
здравоохранения РФ, органов местного самоуправления г. Новокуйбышевска и
Уставом.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в
учреждениях банков, печать со своим наименованием.
Учреждение отвечает по своим обязательствам перед внешними
кредиторами, находящимися в его распоряжении денежными средствами и
имуществами, принадлежащим ему на праве собственности.
Цели и предмет деятельности учреждения.
Главной целью деятельности учреждения является оказание стационарной,
амбулаторной, консультативной и реабилитационной медицинской помощи в
объеме территориальной программы ОМС Самарской области, в объемах
выделенных финансовых ресурсов, а также проведение лечебно-профилактических
и диагностических мероприятий, не входящих в вышеуказанную программу.
Для достижения этих целей учреждение:
- определяет потребности в оказании медицинской помощи гражданам на
планируемый период деятельности учреждения;
- внедряет новые системы управления, учета, экспертизы, диагностики и
лечения;
- организует и предоставляет платные медицинские услуги в
соответствии с нормативными актами, при наличии лицензии и
специального разрешения вышестоящих органов управления;
- проводит врачебно-трудовую экспертизу;
- повышает качество медицинской помощи на основе внедрения новейших
методов диагностики, лечения и прогрессивных форм их организации;
- привлекает специалистов различных отраслей медицины, лечебно-
профилактических учреждений и предприятий медицинского профиля, для
оказания всех необходимых видов медицинской помощи, в соответствии
с действующим законодательством;
- осуществляет отдельные виды деятельности, не запрещенные
законодательством РФ на основании специальных разрешений
(лицензий).
В состав учреждения в качестве его структурных подразделений входят:
терапевтическая служба, хирургическая служба, инфекционная служба, лечебно-
диагностическая служба, гастроэнтерологическая служба, гинекологическая
служба, патологоанатомическая служба, административно-хозяйственная служба,
вспомогательная служба, ремонтно-эксплуатационная служба, служба аптеки.
3.2 Определение рентабельности (нормы прибыли).
Цены на медицинские услуги формируются исходя из экономически
обоснованных затрат и свободного уровня рентабельности (п.7 постановления
Правительства ПФ «О мерах по упорядочению Государственного регулирования
цен (тарифов)» от 7.03.95 г. №239). Коэффициент рентабельности обычно
составляет 20% от себестоимости.
Сейчас учреждению не всегда удается устанавливать цены с учетом
коэффициента рентабельности в 20 %. Приходится учитывать
неплатежеспособность потребителей (пациентов). Однако установление цены на
уровне себестоимости позволяет медицинским учреждению хотя бы окупить свои
затраты на оказание услуг, но это не позволяет накапливать фонд развития и
другие фонды учреждения. Это одна из важных проблем ценообразования в
медицине. Однако решить ее только на уровне здравоохранения невозможно.
Медицинское учреждение может понизить цены, но это скажется на качестве
медицинской помощи. Использование более дешевых методик, материалов,
лекарств и т.д. так же скажется на уровне медицинской помощи. Увеличить же
платежеспособность своих потребителей ЛПУ не в состоянии. Поэтому
медицинское учреждение должно четко знать, на какой сегмент
потребительского рынка ориентированны его услуги, и целенаправленно
продвигать эти услуги до их потребителей. В этом может помочь применение
маркетинга в здравоохранении.
Еще одной проблемой является обеспечение рентабельности медицинской
услуги в системе ОМС. К сожалению, большинство тарифов сейчас не могут
обеспечить какую-либо прибыль медицинским учреждениям, оказывающим
медицинскую помощь в системе ОМС. Это не позволяет ЛПУ развиваться,
приобретать более современное оборудование, медикаменты, инструменты и т.д.
Зачастую тарифы в системе ОМС не обеспечивают также и полной окупаемости
медицинских услуг, то есть не возмещают все затраты на их оказание. Это
принуждает медицинское учреждение действовать в убыток себе, что, учитывая
то состояние, в котором находится ЛПУ в настоящее время, не допустимо. Да и
в любом случае это нежелательно. Одним из возможных выходов в этой ситуации
является более ответственный подход к разработке тарифов в системе ОМС,
учет всех затрат медицинских учреждений на оказание услуг. Это позволит
полностью окупить свои затраты, а если тарифы будут еще содержать и
коэффициент рентабельности, то медицинское учреждения смогут воспроизводить
свои ресурсы.
Еще одной проблемой является не полная оплата оказания услуг в системе
ОМС. Это связано с тем, что в территориальных фондах, страховых медицинских
организациях не хватает средств на оплату медицинской помощи. А это сводит
на нет любые тарифы в системе ОМС, даже если они включают определенный
коэффициент рентабельности. Эту проблему также нельзя решить только в
рамках здравоохранения. Здесь может помочь наблюдение за правильностью,
своевременностью и полнотой поступления страховых взносов от всех
налогоплательщиков, а также правильностью их распределения.
Рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения. Для
большинства товаров и услуг спрос и цена находятся в обратной
пропорциональной зависимости, то есть при повышении цены снижается спрос.
В условиях рынка медуслуга (оказание медицинской помощи) выступает как
товар, который должен подчиняться законам товарного обращения. Однако при
определении нормы рентабельности следует учитывать специфику медуслуги как
товара, и ее социальную значимость и принцип общедоступности медуслуги в
целом. Слишком низкая цена не обеспечивает достаточной прибыли и
осуществлении экономической самостоятельности медицинского учреждения.
Слишком высокая отрицательно сказывается на формировании спроса на
медуслуги, следовательно, на качественных характеристиках народонаселения.
Поэтому формирование договорной цены должно протекать между верхним и
нижним ее пределом, исходя из затрат и норматива рентабельности, который
должен устанавливаться на основе комплексного, сегментного изучения рынка
медуслуг методами ценового маркетинга.
При этом особо важным для производителя медуслуг становится изучение
платежеспособного спроса населения; мотиваций к расходам на ту или иную
медицинскую помощь; факторов влияющих на выбор пациентов; состояние дел у
производителей-конкурентов и других разделов маркетинговых исследований.
Только на этой основе возможно установление оптимального размера норматива
рентабельности, определение выгодности цены, как для производителя, так и
для продавца медуслуги в условиях усиливающейся ценовой конкуренции на
рынке медуслуг.
Уровень рентабельности устанавливается в процентном отношении к
себестоимости медуслуг. Прибыль распределяется в соответствии с принятым
положением о порядке образования и использования фондов, формируемых в ЛПУ.
Платные медицинские услуги - это дополнительные услуги, оказываемые
ММУ «НГБ № 2» за счет внебюджетных средств за рамками бесплатного
медицинского обслуживания.
При предоставлении платных услуг в Учреждении пользуются областным
прейскурантом цен на платные услуги. Кроме того, в ММУ «НГБ № 2»
рассчитывают собственные цены.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором между
медицинским учреждением и гражданами или юридическими лицами.
3.3 Роль маркетинговых исследований на рынке услуг.
Основной вопрос: как именно реагирует потребитель на различные
побудительные приемы маркетинга, которые может применить учреждение:
услуга, цена, методы распространения и стимулирования.
Переход к рыночным отношениям сопровождается изменением
психологических стереотипов людей, их отношения к бесплатности лечебно-
профилактических услуг. Определенный отпечаток на характер потребления
продукции здравоохранения накладывают инфляционные процессы.
Отправной точкой в изучении покупательского спроса является модель
покупательского поведения при удовлетворении потребностей.
|Побудительные | |Прочие | |«Черный ящик» | |Ответные |
|факторы | |раздражители | |сознания | |реакции |
|маркетинга | | | |покупателя | | |
|Товар, цена, | |Экономические, | |Характер|Процесс | |Выбор |
|методы | |социальные, | |истика |принятия| |товара, |
|распространения,| |научно-техничес| |покупате|решения | |времени |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15