Маркетинговые подходы к ценообразованию на медицинские услуги

Медицинская помощь населению призвана обеспечить реализацию важнейшего

социального приоритета – сохранение и улучшение здоровья граждан. При этом

ответственность за качество медицинского обеспечения должно нести не только

государство, но и субъекты, работающие на рынке медицинских услуг.

Переход к рыночным отношениям предполагает использование

преимущественно экономических методов управления. Применение на практике

экономических методов управления должно оптимизировать процессы, связанные

с выработкой новой стратегии функционирования учреждений здравоохранения на

рынке медицинских услуг в условиях экономического реформирования и

внедрения рыночных механизмов.

В связи со становлением рыночной экономики появились организации

различных форм собственности, занимающиеся оказанием медицинской помощи и

реализацией лекарственных препаратов, а также производящие и реализующие

прочие товары медицинского назначения. Рынок медицинских услуг, работа на

котором в условиях конкуренции требует от руководителя учреждений

здравоохранения знаний в области теории и практики управления. Возникает

необходимость диверсифекации структуры управления и внедрения в нее новых

элементов, отсутствовавших в практике прежнего здравоохранения.

Одно из важнейших мест занимает организация маркетинга в медицинском

учреждении, так как без применения на практике маркетинговых структур не

может эффективно функционировать не одно социально-экономическое хозяйство.

Поэтому уже сегодня, в условиях становления и развития рыночных отношений в

здравоохранении, нельзя себе представить деятельность субъектов

медицинского рынка без знания маркетинга, так как с его помощью более

эффективно принимаются управленческие решения.

Практический маркетинг своими средствами позволяет лучше приспособить

производство к условиям окружающей среды (социально-экономической и

природной), прежде всего к требованиям запросам потребителей, а в широком

смысле способен формировать и рациональные потребности. Извлечение пользы

из маркетинга предполагает владение его методами и умение принимать их в

зависимости от конкретной ситуации. Маркетинг важен не только как

тщательно продуманная и организованная специфическая деятельность, но и как

философия руководства, пронизывающая все сферы предприятия, ориентирующая

определенным образом его работы и развитие.

Маркетинг представляет собой осуществление хозяйственной деятельности,

связанной с направлением потока товаров (услуг) от производителя к

потребителю. Сущность маркетинга должна определятся формулой: «Производить

то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязать потребителю

несогласованные с рынком продукцию и услуги». В большой степени это

относится к медицинской деятельности. Ведь, действительно, нельзя

предложить пациенту произвести аппендектомию вместо искуственного

прерывания беременности.

Маркетинг, если перевести дословно, означает изучение рынка. Но это не

вся сфера маркетинга как дисциплины. Маркетинг – это научно разработанная

концепция анализа и учета требований потребителей, требований конкретного

сегмента рынка, разработка в соответствии с выявленными требованиями нового

товара (новой услуги); это – система организации его реализации, включая

меры по стимулированию и рекламе; это также система каналов, по которым

происходит продвижение продукции к потребителям.

Оcтрая необходимость применения на практике маркетингового управления

медицинскими учреждениями возникла в период экономического реформирования

здравоохранения России, в условиях дефицита бюджетного финансирования.

Маркетинг в здравоохранении охватывает совокупность организационно-

экономических функций, связанных с реализацией комплекса оздоровительно-

профилактических, санитарных и лечебных услуг, лекарственных средств,

изделий медико-терапевтического и реабилитационного назначения.

В условиях рыночной концепции управления методология маркетинга

направлена на удовлетворение потребностей в услугах отрасли, лекарственных

средств и товаров.

Цели маркетинга – обеспечение рентабельности производства медицинских

услуг и лекарственных средств, достижение экономической эффективности от их

реализации за приемлемое время и в пределах имеющихся возможностей.

Возможности реализации услуг и лекарственных средств в здравоохранении

зависит от действия целого комплекса факторов, формирования цен на

медицинские услуги, лекарственные препараты и товары, а также от

соотношения спроса и предложения на амбулаторное и больничное обслуживание.

В настоящее время рынок лечебно-профилактических услуг, медикаментов и

товаров достаточно динамичен за счет появления на нем объектов

здравоохранения и фармации различных организационно-правовых форм. Поэтому

деятельность хозрасчетных структур, и коммерческих медицинских учреждений,

страховых медицинских и фармацевтических организаций, а также других

субъектов рыночной деятельности в условиях рынка связанных с риском.

Маркетинг предназначен для того, чтобы снизить степень риска до минимума.

Переход к рыночным отношениям сопровождается изменением

психологических стереотипов людей. Их отношение к бесплатности лечебно-

профилактических услуг, лекарственных средств, товаров медицинского

назначения определенным образом отпечатывается на характере потребления

продукции здравоохранения. В связи с этим цель маркетинга состоит в

разработке прогнозов развития рынка лечебно-профилактических услуг

(медикаментов, изделий), оптимизация стратегии оказания медико-санитарной

помощи, решения проблем создания новых видов услуг, товаров, лекарственных

средств для более полного удовлетворения спроса на них.

До недавнего времени маркетинг в здравоохранительной деятельности

использовался, как правило, эпизодически в виде отдельных приемов: изучения

спроса на лекарственные средства, реклама в фармацевтической продукции и

т.п. Комплексные исследования по проблемам маркетинга в этой области не

проводились. Маркетинг должен стать инструментом эффективной деятельности

учреждений здравоохранения.

Маркетинг способствует более успешному освоению рынка медицинских

услуг и лекарственный средств за счет выявления тех их видов и групп,

которые пользуются наибольшим спросом у потребителей. Кроме того,

рациональное построение сбытовой политики объектов здравоохранения фармации

существенным образом минимизирует сопутствующие издержки путем более

обоснованного и целенаправленного продвижения лечебно-профилактических

услуг, лекарственных средств и товаров к их пользователям (пациентам).

Необходимо отметить, что в России деятельность медицинских учреждений

государственной системы здравоохранения носит некоммерческий характер, а

это накладывает отпечаток и на их маркетинг.

Сфера услуг отличается от производства практическим использованием

маркетинга. К маркетингу начинают обращаться оп мере обострения

конкуренции, роста издержек, замедления или падения роста

производительности труда, ухудшения качества услуг. Причем начинают, как

правило, с отдельных элементов маркетинга, и чаще всего с рекламы.

Однако, наиболее эффективное использование маркетинга может быть

только при комплексном подходе, включающем изучение и прогнозирование

рынка, разработку методов воздействия на рынок, определение эффективной

ценовой политики, систему информационного обеспечения, разработку плана

маркетинга.

В системе здравоохранения ряд исследователей определяет маркетинг как

систему принципов, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении

спроса потребителя и целенаправленном формировании предложения медицинских

услуг производителей.

Маркетинг имеет ряд общих функций, присущих любому типу управления:

целеполагание (планирование), организация, координирование, мотивация, учет

и контроль. В то же время для маркетинга характерны и другие, специфические

функции: анализ окружающей среды и рыночные исследования, анализ

производственных возможностей медицинского учреждения и формирование

сбытовой политики, анализ потребителей (пациентов), планирование комплекса

услуг, планирование системы тарифов и цен, формирование спроса и

стимулирование сбыта, формирование структур маркетинговых служб учреждений

здравоохранения, контроль деятельности учреждений здравоохранения в

условиях рынка медицинских услуг и оценка ее эффективности.

Субъектами маркетинга здравоохранения являются: пациенты

(потребители); медицинские учреждения; врачи общей практики, врачи частной

практики (производители); органы исполнительной власти, фонды обязательного

медицинского страхования, страховые медицинские организации, больничные

кассы (покупатели); территориальные и ведомственные органы управления

здравоохранения (продавцы); специалисты (организации) по маркетингу.

Деятельность любого медицинского учреждения в условиях адаптации к

рынку государственной системы здравоохранения должны строиться с учетом

философии (концепции) маркетинга.

Философия государственного медицинского учреждения в России до сих пор

является принцип медицинского обслуживания всех, кто бы не обратился в это

учреждение, независимо от его финансовых возможностей, то есть принцип

«бесплатности» медицинской помощи, гарантируемой конституцией страны.

Медицинское учреждение, руководствующееся философией маркетинга,

подвержено влиянию окружающей среды, основными компонентами которой

являются контролируемые и неконтролируемые факторы.

К формализованным контролируемым факторам относятся: область

деятельности, общие цели, роль маркетинга для организации, роль других

функций, корпоративная культура организации.

Для медицинских учреждений в область деятельности входят перечень

медицинских услуг, формы собственности, контингент пациентов и т.д.

Серьезное влияние на маркетинговую философию организации оказывают так

называемые условно неконтролируемые факторы, к которым относятся

потребители, правительство, экономика, конкуренция и независимые средства

массовой информации.

В условиях рыночной экономики необходимо любой ценой избегать

маркетинговой близорукости, краткосрочного и ограниченного взгляда на

маркетинг и его среду.

Примерами маркетинговой близорукости служат и крен в сторону

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты